Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Четвертый день.

Поуч. 1-ое. Св. священномученикъ Вавила.

(О почитаніи духовныхъ наставниковъ).

II. Изъ житія св. священномученика Вавилы мы видѣли, братія, высокій образещ почитанія духовныхъ пастырей: св. братья отроки: Урванъ, Прилидіанъ и Епполоній отвѣчали, какъ вы припомните, мучителю, что они любятъ своего духовнаго наставника – св. епископа Вавилу болѣе матери, потому что онъ заботится о спасеніи ихъ душъ!

Да научитъ примѣръ этихъ св. отроковъ-мучениковъ и всѣхъ насъ почитать нашихъ духовныхъ пастырей, ибо они пекутся о спасеніи душъ нашихъ. И слово Божіе, и ученіе отцевъ церкви, и жизнь святыхъ научаетъ насъ этой истинѣ.

а) Слово Божіе подробно опредѣляетъ, въ чемъ должно выражаться почитаніе духовныхъ наставниковъ.

Вѣрующіе должны принимать ихъ, какъ посланниковъ Божіихъ. «Каждый долженъ разумѣть насъ, какъ служителей Христовыхъ и домостроителей таинъ Божіихъ» (1 Коринѳ. 4—1), учитъ ап. Павелъ.

Христіане должны внимать и слѣдовать ихъ наставленіямъ: «повинуйтесь наставникамъ вашимъ и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душахъ вашихъ, какъ обязанные дать отчетъ, чтобы они дѣлали это съ радостію, а не воздыхая, ибо это для васъ не полезно», учитъ тотъ же великій апостолъ (Евр. 13–17);

христіане должны слѣдовать ихъ примѣру: «умоляю васъ: подражайте мнѣ, какъ я Христу» (1 Коринѳ. 4—16), говоритъ св. ап. Павелъ;

они обязаны подражать ихъ вѣрѣ: «поминайте наставниковъ вашихъ, которые проповѣдывали вамъ слово Божіе, и взирая на кончину ихъ жизни, подражайте вѣрѣ ихъ» (Евр. 13—7);

они должны почитать и уважать ихъ: «достойно начальствующимъ пресвитерамъ должно оказывать сугубую честь, особенно тѣмъ, которые трудятся въ словѣ и ученіи» (1 Тим. 5—17);

ихъ долгъ молиться за нихъ: «умоляю васъ, братія, Господомъ нашимъ I. Христомъ и любовію Духа, подвизаться со мною въ молитвахъ за меня къ Богу (Римл. 15—30). Молитесь за насъ», учитъ св. ап. Павелъ (Евр. 13—18);

истинные христіане всегда ясно и опредѣленно сознаютъ свою обязанность обезпечивать содержаніе своихъ духовныхъ пастырей: «наставляемый словомъ дѣлись всякимъ добромъ съ наставляющимъ». (Галат. 6—6). — Писаніе говоритъ: не заграждай рта у вола молотящаго; и трудящійся достоинъ награды своей (1 Тим. 1—18). — Отправляя 12 апостоловъ на проповѣдь, I. Христосъ сказалъ имъ: «не берите съ собою ни золота, ни серебра, ни мѣди въ поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двухъ одеждъ, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящійся достоинъ пропитанія» (Матѳ. 10—10).

б) Подобныя наставленія даютъ и св отцы церкви. Такъ св. Іоаннъ Златоустъ пишетъ: «учители должны превосходить плотскихъ отцевъ, должны быть усерднѣе ихъ. Но и дѣти должны питать любовь къ нимъ. ІІовинуйтеся, говоритъ св. апостолъ Павелъ, наставникомъ вашимъ и покоряйтеся, зная, что тіи бдятъ о душахъ, вашихъ, яко слово воздати хотяще (Евр. 13, 17). Скажи же мнѣ: почему, тогда какъ наставникъ твой подлежитъ такой опасной отвѣтственности, ты не хочешь даже слушать его, и притомъ — для твоей же пользы? Хотя бы все, касающееся его, было исправно, онъ безпокоится, пока все, касающееся и тебя, не будетъ исправно, и отдастъ двойной отчетъ. Представь, сколько ему надобно трудиться и заботиться о каждомъ изъ подчиненныхъ. Какую же ты можешь воздать ему честь, какую услугу, которая была бы равносильна такимъ опасностямъ? Не можешь предложить ничего равнаго; ты еще не положилъ за него души своей, а онъ полагаетъ за тебя душу свою. Если же онъ не положитъ ея здѣсь по требованію обстоятельствъ, то погубитъ ее тамъ, а ты не хочешь повиноваться ему даже въ словахъ!»

«Кто почитаетъ священника, учитъ тотъ же св. отецъ церкви, тотъ постепенно будетъ почитать и Бога: а кто сталъ презирать священника, тотъ постепенно дойдетъ когда-нибудь и до оскорбленія Бога. Иже васъ пріемлетъ, сказалъ Господь, Меня пріемлетъ (Матѳ. 10, 40); священникамъ Его, сказано въ другомъ мѣстѣ, воздавай честь (Числ. 18, 8). Іудеи стали презирать Бога потому, что презирали Моисея, что бросали въ него камнями. Кто благоговѣетъ предъ священникомъ, тотъ тѣмъ болѣе будетъ благоговѣть предъ Богомъ».

«Хотя бы священникъ былъ нечестивъ, учитъ тотъ же златословесный учитель, но Богъ, видя, что ты изъ благоговѣнія къ Нему почитаешь даже недостойнаго чести, Самъ воздастъ тебѣ награду. Если пріемляй пророка во имя пророче, какъ говоритъ Господь, мзду пророку пріиметъ (Мѳ. 10, 41); то, конечно, получитъ награду и тотъ, кто уважаетъ священника, слушается его и повинуется ему. Если въ дѣлѣ страннопріимства, когда ты не знаешь, кого принимаешь къ себѣ, ты получаешь такую награду; то тѣмъ болѣе получишь, когда будешь повиноваться тому, кому повиноваться повелѣлъ Господь». «Развѣ ты не знаешь, спрашиваетъ тотъ же отецъ церкви, что такое — священникъ? Онъ — ангелъ Господа. Развѣ свое говоритъ онъ? Если ты его презираешь, то презираешь не его, а рукоположившаго его, Бога».

в) Весьма живой примѣръ глубокаго почтенія и признательности къ духовному наставнику представляетъ между прочимъ и св. Симеонъ столпникъ, память коего церковь праздновала два дня тому назадъ. Преп. Симеонъ былъ сынъ земледѣльца. Въ юности своей лѣтомъ онъ пасъ овецъ отца своего, а зимою помогалъ ему въ домашнемъ хозяйствѣ. При всемъ томъ онъ имѣлъ досугъ ходить къ богослуженію.

Въ одинъ изъ воскресныхъ дней юный Симеонъ пришелъ съ своими родителями къ литургіи. Съ благоговѣніемъ слушая чтеніе и пѣніе, онъ съ особеннымъ вниманіемъ остановился на словахъ евангелія, изъ которыхъ на тотъ разъ читалась нагорная проповѣдь Спасителя о девяти блаженствахъ. Но такъ какъ онъ не понималъ значенія этой проповѣди, то обратился къ стоявшему подлѣ него старцу и спросилъ: «что такое: блажени нищіи духомъ, блажени плачущіе и т. д.?» (Матѳ. 5, 3—11). Старецъ объяснилъ ему непонятное и произвелъ такое дѣйствіе на тринадцатилѣтняго Симеона, что онъ тутъ же воспламенился желаніемъ достигнуть царства небеснаго по ученію евангельскихъ блаженствъ.

Чувствуя, сколько обязанъ старцу за вразумленіе, Симеонъ, по выходѣ изъ церкви, упалъ ему въ ноги и, принося благодарность, между прочимъ, говорилъ такъ: «ты мнѣ отецъ, ты мнѣ мать, ты учитель благочестія и вождь моего спасенія!» Объ этомъ происшествіи въ своей юности Симеонъ всегда хранилъ пріятное воспоминаніе, и уже въ старости, разсказывая о немъ блаженному Ѳеодориту, съ благодарностью отозвался о своемъ добромъ наставникѣ.

III. Итакъ, возлюбленные мои братія, зная, какъ велико, отвѣтственно и необходимо служеніе духовныхъ пастырей нашихъ, будемъ ихъ всемѣрно почитать, т. е. любить ихъ, повиноваться имъ въ дѣлахъ духовныхъ и оказывать возможное содѣйствіе ихъ св. служенію, помня, что не почитающій пастыря духовнаго не почитаетъ Самого I. Христа. Аминь. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 236-238.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0