Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Третій день.

Поуч. 2-ое. Св. священномуч. Анѳимъ.

(Кто отецъ лжи?)

II. Примѣръ св. священномученика Анѳима, строгаго любителя правды, побуждаетъ и насъ любить правду и избѣгать лжи. Это потому, что ложь есть великій грѣхъ.

а) Знаете ли, братія, откуда ложь происходитъ? какой это тяжкій грѣхъ? И какое наказаніе заслуживаетъ онъ какъ въ настоящемъ, такъ и въ будущемъ вѣкѣ? — Когда іудеи лгали на Спасителя, будто Онъ творитъ чудеса силою князя бѣсовскаго, Господь сказалъ имъ: вы отца вашего діавола есте, и похоти отца вашего хощете творити: онъ человѣкоубійца бѣ искони, и во истинѣ не стоитъ, яко нѣсть истины въ немъ: егда глаголетъ лжу, отъ своихъ глаголетъ, яко ложъ есть и отецъ лжи (Іоан. 8, 44). Какъ бы такъ сказалъ: у діавола нѣтъ истины, онъ всегда говоритъ одну ложь, и говоритъ отъ себя; никто его не учитъ тому, напротивъ: онъ самъ учитъ лжи; поистинѣ онъ — ложь и отецъ лжи. Видите ли, братія, откуда ложь, кто учитъ ей, и чьи мы становимся дѣти, когда другъ друга обманываемъ? — Но не подумайте, что діаволъ учитъ насъ лгать только посредствомъ лживыхъ людей. Нѣтъ; онъ самъ, находясь при устахъ лживыхъ, дѣйствуетъ ими какъ хочетъ. Примѣръ и доказательство этого находимъ въ исторіи ветхозавѣтной. Когда діаволъ хвалился передъ Богомъ, что онъ можетъ прельстить Ахаава, беззаконнаго царя израильскаго, дабы тотъ вышелъ на войну противъ сиріанъ и былъ тамъ убитъ, — онъ такъ сказалъ Господу: изыду и буду духъ лживъ во устѣхъ всѣхъ пророкъ Ахаавовыхъ (3 Цар. 22, 22). Онъ не говоритъ: научу ихъ какъ лгать; а говоритъ совсѣмъ иначе: сяду во устахъ ихъ и самъ стану обращать языкомъ ихъ, какъ мнѣ захочется. Кто при этомъ не содрогнется, кто не поспѣшитъ оградить уста свои святымъ крестомъ, чтобы не сѣлъ въ нихъ лукавый? Но не бойтесь его, когда говорите истину: ложь — престолъ его, а уста праведныя — для него терніе, и языкъ непорочный — мечъ ему острый!

б) Не думайте, однакожъ, будто ложь сама по себѣ — не важный грѣхъ и извинительный, потому только, что она у насъ стала грѣхомъ слишкомъ обычнымъ. Послушайте, братія, не меня, но св. ап. Іакова, брата Господня, который говоритъ: «языкъ небольшой членъ, но много дѣлаетъ; посмотри: небольшой огонь какъ много вещества зажигаетъ! И языкъ — огонь, прикраса неправды; онъ оскверняетъ все тѣло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспламеняемъ отъ геенны... языкъ — неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда!» (Іак. 3, 5. 6. 8).

в) Поэтому ложь строго наказывается въ здѣшней жизни. Псалмопѣвецъ взываетъ къ Богу: погубиши вся глаголющія лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь (Пс. 5, 7). Сладокъ человѣку хлѣбъ лжи, говоритъ Соломонъ, но потомъ исполнятся уста его каменія (Притч. 20, 17). А Сирахъ говоритъ: порокъ золъ человѣку лжа: уне — лучше есть тать — воръ, нежели присно лжай — постоянный лжецъ, оба же пагубу наслѣдятъ (20, 24). Авессаломь, обманомъ искавшій царства, повисъ между небомъ и землею (2 Царств. 18, 9): и Ахитофелъ, подававшій ему коварные совѣты противъ Давида, окончилъ жизнь самоубійствомъ (17, 23). Ананія и жена его Сапфира утаили часть своего же имѣнія и одинъ за другимъ пали мертвыми у ногъ апостола Петра и погибли (Дѣян. 5, 5 — 10). Самъ антихристъ, человѣкъ беззаконія, сынъ погибели, придетъ, какъ открываетъ апостолъ, въ знаменіихъ и чудесѣхъ ложныхъ, и во всякой льсти неправды; и Господь Іисусъ убіетъ его Духомъ устъ Своихъ (2 Сол. 2—4, 8—10). Лжецы и обманщики часто думаютъ про себя въ ослѣпленіи: мы заключили союзъ съ смертію, и съ преисподнею сдѣлали договоръ; когда всепоражающій бичъ будетъ проходить, онъ не дойдетъ до насъ, потому что ложь мы сдѣлали убѣжищемъ для себя, и обманомъ прикроемъ себя (Ис. 28, 15). Но Господь такъ разрушаетъ ихъ замыслы: напрасны надежды ваши на ложь! Союзъ вашъ со смертію рушится, и договоръ вашъ съ преисподнею не устоитъ. Когда пойдетъ всепоражающій бичъ, вы будете попраны! (17—18). И это — еще въ настоящей жизни.

г) А что грозитъ лжецамъ въ будущей жизни, — послушайте вотъ слово Самого Господа, сѣдящаго на престолѣ: невѣрнымъ и сквернымъ, и убійцамъ, и блудъ и чары творящимъ, идоложерцемъ, и всѣмъ лживымъ (слышите: лживыхъ Онъ полагаетъ такъ сказать на однихъ вѣсахъ съ невѣрными и другими беззаконниками, и присуждаетъ имъ одно и то же наказаніе) — часть имъ въ езерѣ горящемъ огнемъ и жупеломъ! (Апок. 21, 8). — Итакъ, ложь и обманъ, по ученію Христову, происходятъ отъ діавола, и онъ-то, овладѣвъ устами и сердцемъ людей, сплетаетъ въ нихъ ложь; поэтому лжецы — дѣти діавола, который есть отецъ лжи; ложь не меньше другихъ тяжкихъ грѣховъ, потому что большею частію произносится безъ нужды, добровольно и съ намѣреніемъ; а за это и наказывается наравнѣ съ другими тяжкими беззаконіями.

III. Ужели послѣ всего этого мы осмѣлимся еще играть этимъ адскимъ огнемъ, то-есть языкомъ лживымъ, опаляющимся, по слову апостола, отъ самой геенны? Ужели не будемъ въ сокрушеніи сердца взывать съ Давидомъ: положи, Господи, храненіе устомъ моимъ и дверь огражденія о устахъ моихъ! Не уклони сердце мое вь словеса лукавствія! (Пс. 140, 3, 4). За одно слово лживое Ананія и Сапфира были поражены судомъ Божіимъ. А наши лжи и обманы развѣ простительнѣе? развѣ не подлежатъ тому же суду Божію?.. Ахъ, какъ мы обманываемся, если такъ думаемъ! Мы также, какъ они, лжемъ предъ Духомъ Божіимъ, Который и обличаетъ насъ въ нашей совѣсти; и если не погибаемъ, какъ они, то потому только, что долготерпѣніе Божіе ждетъ нашего покаянія. Или вы думаете, говоритъ намъ Господь нашъ, что они были грѣшнѣе васъ, когда такъ строго наказаны? Ни, глаголю вамъ, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете! (Лук.13, 3).

Итакъ, братія, отвергнувъ ложь, будемъ говорить истину каждый ближнему своему, прогонимъ изъ сердца нашего и отъ устъ нашихъ духа лжи, и дадимъ мѣсто Духу истины, чтобы не быть намъ чадами діавола, но чадами Божіими и наслѣдниками того града пресвѣтлаго, Іерусалима небеснаго, въ который не войдетъ ничто нечистое, и никто преданный мерзости и лжи! (Апок. 21, 27). Аминь. (Сост. по пропов. Георгія Конисскаго, архіеп. бѣлорусскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 234-236.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0