Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 23.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 10-е. Шестой день Пасхи (Пятокъ): празднованіе въ честь иконы «Живоноснаго Источника».

(Съ какими молитвами, когда и какъ притекать къ Богоматери?)

Въ половинѣ пятаго вѣка въ окрестностяхъ Константинополя, столицы греческаго царства, было прекрасное мѣсто, осѣненное рощею разныхъ деревъ и орошаемое чистымъ и свѣтлымъ источникомъ; но отъ времени оно заглохло и самый источникъ закрылся. Императоръ греческій Левъ македонянинъ, когда былъ еще простымъ частнымъ человѣкомъ, прогуливаясь однажды на этомъ мѣстѣ, встрѣтилъ человѣка, слѣпого отъ рожденія. Будучи отъ природы сострадательнымъ, Левъ подалъ руку слѣпцу и повелъ его; но слѣпецъ, будучи палимъ отъ сильнаго жара солнца, просилъ пить. Напрасно Левъ, посадивъ слѣпца въ тѣни, отыскивалъ воды; ея нигдѣ не быдо. Но когда онъ усталый возвратился отъ безполезнаго поиска къ слѣпцу, вдругъ услышалъ чудный голосъ съ неба: «не печалься, Левъ! Вода подлѣ тебя». Пораженный этимъ голосомъ Левъ растерялся и ничего не видѣлъ кругомъ себя. Тогда опять раздался кроткій голосъ: «Левъ царь! войди въ эту густую, тѣнистую рощу, возьми воды, которую найдешь тамъ, и дай жаждущему, а тину отъ источника возложи на его очи. Кто — Я, давняя обитательница этого мѣста, ты узнаешь послѣ, и при Моей помощи не умедлишь соорудить на семъ мѣстѣ во имя Мое храмъ, въ которомъ приходящіе сюда и съ вѣрою призывающіе имя Мое будутъ получать исполненіе своихъ прошеній и совершенное исцѣленіе отъ болѣзней». Устрашенный Левъ поспѣшилъ тотчасъ на указанное мѣсто, и сперва, взявъ тины отъ источника, приложилъ ее къ глазамъ слѣпого, потомъ, — взявъ отъ источника воды, далъ ее полумертвому слѣпцу, который тотчасъ же освѣжился. Но какъ скоро онъ оросилъ водою и свои глаза, то вдругъ прозрѣлъ и, не требуя уже проводника, — одинъ пошелъ въ городъ, проповѣдуя чудеса Богоматери.

Вступивъ на престолъ, Левъ повелѣлъ очистить чудный источникъ отъ наносной земли и сору и воздвигъ надъ нимъ великолѣпный храмъ, который получилъ названіе «Живоноснаго Источника», и воистину сдѣлался неисчерпаемымъ источникомъ чудныхъ дѣйствій благодати Божіей, по молитвамъ усердной Заступницы рода христіанскаго.

Но вотъ за измѣну благочестивымъ нравамъ отеческимъ, Царьградъ лишился покровительства своей Заступницы и былъ покоренъ со всѣмъ царствомъ греческимъ турками. Турки, не щадившіе памятниковъ христіанской вѣры, разрушили храмъ «Живоноснаго Источника» и обратили всю ту цвѣтущую мѣстность въ жилище смерти — кладбище мусульманъ. Долго святое мѣсто оставалось въ запустѣніи. Только въ 1843 году цареградцы, пользуясь благоволеніемъ султана Махмуда II, обратились къ нему съ прошеніемъ возстановить храмъ Живоноснаго Источника, на что и получили разрѣшеніе и выстроили храмъ. Въ этомъ храмѣ и теперь, какъ и прежде, струится вода чудотворнаго источника, и привлекаетъ къ себѣ отвсюду христіанъ и нехристіанъ. Кругомъ источника устроены помѣщенія, гдѣ обливаютъ больныхъ. «Къ водѣ безпрестанно приходятъ: греки, турки, турчанки, армяне, католики — и всѣ со слезами просятъ Царицу небесную и получаютъ исцѣленіе. Самъ султанъ часто посѣщаетъ это мѣсто и приказываетъ ежедневно брать оттуда воды для приготовленія пищи. Магометане невольно исповѣдуютъ Богоматерь и говорятъ: «велика въ женахъ святая Марія!» и называютъ воду: «святая Марія» (Сказ. о странств. инока Парѳ. ч. III, стр. 22).

II. Братія христіане! Пресвятая Богородица есть поистинѣ «Мать живыхъ», какъ называетъ Ее св. Епифаній, и Живоносный Источникъ спасенія. Чрезъ Нее нисходятъ на насъ всѣ благословенія и дары Божіи, и чрезъ Нее восходятъ отъ насъ къ Богу всѣ молитвы и прошенія наши. Она, какъ свѣтопріемная свѣща, Сама просвѣщаясь неизреченно отъ Свѣта невечерняго, просвѣщаетъ Собою и всѣхъ вѣрующихъ. Она, какъ живопріемный и живоначальный источникъ, Сама преисполняясь благодатію, неоскудно источаетъ ее и всѣмъ жаждущимъ и просящимъ.

Пріидите же, братія, почерпнемъ съ веселіемъ отъ сего живоноснаго Источника спасенія.

а) Что почерпнемъ? о чемъ, то-есть, будемъ молиться и чего просить у Матери Божіей? Должно просить всего, что нужно и благопотребно для нашей жизни.

Будемъ просить у Нея и благъ земныхъ — тѣлеснаго здоровья, довольства во всемъ необходимомъ для жизни, избавленія отъ бѣдъ и скорбей, отъ нуждъ и обстояній, успѣха въ честныхъ и полезныхъ дѣлахъ и предпріятіяхъ, благопоспѣшества въ трудахъ и занятіяхъ нашихъ.

Но прежде и паче всего будемъ просить у Нея благъ духовныхъ и вѣчныхъ — прощенія грѣховъ нашихъ, благословенія и помощи въ дѣлахъ благихъ и богоугодныхъ, благодатныхъ даровъ Духа Божія — духа молитвы и благоговѣнія, духа чистоты и святыни, духа премудрости и разума духовнаго, духа совѣта и крѣпости въ добродѣтели, духа благочестія и страха Божія. Тогда все, потребное для жизни временной, само собою приложится намъ. Ищите прежде царствія Божія и правды его, и сія вся приложатся вамъ (Мѳ. 6, 33), — это сказалъ Тотъ, въ руцѣ Коего не только міръ весь со всѣми его сокровищами и благами, но и самая жизнь и дыханіе наше.

б) Когда же и въ какихъ случаяхъ нужно притекать къ живоносному источнику благодати — Матери Божіей? Всегда и во всѣхъ случаяхъ жизни — печальныхъ и радостныхъ, утѣшительныхъ и скорбныхъ. Малыя дѣти во всемъ и непрестанно обращаются къ своей матери: ей повѣдаютъ свои печали и огорченія, ей передаютъ свои мысли и чувства, ей повѣряютъ свои желанія и намѣренія, чаянія и надежды, съ нею раздѣляютъ свои радости и восторги; ибо нигдѣ и ни въ комъ не находятъ и не найдутъ они такого живаго и теплаго, такого родственнаго и безкорыстнаго участія къ себѣ, какъ у матери. Такъ и христіанинъ нигдѣ и ни въ комъ не найдетъ себѣ такого живаго и родственнаго, такого благожелательнаго и милосердаго участія къ своимъ нуждамъ, какъ у небесной Матери своей, Владычицы нашей Богородицы. Она сродна всѣмъ намъ по естеству и вѣдаетъ всю немощь и всѣ нужды естества нашего по собственному опыту.

в) Какъ почерпать отъ источника благодати — Матери Божіей? Какъ, то-есть, молиться и просить Ее?

Должно молиться и просить Матерь Божію съ вѣрою истинною, твердою, непоколебимою, съ искреннимъ желаніемъ употреблять все подаваемое Ею, по волѣ Божіей, во благо и спасеніе души своей, съ искреннимъ желаніемъ быть истинными чадами Ея, подражать Ей въ благоугожденіи Сыну Ея и Богу.

аа) По обѣтованію Самого Господа, только та молитва бываетъ дѣйственна, которая соединена съ истинною живою вѣрою въ Господа I. Христа: вся, елика воспросите отъ Отца вѣрующе, во имя Мое. пріимете. Вѣра, соединяя насъ въ единъ духъ съ Господомъ, привлекаетъ къ намъ любовь и благоволеніе и Пречистой Его Матери; напротивъ, невѣріе, маловѣріе и суевѣріе, отчуждая насъ отъ жизни Божіей, тѣмъ самымъ лишаютъ насъ участія въ благодатныхъ дарахъ, изливающихся на церковь Христову чрезъ облагодатствованную паче всѣхъ Матерь Божію. Да проситъ же вѣрою, — такъ учитъ молиться св. апостолъ, ничтоже сумняся: сумняйся бо уподобися волненію морскому, вѣтру возметаему и развѣваему: да не мнитъ человѣкъ онь, яко пріиметъ что отъ Бога (Іак. 1, 6, 7).

бб) Еще болѣе нечистыми и недостойными слуха Матери Божіей бываютъ молитвы наши тогда, когда употребляемъ во зло дары Божіи: просите, и не пріемлете, говоритъ апостолъ, зане злѣ просите, да во сластехъ вашихъ иждивете (Іак. 4, 3). И земные родители не даютъ своего имущества такимъ дѣтямъ, которыя употребляютъ его во зло себѣ и другимъ; тѣмъ паче Отецъ небесный не подастъ даровъ Своихъ всуе, и Пречистая Матерь Господа, по самой любви Своей, не можетъ ходатайствовать о томъ, что мы сами обращаемъ во вредъ себѣ. Не часто ли бываетъ, что люди заставляютъ служить орудіемъ грѣху и беззаконію тѣ самыя блага, которыя подаетъ намъ Любовь небесная для преуспѣянія нашего въ добродѣтели и благочестіи, да во всемъ всяко довольство имуще, избыточествуемъ во всякое дѣло благое. Одни обращаютъ ихъ въ предметъ тщеславія и надменности, другіе — въ поводъ къ невоздержанію и распутству. До того простираемъ мы неблагодарность свою предъ Богомъ, что обращаемъ противъ Него Его же благодѣянія и дары. Дивно ли, что Отецъ небесный, оскорбляемый такою неблагодарностію, иногда лишаетъ насъ благодѣяній Своихъ, отъемлетъ отъ насъ благословеніе Свое, посылаетъ намъ скудость и гладъ? Дивно ли, что и преблагая Матерь Господа отвращаетъ отъ насъ лице Свое, не пріемлетъ моленій нашихъ, не хощетъ подавать намъ того, что мы сами такъ безразсудно обращаемъ въ погибель себѣ?

III. Такъ, братія мои, пресвятая Матерь Господа любитъ и пріемлетъ, предваряетъ на помощь и избавляетъ отъ всякихъ бѣдъ и золъ только богонравныя и богобоящіяся рабы своя. (Сост. по проп. Дим. архіеп. хер. т. I и др. источ.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 524-526.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0