Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 11-ое. Седьмой день св. седьмицы (суббота).

(Что означаетъ артосъ?)

Что значитъ такое учрежденіе? Это, братія, творится въ воспоминаніе многихъ, весьма важныхъ событій изъ послѣднихъ дней пребыванія воскресшаго Господа на землѣ, — творится для того, чтобы вожделѣнный образъ Воскресшаго живѣе и глубже напечатлѣлся въ душахъ и сердцахъ нашихъ, по заповѣди апостольской: поминай Господа Іисуса Христа воставшаго отъ мертвыхъ (2 Тим. 2, 8).

Помните, братія, что Господь І. Христосъ, отходя на крестныя страданія Свои, въ послѣдній разъ бесѣдовалъ съ учениками Своими въ горницѣ Сіонской за таинственною вечерею, гдѣ, пріемъ хлѣбъ, благослови, и преломивъ, даяше ученикомъ, и рече имъ: пріимтіе, ядите, сіе есть тѣло Мое; сіе творите въ Мое воспоминаніе. Извѣстно также, что въ первый день свѣтоноснаго воскресенія Своего, предъ вечеромъ, Онъ сопутствовалъ двумъ ученикамъ Своимъ, шедшимъ въ Эммаусъ, и, неузнанный ими, объяснилъ имъ писаніе, вошелъ съ ними въ домъ возлегъ за трапезою, и пріимъ хлѣбъ, благослови, и преломивъ, даяше имъ, и познася имъ въ преломленіи хлѣба. Наконецъ, явившись ученикамъ Своимъ на морѣ Тиверіадскомъ, Господь Самъ чудодѣйственно приготовилъ для нихъ трапезу, и рече имъ: пріидите, обѣдуйте, и пріемъ хлѣбъ, даде имъ.

Можете представить себѣ, братія мои, какъ драгоцѣнно было для св. апостоловъ воспоминаніе о сихъ явленіяхъ и дѣйствіяхъ возлюбленнаго Учителя и Господа, при которыхъ духъ ихъ восхищался радостію неизреченною; о тѣхъ утѣшительныхъ бесѣдахъ, отъ которыхъ сердце ихъ горѣло святымъ восторгомъ; о тѣхъ высокихъ обѣтованіяхъ, отъ которыхъ душа ихъ погружалась въ море блаженства. Посему-то они, во всю послѣдующую жизнь свою, старались сохранить эти драгоцѣнныя воспоминанія и тѣмъ какъ бы продлить блаженныя минуты видимаго пребыванія съ ними Господа. Для сего, между прочимъ, всякій разъ, когда собирались на общую вечерю, первое за столомъ мѣсто оставляли празднымъ и полагали предъ нимъ хлѣбъ — въ ознаменованіе того, что Самъ Господь невидимо присутствуетъ между ними, благословляетъ имъ трапезу и подаетъ имъ пищу и питіе.

Святая церковь, наслѣдовавшая отъ апостоловъ ихъ пламенную любовь къ своему Господу, удержала и сохранила навсегда и ихъ святые обычаи. Для сего, по примѣру апостольскому, въ праздникъ воскресенія Христова она полагаетъ среди собора вѣрующихъ хлѣбъ сей — въ воспоминаніе тѣхъ утѣшительныхъ явленій Воскресшаго, коихъ были самовидцами и свидѣтелями св. апостолы, и въ ознаменованіе невидимаго пребыванія Самого воскресшаго Господа посреди собора вѣрующихъ; ибо онъ Самъ обѣщалъ намъ: идѣже еста два или тріе собрани во имя Мое, ту есмь посредѣ ихъ; се Азъ есмь съ вами во вся дни до скончанія вѣка. Молитвою и моленіемъ испрашиваетъ св. церковь, чтобы Самъ Господь благословилъ сей воспоминательный о Немъ хлѣбъ, какъ благословлялъ Онъ трапезу ученикамъ Своимъ, и чтобы Самъ — руками служителей Своихъ — преподалъ оный вѣрующимъ, какъ благоволилъ преподавать ученикамъ Своимъ Своими пречистыми и божественными руками.

II. Столько драгоцѣннѣвшихъ для сердца христіанскаго воспоминаній, братія мои, соединено съ симъ освященнымъ хлѣбомъ, и столько благословеній для души вѣрующей заключено въ немъ! Примите его отъ нашихъ недостойныхъ рукъ, какъ бы отъ пречистыхъ рукъ Самого воскресшаго Господа. Вкушая отъ сего хлѣба, перенеситесь благоговѣйною, молящеюся мыслію въ тѣ священныя мѣста, гдѣ Самъ воскресшій Господь являлся ученикамъ Своимъ и глаголалъ имъ яже о царствіи Божіи.

а) На таинственной вечери мы слышимъ Господа, бесѣдующаго о смиреніи и братолюбіи, какъ о первой и главной добродѣтели христіанской, какъ о вѣрнѣйшемъ признакѣ истинныхъ учениковъ Христовыхъ; видимъ, какъ Онъ, Господь и Учитель, поучаетъ сей добродѣтели не столько словомъ, сколько собственнымъ Своимъ примѣромъ, — Самъ смиряется до званія раба предъ учениками Своими, собственными пречистыми руками омываетъ ихъ ноги и отираетъ ихъ лентіемъ. Примемъ же отверстымъ и благимъ сердцемъ это трогательнѣйшее увѣщаніе къ смиренію и братолюбію; изгонимъ изъ сердца своего всякую злобу и недоброжелательство, горькую зависть и лукавство, всякое превозношеніе и презорство.

б) На пути въ Эммаусъ мы слышимъ бесѣду Господа о Его спасительныхъ страданіяхъ, отъ которой горѣли сердца учениковъ Его. Св. евангелисты не передали намъ этой бесѣды словами Самого Господа; но слово крестное составляло существенную и главную часть всей проповѣди св. апостоловъ. Читая ихъ посланія, мы можетъ удостовѣриться со всею ясностію и подробностію, отъ всѣхъ писаній пророческихъ, яко тако подобаше пострадати Христу и внити въ славу Свою: такъ нужно было, для удовлетворенія правдѣ Божіей, для возстановленія святости закона Божія, попраннаго грѣхопаденіемъ человѣка Божія, воплотиться и прострадать Сыну Божію, чтобы избавить насъ отъ проклятія и смерти; такъ нужно было Ему внити въ славу Свою воскресеніемъ отъ мертвыхъ и вознесеніемъ на небо, чтобы совозвести съ Собою и насъ, совоскресить и спосадить въ небесныхъ. О семъ предвѣщали всѣ пророки, о семъ проповѣдуютъ св. апостолы. Будемъ же, братія мои, твердо и несомнѣнно вѣровать ихъ богодухновеннымъ словамъ, чтобъ не заслужить упрека отъ Господа, подобно ученикамъ Эммаусскимъ: о немысленная и косная сердцемъ, еже вѣровати о всѣхъ, яже глаголаша пророцы!

в) Но переносясь духомъ во слѣдъ Господа къ морю Тивердіадскому, будьте готовы, братія мои, отвѣтствовать на вопросъ Самого Господа: Симоне Іонинъ, любиши-ли Мя ? Любишь-ли Меня ты, котораго искупилъ Я цѣною крови Моей, отъ грѣха, проклятія и смерти, отъ узъ ада и діавола? Покажи Мнѣ любовь твою отъ дълъ твоихъ: яви Мнѣ усердіе твое благоговѣніемъ ко храму Моему, послушаніемъ слову Моему, исполненіемъ заповѣди Моей, пріятіемъ таинствъ Моихъ со страхомъ и вѣрою, чистотою и благоговѣніемъ. О, если бы каждый изъ насъ съ чистымъ сердцемъ, съ безупречною совѣстію, отъ полноты любящей души, могъ исповѣдать предъ своимъ Спасителемъ и Господомъ: ей Господи, Ты вся вѣси: Ты вѣси, яко люблю Тя! И не только исповѣдать устами, но и засвидѣтельствовать исповѣданіе сіе дѣлами и жизнію! Тогда мы ощутили бы въ самихъ себѣ исполненіе и слѣдующаго высочайшаго обѣтованія: аще кто любитъ Мя, слово Мое соблюдетъ: и Отецъ Мой возлюбитъ его, и къ Нему пріидемъ и обитель у Него сотворимъ (Іоан. 14, 23) Аминь. (Сост. по «Полн. собран. пропов.» Димитрія, архіеп. херс, т. I).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 526-527.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0