Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Второй день.

Поуч. 1-е. Св. мученикъ Мамантъ.

(Уроки изъ его жизни: а) промыслъ Божій въ жизни сиротъ; б) добрыя стороны сиротства и в) увѣщаніе заботиться о сиротахъ).

II. а) Изъ жизни св. Маманта мы видимъ, какое дивное промышленіе имѣетъ Богъ о сиротахъ! Мамантъ лишился родителей, лишь только родился, — онъ — младенецъ лежалъ въ темницѣ между холодными трупами отца и матери. Но что же? оставилъ его Господь безъ призора? Онъ влагаетъ одной богатой вдовѣ желаніе взять этого младенца на воспитаніе, которая и воспитываетъ его въ страхѣ Божіемъ и благочестіи христіанскомъ. Итакъ, если кому судитъ Богъ оставить дѣтей малолѣтнихъ не возращенныхъ, не воспитанныхъ, да не унываютъ таковые! Есть Господь — попечитель сиротъ, — есть на свѣтѣ добрые люди, которые живутъ для добра, ищутъ случая сдѣлать его, имѣютъ полную возможность и средства къ тому. Эти добрые люди найдутся всегда, ихъ Самъ Господь посылаетъ, и они часто ни для кого неожиданно принимаютъ участіе въ подобномъ случаѣ въ положеніи осиротѣвшаго семейства такъ искренно, что замѣняютъ для него родныхъ отца и матерь, и дѣлаютъ часто даже больше, чѣмъ сколько могли бы сдѣлать эти послѣдніе. Кто не видитъ здѣсь руку Божію наказующую и милующую, посѣщающую и утѣшающую?

б) Правда, сиротство — несчастіе и большое несчастіе; тяжело переносится оно, много придется пролить слезъ и испытать горя отъ него, — но изъ этого горькаго дерева какіе возрастаютъ часто сладкіе плоды! Сколько изъ сиротъ вышло и выходитъ великихъ людей? Сколько можно указать великихъ святыхъ, которыхъ юность прошла въ горькой долѣ сиротской! Кто былъ Іоаннъ Златоустъ? а онъ росъ въ сиротствѣ — только при матери, отца лишился еще младенцемъ. Кто былъ пророкъ Моѵсей? а онъ хотя былъ воспитанъ при царскомъ дворѣ, но чужими, росъ среди чужихъ; даже среди язычниковъ. Сама Матерь Божія не въ сиротствѣ ли жила? И однако же какихъ достигла совершенствъ духовныхъ! Какими богоподобными украсилась добродѣтелями!

Тяжело жить въ сиротствѣ, — сирота вездѣ чувствуетъ себя лишнимъ, чужимъ человѣкомъ; но это самое воспитываетъ въ немъ чувство смиренія, кротости, послушанія, побуждаетъ его не на себя надѣяться, а свое упованіе возлагать на Бога, у Него искать милости, помощи себѣ.

Никто такъ не можетъ быть скоро обиженъ, какъ сирота; но за то ничья слеза не можетъ такъ скоро дойти до Бога, какъ сироты, никто такъ скоро не можетъ найти себѣ защиты отъ Бога, какъ сирота.

Скорбный, тѣсный путь жизни проходятъ сироты въ юности своей; но за то тѣмъ легче имъ встрѣчаться съ невзгодами жизни въ лѣтахъ мужества, — они и скорѣе и съ болыпимъ мужествомъ перенесутъ ихъ, чѣмъ воспитанные въ нѣгѣ и роскоши, чѣмъ видѣвшіе одни ласки, одни знаки любви родственной къ себѣ.

в) Но не менѣе счастливы тѣ, которые любятъ воспитывать, устроивать сиротъ. Страненъ бѣхъ и введосте Мене, нагъ и одѣясте Мя, Я алкалъ, вы дали Мнѣ ѣсть, Я жаждалъ, вы напоили Меня, — всѣ эти слова относятся и къ воспитателямъ сиротъ. Ничѣмъ такъ ясно, такъ очевидно они не доказываютъ вѣры своей, любви своей ко Христу, какъ этимъ подвигомъ своимъ — призрѣніемъ и воспитаніемъ сироты. Вѣра чиста и нескверна предъ Богомъ и Отцемъ сія естъ, еже посѣщати сирыхъ и вдовицъ въ скорбѣхъ ихъ, говоритъ апостолъ Іаковъ (Іак. I. 27). А если при этомъ они стараются воспитывать ихъ въ христіанскомъ благочестіи, воспитывать для неба, для царства небеснаго, чтобы они были не только добрыми гражданами земными, но и наслѣдниками отечества небеснаго, чтобы счастливые здѣсь были счастливы и тамъ, — о, какое безмѣрное благодѣяніе оказываютъ тогда имъ! Сколько благословеній, милостей отъ Бога они тѣмъ испрашиваютъ себѣ! А воспитанный, взлелѣянный, устроенный ими ужели въ свою очередь не возшлетъ своей горячей молитвы за своихъ воспитателей? О комъ же ему и молиться такъ усердно, какъ не за нихъ?

Великое благодѣяніе и высокое доброе дѣло брать на попеченіе сиротъ! Это значитъ, братіе мои возлюбленные, полагать прочное основаніе для своего вѣчнаго спасенія. (См. кн. свящ. П. Шумова, «Уроки изъ жизни святыхъ»).

III. Братіе! Не чуждайтесь, не бѣгайте сиротъ, особенно люди состоятельные, люди безсемейные почтите своею священною обязанностію непремѣнно имѣть на попеченіи одного или двоихъ сиротъ. И чѣмъ больше, тѣмъ лучше. Вы исполните долгъ христіанскій, исполните заповѣдь Спасителя о любви, вы уготовите себѣ вѣнецъ на небесахъ. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 229-231.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0