Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 26.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ сентябрь.
Первый день.

Поуч. 2-е. Препод. Симеонъ Столпникъ.

(Уроки изъ его жизни а) наше жительство на небѣ; б) должно упражняться въ молитвѣ и в) путь въ царствіе небесное — путь скорбей).

Услышавъ такія слова, Сѵмеонъ немедленно снялъ съ себя оковы и предпринялъ другой подвигъ, дотолѣ еще неслыханный: онъ соорудилъ столпъ сначала въ 6 локтей (локоть равняется 14 вершкамъ), но потомъ, съ помощію благочестивыхъ посѣтителей, столпъ возвышенъ былъ до 40 локтей. Подвизаясь на столпѣ, преподобный терпѣлъ и зной и холодъ. Одна только ветхая мантія и монашескій куколь защищали его отъ вѣтра, дождя и всякой непогоды. Но ничто не могло заставить преподобнаго измѣнить образъ своего подвижничества. До конца своей жизни онъ устоялъ въ своемъ подвигѣ, не сходя со столпа внизъ. Необыкновенный подвигъ преподобнаго и слава его чудотвореній привлекли къ нему многихъ посѣтителей изъ разныхъ странъ. Нѣкоторые изъ нихъ устроили для себя тутъ постоянныя жилища и такимъ образомъ у подножія столпа образовался какъ бы шумный городъ. Преподобный желалъ паче всего уединенія и безмолвія, но такова была воля Божія, что сей свѣтильникъ, стоявщій на свѣщницѣ, не могъ укрыться отъ взоровъ людскихъ, но долженъ былъ свѣтить людямъ, чтобы они, видя добрыя дѣла преподобнаго, прославляли Отца небеснаго (Мѳ. 5, 15, 16). Не въ одномъ молитвенномъ подвигѣ состояло служеніе преп. Сѵмеона; нѣтъ, преподобный принималъ живое участіе и въ дѣлахъ общественныхъ. Ночь проводилъ онъ на молитвѣ, а днемъ поучалъ онъ окружавшій его народъ, проповѣдывалъ евангеліе, подавалъ совѣты требующимъ, примирялъ враждующихъ и исцѣлялъ больныхъ. Стоя на одномъ мѣстѣ, преподобный также былъ полезенъ церкви, какъ еслибы проходилъ съ своею проповѣдію разныя страны. Отрѣшаясь постепенно отъ пристрастія къ землѣ и всему земному и постоянно устремляясь къ небу, преподобный Стмеонъ достигъ такого благодатнаго состоянія, какого сподобился ап. Павелъ (2 Кор. 12, 4). Преподобный, находясь однажды въ духовномъ восторгѣ, былъ возведенъ на седьмое небо и тамъ видѣлъ предивныя вещи: видѣлъ рай, сады, палаты, видѣлъ Адама и благоразумнаго разбойника; въ другой разъ онъ видѣлъ I. Христа на высокомъ престолѣ; одесную его былъ рай и души праведныхъ, а ошуюю — адъ. Преподобный скончался въ молитвенномъ предстояніи предъ Господомъ, будучи 103 лѣтъ. Когда императоръ хотѣлъ нетлѣнные останки преподобнаго имѣть въ своей столицѣ, то жители Антіохіи воспротивились сему и сказали: «градъ нашъ не имѣетъ каменныхъ стѣнъ, для сего да почиваетъ у насъ святое Сѵмеоново тѣло; оно Антіохіи будетъ стѣною и защищеніемъ».

II. Изумителенъ подвигъ преподобнаго Сѵмеона! Конечно, мы, слабые, не можемъ быть подражателями ему. Но все же мы можемъ извлечь изъ него нѣкоторое назиданіе.

а) Преподобный своимъ подвигомъ на высокомъ столпѣ учитъ насъ, что наше жительство не внизу — на землѣ, но наверху — на небѣ и что туда мы и должны стремиться всѣмъ своимъ существомъ. Горѣ имѣемъ сердца, такъ взываетъ къ намъ св. церковь, требуя, чтобы мы на молитвѣ отложили всякое житейское попеченіе и думали только о небесномъ. Горняя мудрствуйте, а не земная, учитъ св. апостолъ Павелъ. Вѣдь на землѣ мы гости; наше вѣчное отечество, нашъ родной домъ — на небѣ; но въ гостяхъ хорошо, а дома лучше; къ родному дому естественно и стремиться душею. Блаженный Августинъ говоритъ: «какое воспоминаніе должно быть для тебя, вѣрующій христіанинъ, странствующій на сей землѣ, слаще воспоминанія о томъ небесномъ градѣ, въ который ты путешествуешь? Если ты не имѣешь желанія достигнуть этого града, то ты никогда не будешь гражданиномъ его. Научись отъ полеваго пвѣтка: хотя онъ корнемъ утвержденъ на землѣ, но верхушку свою всегда обращаетъ къ солнцу. Наше солнце, осіяющее небесный Іерусалимъ, есть I. Христосъ, и войти туда, гдѣ Онъ пребываетъ въ вѣчной славѣ Своей, должно быть единственнымъ желаніемъ нашимъ».

б) Но для достиженія царства небеснаго — этого вожделѣннаго отечества, недостаточно тольно устремляться на небо, а необходимо какъ можно чаще упражняться въ молитвѣ. Молитва и есть возношеніе нашего ума и сердца къ Богу. Силою молитвы все существо человѣка измѣняется: умъ его просвѣтляется, сердце оживляется, воля укрѣпляется и самое тѣло одухотворяется. Молитва настолько одухотворила преп. Сѵмеона, что ему и высокій столпъ казался низкимъ и ему хотѣлось подняться все выше и выше, пока онъ не достигъ дѣйствительной высоты — вѣчнаго блаженства. (См. «Воскр. день» за 1894г.).

в) Препод. Сѵмеонъ столпникъ учитъ насъ, что путь въ царствіе небесное — путь скорбей, трудовъ и борьбы со своими страстями и похотями. Самъ I. Христосъ шелъ узкимъ, тѣснымъ, страдальческимъ путемъ. Пострадавъ за насъ, Онъ и намъ оставилъ образъ, да послѣдуемъ стопамъ Его (1 Петр. 2, 21). Вотъ поэтому и всѣ святые шли путемъ подвиговъ и скорбей. Видали вы картину, на которой изображенъ I. Христосъ, несущій на раменахъ Своихъ крестъ, а Его окружаетъ множество другихъ подобныхъ Ему крестоносцевъ? Такъ спасающіеся входятъ въ животъ вѣчный путемъ терпѣнія и подвиговъ, послѣдуя Христу. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 228-229.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0