Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 35.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четвертый день.

Поуч. 2-е. Св. священномученикъ Вавила.

(Съ порочнымъ не дружись).

II. а) Слово Божіе говоритъ, что потомки Сиѳа, сына Адамова, жили добродѣтельно и богоугодно во все время, пока былъ живъ Адамъ, за что священное писаніе и называетъ ихъ сынами Божіими; они не смѣшивались съ беззаконными потомками Каина, которыхъ слово Божіе называетъ сынами человѣческими. Но по смерти праотца Адама благочестіе сыновъ Божіихъ стало ослабѣвать; по смерти Сиѳа они и совсѣмъ развратились, а причиною сего развращенія было то, что они сблизились съ нечестивыми потомками Каиновыми, ибо тѣсное знакомство и дружба съ людьми порочными кого не развратитъ? Хорошо сказано въ псалмахъ: съ преподобнымъ преподобенъ будеши, и со строптивымъ развратишися (Пс. 17, 26—27). А Іисусъ, сынъ Сираховъ, душевредную дружбу съ людьми порочными уподоблаетъ смолѣ; онъ говоритъ: касаяйся смолѣ очернится, и пріобщаяйся гордому точенъ ему будетъ (13,1). Такъ же точно слѣдуетъ разсуждать не объ одной гордости, но и о всякомъ другомъ грѣхѣ, и особенно о нечистотѣ плотскаго грѣха: всякій кто заводитъ дружбу съ порочнымъ человѣкомъ, отъ него же научится и пороку его, и очернитъ себя, какъ очерняется человѣкъ, прикасающійся смолѣ. И справедливо уподобляется порочная жизнь людей развратныхъ смолѣ: какъ смола черна и прилипчива, какъ она легко пристаетъ ко всякой вещи, а когда загорится, то издаетъ смрадный дымъ, и пламень ея бываетъ трудно погасить: такъ и гнусныя дѣла беззаконныхъ мрачны, отвратительны и черны, какъ эѳіопы. И говоритъ таковымъ Самъ Богъ въ книгѣ пророка Амоса: не якоже ли сынове эѳіопстіи, вы есте Мнѣ, сынове израилевы (9; 7)? Когда, говоритъ, вы развратились, не стали ли въ очахъ Моихъ такими же темнообразными, какъ эѳіопляне? Всякій грѣшникъ есть черный эѳіопъ, онъ ненавидитъ свѣта и не приходитъ къ свѣту, да не обличатся дѣла его, яко лукава суть (Іоан. 3, 20). И тому, кто водитъ дружбу съ такими эѳіопами, очерненными, какъ смолою, своими гнусными дѣлами, нельзя не очерниться: вѣдь зло прилипчиво, оно легко пристаетъ къ человѣку, который по самой природѣ своей больше склоненъ къ злому, чѣмъ къ доброму, какъ сказано въ писаніи: прилежитъ помышленіе человѣку прилежно на злая отъ юности его (Быт. 8, 21). А какъ скоро человѣкъ, подружившись съ порочными людъми, начинаетъ и самъ развращаться, и подобно смолѣ возжигаться огнемъ грѣховнымъ, то онъ уже начинаетъ испускать и злосмрадный дымъ соблазна, злословія, безстыдства; повсюду, точно дымъ по вѣтру, распространяется о немъ худая молва, и всѣ люди добрые сторонятся отъ него... Когда же грѣхъ обратится для него въ привычку, то уже трудно исправить его, подобно тому, какъ нелегко бываетъ загасить загорѣвшуюся смолу. Вотъ почему Богъ повелѣваетъ: изыдите отъ среды ихъ, и отлучитеся, и нечистотѣ ихъ неприкасайтеся: и Азъ пріиму вы, и буду вамъ во Отца (2 Кор. 6, 17, 18). А св. ап. Петръ такъ умоляетъ: спасайтеся отъ рода сего строптиваго (Дѣян. 2, 40); спасайтесь, говоритъ, какъ отъ неминуемой погибели, ибо по истинѣ было бы чудомъ, если бы кто, живя между строптивыми и развращенными, не погибъ совершенно. Мы удивляемся праведнымъ мужамъ: Ною, Аврааму, Лоту, Іову, Товиту, которые спаслись, обитая среди беззаконныхъ народовъ; мы прославляемъ ихъ жизнь какъ чудное явленіе въ мірѣ. Хорошо сказалъ одинъ изъ греческихъ мудрецовъ, когда его спросили: что въ жизни достойно удивленія? — «Человѣкъ добрый между злыми», отвѣчалъ онъ. Если встрѣтишь, говоритъ, одного добраго человѣка среди множества людей развратныхъ, то удивляйся ему, какъ бы чуду какому, потому что такіе люди не часто встрѣчаются, — не часто, ибо вси уклонишася, вкупѣ непотребни быша, какъ говоритъ псалмопѣвецъ; нѣсть творяй благостыню, нѣсть до единаго (Пс. 52, 4).

Что же за причина такого всеобщаго между людьми развращенія? Да та и причина, что люди соблазняютъ другъ друга и вредятся дурными примѣрами грѣховной жизни своей. Каждый видитъ дурную жизнь другого и соблазняется, и самъ начинаетъ дѣлать то же зло, и такимъ-то образомъ умножается число людей злыхъ и уменьшается число людей добрыхъ. Посему и Господь говоритъ въ евангеліи: горе міру отъ соблазнъ (Мѳ. 18. 7), — горе, ибо міръ полонъ соблазновъ, какъ полонъ и грѣховъ! Соблазняется зрѣніе, ибо сколько видится въ мірѣ совершающихъ беззаконія! Соблазняется слухъ, ибо сколько слышится въ мірѣ рѣчей льстивыхъ, хульныхъ, лживыхъ, нечестивыхъ!.. И кто можетъ избѣжать всѣхъ этихъ соблазновъ? Посему — горе міру отъ соблазнъ!

б) Многіе, желая сохранить себя отъ соблазна, который въ міру встрѣчается на каждомъ шагу, убѣгали въ пустыни, укрывались въ горахъ и пещерахъ, лишь бы не видѣть, не слышать мірскихъ соблазновъ, среди которыхъ трудно спастись. И если противу живущихъ въ пустыняхъ, далекихъ отъ міра, воюютъ многія страсти и нѣкоторыхъ изъ нихъ даже совсѣмъ останавливаютъ на пути къ спасенію: то тѣмъ легче сіи страсти побѣждаютъ и совсѣмъ погубляютъ людей, живущихъ среди рода строптиваго и развращеннаго. Одинъ старецъ, обитавшій въ скиту, въ египетскихъ пустыняхъ, однажды пришелъ въ Александрію продать свое рукодѣліе, и, увидѣвъ тутъ юнаго монаха, который вошелъ въ корчемницу, весьма опечалился; онъ дождался, пока монахъ вышелъ изъ корчемницы, отвелъ его въ сторону и сказалъ ему: «братъ! ужели ты не знаешь, какъ много сѣтей у діавола? Развѣ не знаешь ты, какъ мы, монахи, повреждаемся и отъ зрѣнія, и отъ слуха, когда бываемъ въ городѣ? А ты, молодой монахъ, ходишь въ корчемницу; вѣдь ты тамъ по неволѣ и слышишь и видишь все только грѣхъ; умоляю тебя, сынъ мой, бѣги въ пустыню, тамъ для монаха легче спасеніе при помощи Божіей». Юный инокъ дерзко ему отвѣчалъ: «ступай прочь, старикъ! Богъ ничего отъ насъ невзыскиваетъ, было бы только сердце чисто». Тогда старецъ воздѣлъ руки къ небу и сказалъ: «слава Тебѣ Боже! вотъ уже пятьдесятъ пять лѣтъ живу въ скиту пустынномъ, а сердца чистаго еще не стяжалъ; а этотъ братъ, и пребывая въ корчемницѣ, уже имѣетъ сердце чистое». Сказалъ же это старецъ, чтобы только выразить свое удивленіе; на самомъ же дѣлѣ онъ вовсе не вѣрилъ, чтобы кто-нибудь могъ, живя среди соблазновъ мірскихъ, стяжать сердце чистое. (Изъ твор. св. Димитрія ростовскаго).

III. «Какъ тѣло, скажемъ въ заключеніе словами св. Іоанна Златоустаго, часто погибаетъ отъ заразы испорченнаго воздуха, такъ точно и душа часто терпитъ вредъ отъ общенія съ людьми порочными; и какъ страждущій чесоткою сообщаетъ свою болѣзнь и здоровымъ, такъ точно случается часто и съ душею отъ общенія съ людьми порочными. Посему и Христосъ заповѣдалъ не только избѣгать такихъ людей, но и отвергать ихъ: аще же, говоритъ Онъ, око твое десное соблазняетъ тя, изми е и верзи отъ себе (Матѳ. 5, 29), разумѣя въ этой заповѣди не глазъ, — ибо что худого можетъ сдѣлать глазъ, когда душа находится въ здоровомъ состояніи: — но друзей, близкихъ къ намъ и сдѣлавшихся какъ бы нашими членами, повелѣвая не дорожить и ихъ дружбою, чтобы безопаснѣе содѣлывать собственное спасеніе. Посему и пророкъ говоритъ: не сѣдохъ съ сонмомъ суетнымъ, и съ законопреступными не вниду (Пс. 25, 4). Блажет мужъ, иже не иде на совѣтъ нечестивыхъ (Пс. 1, 1) Обыкповенно, не столько причиняютъ вреда дикіе звѣри, сколько порочные люди; тѣ явно производятъ свои ядовитыя дѣйствія, а эти нечувствительно и неслышно каждый день распространяютъ заразу, мало-помалу ослабляя силу добродѣтели. А ты, когда намѣреваешься поселиться въ городѣ, то много стараешься узнать все о тамошнемъ климатѣ, не вреденъ ли, не сыръ ли, не сухъ ли онъ; когда же дѣло касается души, то нисколько не стараешься узнать тѣхъ людей, съ которыми тебѣ приходится жить»...

Будемъ же, братія мои возлюбл., и сами избѣгать порочныхъ людей и дурныхъ обществъ, и своихъ дѣтей хранить отъ нихъ, какъ зѣницу ока, да не погибнутъ они душею и тѣломъ и да не лишатся чрезъ то жизни не только временной, но и вѣчной. (Сост. свящ. Г. Д—ко по твор. св. Димитрія ростовскаго и св. I. Злат.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 238-240.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0