Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 25 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 9-ое. Пятый день Пасхи.

(О происхожденіи и значеніи обычая дарить другъ другу красныя яйца въ праздникъ Пасхи).

II. Извѣстно, что, по чувству сердечной любви, люди, взаимно сочувствующіе другъ другу, готовы дѣлиться, въ случаѣ нужды, послѣднимъ кускомъ хлѣба; по той же любви они и во всякое время рады дѣлиться другъ съ другомъ, то тѣмъ, то другимъ, для выраженія своихъ взаимныхъ добрыхъ чувствъ, — особенно въ случаѣ какихъ-нибудь торжественныхъ событій въ жизни того или другого изъ близкихъ сердцу. Вотъ начало нашихъ взаимныхъ подарковъ другъ другу въ дни нашихъ семейныхъ праздниковъ, по случаю, напр., рожденій, имянинъ, бракосочетаній и проч. Въ день ангела, или рожденія дѣтей, родители обыкновенно одаряютъ ихъ разными подарками; въ свою очередь въ подобныхъ случаяхъ, и дѣти стараются, хотя чѣмъ-нибудь, выразить свою любовь родителямъ. — И теперь у насъ еще нерѣдкость, что родные и знакомые являются къ своимъ роднымъ и знакомыхъ во дни праздниковъ съ какимъ-нибудь подаркомъ, чаще всего съ хлѣбомъ-солью. Такой обычай былъ, должно быть, у всѣхъ народовъ въ древнѣйшія времена; по крайней мѣрѣ, такой обычай существовалъ на востокѣ въ глубокой древности, еще во времена до-христіанскія. У евреевъ, равно какъ и у язычниковъ, въ древнѣйшія времена былъ обычай являться и къ важнымъ лицамъ не иначе, какъ съ подарками: богатые являлись съ подарками болѣе цѣнными, а бѣдные, по крайней мѣрѣ, съ какими нибудь плодами, или съ яйцомъ. И въ св. евангеліи говорится, что волхвы являлись къ новорожденному Царю іудейскому съ дарами — златомъ, смирною и ливаномъ (ладаномъ). Слѣдуя этому-то обычаю, какъ говоритъ древнѣйшее преданіе, и Марія Магдалина, когда явилась съ проповѣдью о Христѣ къ римскому кесарю Тиверію, поднесла ему въ подарокъ красное яйцо. И по бѣдности ревностной проповѣдницы вѣры Христовой, и по ея мудрости христіанской, — это былъ самый подходящій подарокъ для кесаря. Красное яйцо, по сказанію того же преданія, дало равноапостольной Маріи Магдалинѣ случай выяснить наглядно тѣ святыя истины, которыя она имѣла возвѣстить кесарю, а именно, истину воскресенія Христова и нашего всеобщаго воскресенія. Въ одной древнѣйшей книгѣ, хранящейся у грековъ, отъ которыхъ, какъ извѣстно, мы приняли христіанскую вѣру, а вмѣстѣ съ нею и обычай въ пасхальные дни употреблять красныя яйца, пишется, что у нихъ былъ такой обычай въ монастыряхъ: «въ день Пасхи игуменъ, прочитавши молитву на благословеніе яицъ и сыра, цѣлуетъ братію и раздаетъ имъ яйца, говоря: «Христосъ воскресе!» Затѣмъ прибавляется въ той книгѣ: «такъ мы приняли отъ святыхъ отцевъ, которые сохранили сіе обыкновеніе отъ самыхъ временъ апостольскихъ, ибо св. равноапостольная Марія Магдалина первая показала вѣрующимъ примѣръ сего радостнаго дароприношенія» (Дни богосл. Дебольск. кн. 2, стр. 196).

И мудрое это дароприношеніе, прибавимъ мы отъ себя. Не затрудняетъ оно ни богатаго, ни бѣднаго, по своей мало-значительности, а въ то же время всегда можетъ быть выраженіемъ нашей взаимной, братской, христіанской любви, объединяющей всѣхъ. Незначителенъ, повидимому, этотъ общепринятый взаимный даръ между христіанами, а между тѣмъ какъ онъ многознаменателенъ.

Христосъ воскресе! начала свою проповѣдь о главнѣйшей и малодоступной для язычника истинѣ христіанской св. равноапостольная Марія Магдалина, — и своимъ многознаменательнымъ подаркомъ наглядно выяснила кесарю, что, несправедливо распятый при Понтіи Пилатѣ, Іисусъ дѣйствительно воскресъ, — какъ возстаетъ къ жизни изъ яичной скорлупы, точно изъ гроба, живой птенецъ.

Красный цвѣтъ яйца далъ ей поводъ выяснить что умершій Божественный Страдалецъ Своею кровію искупилъ грѣшный родъ человѣческій отъ грѣха и смерти и доставилъ людямъ величайшую радость въ дарованномъ имъ спасеніи. То же самое красное яйцо, въ рукахъ мудрой проповѣдницы христіанства, было наглядною проповѣдью и о радостномъ воскресеніи всѣхъ вѣрующихъ во Христа. — Такое же многознаменательное значеніе краснаго яйца остается и доселѣ для насъ, христіанъ.

III. Итакъ, христосуясь другъ съ другомъ и преподнося взаимно другъ другу въ даръ пасхальныя яйца, будемъ, благочестивые слушатели, и сердцемъ чувствовать то, что всѣ мы братья о Христѣ, обязаны взаимно любить и уважать другъ друга. — «Другъ друга обымемъ; рцемъ: братіе, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ,» какъ поется и въ одной пасхальной пѣснѣ. Итакъ, въ употребляемыхъ нами теперь пасхальныхъ красныхъ яицахъ будемъ видѣть наглядный образъ всерадостнаго воскресенія Христа, Спасителя нашего, послѣ Его кровавыхъ страданій и крестной смерти, для нашего спасенія. Въ этомъ же самомъ символѣ воскресенія Христова будемъ видѣть наглядное изображеніе и нашего воскресенія для жизни вѣчной.

Да, други мои, будетъ время, когда, по подобію воскресшаго Спасителя нашего, и наши мертвыя тѣла, заключенныя въ гробахъ, какъ яичныхъ скорлупахъ, оживутъ, и, соединившись съ душами, воспрянутъ отъ земли, — и мы, по милости за насъ умершаго и воскресшаго Господа, какъ птенцы небесные, подобно ангеламъ небеснымъ, воспаримъ въ небеса, для вѣчнаго и блаженнаго прославленія Господа.

Дай, Господи, тогда всѣмъ намъ вѣчно праздновать твою Пасху въ невечернемъ дни царствія Твоего! (Сост. по кн. «Поучительныя чтенія на каждый день года», прот. П. Троцкаго, т. I).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 522-524.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0