Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 22 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Второй день.

Поуч. 2-ое. Св. Іоаннъ постникъ, патріархъ Константинопольскій.

(Какъ христіанинъ долженъ относиться къ земнымъ благамъ?).

II. Братіе! Какъ часто изъ-за благъ и среди благъ чувственныхъ нынѣ теряютъ то, что несравненно дороже ихъ, — теряютъ вѣчность, для которой человѣкъ и живетъ на землѣ! Но ужели Господь награждаетъ благами человѣка для того, чтобы они были во вредъ ему? Нѣтъ, Богъ благъ, и даетъ всѣмъ и все во благо. Если же многимъ посылаемыя блага служатъ во вредъ, то виною тому сами тѣ, которые не умѣютъ, или не хотятъ пользоваться ими какъ должно, по-христіански. Какъ же должно христіанину пользоваться земными благами по-христіански?

Этому научаетъ насъ нынѣ прославляемый св. Іоаннъ постникъ, патріархъ константинопольскій, отличавшійся щедростью и состраданіемъ къ бѣднымъ.

а) Аще богатство течетъ, не прилагайте сердца, говоритъ пророкъ (Пс. 61, 11). Итакъ первая забота христіанина должна быть о томъ, чтобы сердце свое держать далекимъ отъ благъ земныхъ, чтобы не услаждаться ими, чтобы услаждаясь, не забыть Того, Кто выше и неоцѣненнѣе всего. Какъ путешественникъ не обольщается на пути своемъ ничѣмъ, попадающимся ему, но своимъ сердцемъ постоянно обращается къ тому, что оставлено имъ на родинѣ, — къ своему семейству и ко всему близкому душѣ его; такъ и христіанинъ, странствуя въ сей юдоли плача, какими бы благами окруженъ ни былъ, умъ и сердце свое долженъ имѣть постоянно обращеннымъ горѣ — къ предметамъ высшимъ — небеснымъ:, тамъ его вѣчный домъ, тамъ все дорогое его сердцу. Аще воскреснусте со Христомъ, вышнихъ ищите; горняя мудрствуйте, а не земная (Кол. 3, 1. 2). Посему, обладая богатствомъ, онъ не полагаетъ въ немъ сокровища для души своей, но желаетъ и проситъ у Бога себѣ богатства другого, котораго ни тля тлитъ, ни воры не подкапываютъ и не крадутъ. Окруженъ ли почестями, похвалами людскими, онъ помнитъ, что самая высокая почесть — это быть въ числѣ избранныхъ Божіихъ, въ числѣ наслѣдниковъ царства небеснаго и эту-то почесть онъ старается восхитить смиреніемъ, чистотою души и сердца и всѣми добродѣтелями; объ этомъ онъ воздыхаетъ день и ночь. Святые доходили до такого безпристрастія къ земнымъ благамъ, что считали за великое счастіе для себя, если имѣли возможность, совсѣмъ оставить все земное; они съ удовольствіемъ часто бросали и богатство, и славу, и почести, и удалялись въ пустыни, пещеры. И вотъ почему они съ такимъ благодушіемъ, подобно Іову, переносили и лишеніе этихъ благъ. Часто мучители угрожали мученикамъ отнятіемъ у нихъ земныхъ благъ, а они утѣшались тѣмъ, посмѣеваясь надъ мучителями. Святый Іоаннъ Златоустъ, осужденный на изгнаніе, въ послѣдней рѣчи народу говоритъ: «скажите, чего мнѣ бояться? Ужели потери имѣнія? Мы ничего не принесли въ міръ сей, конечно ничего не можемъ и вынесть изъ него. Я презираю страхъ міра и посмѣеваюсь надъ его благами. Я не боюсь нищеты, не желаю богатства; не боюсь смерти, и не желаю жизни». Такъ, христіанинъ, разсуждай и ты. Ты владѣй всѣмъ, но тобою, чтобы не обладало ничто, — владѣй благами земными, но сквозь ихъ прозрѣвай, чрезъ нихъ вожделѣвай другихъ благъ — небесныхъ. Всѣмъ сердцемъ люби одного Господа, а все остальное пусть будетъ тебѣ любезно въ Немъ и для Него и никакъ не больше Его, и тогда легко потечетъ твой жизненный путь!

б) Но если обладающему благами земными необходимо безпристрастіе къ нимъ, то еще необходимѣе правильное употребленіе ихъ. Чтобы видѣть, какъ и куда христіанинъ долженъ употреблять блага земныя, стоитъ только обратить вниманіе на времена первенствующихъ христіанъ церкви апостолъской. Тогда никто не позволялъ себѣ что-нибудь называть своимъ, тогда всякій служилъ другому, чѣмъ и какъ могъ. Народу вѣровавшу бѣ сердце и душа едина, говоритъ евангелистъ Лука. И дѣйствительно, для того ли даются земныя блага намъ, чтобы пользовался одинъ тотъ, кому дано? Но въ такомъ случаѣ былъ бы несправедливъ Раздаятель даровъ, однихъ награждающій, а другихъ лишающій? Святый Василій Великій объ этомъ разсуждаетъ такъ: «скажи причину, ради которой ты получилъ имѣніе? Ужели не справедливъ Богъ, неравно раздѣляющій намъ потребное для жизни? Для чего ты богатѣешь, а тотъ находится въ бѣдности? Не для того ли, чтобы и ты получилъ мзду за доброту и вѣрное домостроительство и онъ почтенъ великою наградою за терпѣніе». Итакъ мы въ рукахъ Божіихъ домостроители или управители Его великаго имѣнія, а вручаемые намъ отъ Него дары Его — это наивѣрнѣйшее средство къ полученію награды на небеси въ случаѣ управленія вѣрнаго. Итакъ, христіанинъ, будь вѣренъ предъ Богомъ, раздѣляй дары Его не имущимъ ихъ. Служи всѣмъ каждый тѣмъ даромъ, какой получилъ. Ты живешь въ изобиліи — приди на помощъ бѣднымъ и безпомощнымъ, горькую чашу жизни ихъ услади потокомъ милостей, изливаемыхъ на нихъ, введи въ домъ безроднаго, устрой безпріютнаго, посѣти больного и заключеннаго. И благо будетъ намъ, если мы до конца пребудемъ вѣрными въ дому Его. Въ день страшнаго испытанія и праведнаго мздовоздаянія мы услышимъ тогда отъ Него тотъ сладкій, вожделѣнный гласъ: добрый рабе, благій и вѣрный! вниди въ радость Господа твоего. (См. «Сборн. общепон. поуч.» свящ. П. Шумова, вып. 2-й, 1892 г.).

III. Итакъ, братіе, отъ насъ будетъ зависѣтъ благами земными воспользоваться къ своему спасенію. Возбудимъ въ своемъ сердцѣ жажду небеснаго, и тогда оно не обольстится временнымъ; — постараемся пріобрѣсти любовь къ Богу и ближнему, и тогда не своего будемъ искать въ жизни, но яже ближняго нашего, — того, чего желаетъ отъ насъ Богъ. Аминь. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 231-232.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0