Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 8-ое. Четвертый день Пасхи.

(О томъ, какимъ всепросвѣщающимъ свѣтомъ озаряетъ насъ воскресеніе Христово).

а) Новымъ свѣтомъ озарилось и самое небо; ибо открылась свв. ангеламъ высочайшая тайна любви Божіей, непощадившей для спасенія падшаго человѣчества Своего возлюбленнаго и единороднаго Сына, — когда Самъ Царь и Владыка херувимовъ и серафимовъ воплотился и вочеловѣчился для спасенія нашего, принялъ жесточайшія страдавія и мученія, крестъ и смерть.

б) Исполнилась свѣта и самая преисподняя, когда явился тамъ Побѣдитель смерти и ада съ свѣтоносной хоругвью воскресенія, когда самъ діаволъ увидѣлъ въ Іисусѣ истиннаго Сына Божія, когда всѣ плѣнники его озарились свѣтомъ пришествія Христова, огласились проповѣдію царства Божія изъ устъ Самого Царя сего царства, расторгли пленицы мрака и заблужденія, которыми связалъ ихъ діаволъ, и вышли изъ ада торжествующимъ сонмомъ съ побѣдною пѣснью въ слѣдъ побѣдоноснаго Вождя своего.

в) Но свѣтъ воскресенія Христова возсіялъ, братія мои, преимущественно на нашей землѣ и для насъ человѣковъ.

II. а) Что были мы до воскресенія Христова? Рабы неключимые, осужденные во тьму кромѣшную, должники неоплатные, не могущіе воздать правосудію Владыки ни одного малѣйшаго кодранта, невольники, проданные подъ грѣхъ, сыны противленія, ходившіе по духу міра сего, по князю власти воздушныя, живые мертвецы, тлѣющіе въ похотехъ прелестныхъ, неспособные творить ничего, кромѣ мертвыхъ дѣлъ. А чѣмъ стали мы, совоскреснувши со Христомъ въ купели св. крещенія? Царскимъ священіемъ, языкомъ святымъ, людьми обновленія. Рабство грѣху премѣнилось въ свободу чадъ Божіихъ, неоплатный долгъ нашъ уплаченъ, неразрѣшимыя узы, содержавшія насъ въ плѣну діавола, расторгнуты, совѣсть очищена во еже служити намъ Богу живу и истинну.

б) Что стала земля, на которой воскресъ Христосъ? Это уже не страна проклятія, въ которую изгнанъ человѣкъ преслушанія ради. Съ того времени, какъ Христосъ омылъ клятву ея Своею кровію, бывъ по насъ клятвою, она есть благословенная нива, на которой растетъ и спѣетъ пшеница Христова — избранные Его, доколѣ соберутся они въ житницу небесную. Это уже не отверженное мѣсто ссылки, заключающее въ себѣ рабовъ и невольниковъ, но предмѣстье небеснаго града, въ которомъ сыны и наслѣдники царству трудятся и подвизаются въ упованіи наслѣдія вѣчнаго царства Божія, уготованнаго имъ отъ сложенія міра. Изъ самыхъ терній, которыя произращаетъ за землѣ грѣхъ, соплетается вѣнецъ славы для любящихъ Господа, послѣ того какъ глава Начальника спасенія нашего уязвилась вѣнцомъ отъ тернія. Самая чаша злостраданій, столь горькая для плоти и крови, становится чашею спасенія, когда алчущіе и жаждущіе правды раздѣляютъ ее со своимъ Спасителемъ.

в) Что теперь гробъ нашъ? Это уже не безотрадное мѣсто истлѣнія, въ которомъ Богомъ созданная красота наша становится смрадомъ и пищею червей. Это, напротивъ, вѣчное ложе, на которомъ будетъ покоиться преутружденное жизненною борьбою тѣло наше до радостнаго утра воскресенія, до того часа, когда взойдетъ надъ нами незаходимое солнце правды. Это Божія нива, на которой сѣется тлѣнное, что-бы возстать въ нетлѣніи; сѣется не ве честь чтобы возстать въ славѣ; сѣется тѣло душевное, да возстанетъ тѣло духовное. Такъ возлегъ на гробъ Свой Подвигоположникъ нашъ, уснулъ плотію и возсталъ изъ него рано заутра, да будетъ для насъ образомъ того воскресенія, егда сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и услышавше оживутъ, и изыдутъ сотворшіи благая, въ воскрешеніе живота, а сотворшіи злая, въ воскрешеніе суда. (Іоан. 5, 28, 29).

г) Что, наконецъ, для насъ страна загробнаго бытія нашего? До воскресенія Христова это была для насъ область невѣдомая; море, безслѣдно поглощающее все, что носится по волнамъ времени; бездна, въ которой терялись и мысль и воображеніе человѣка, въ которую не осмѣливались проникать самые смѣлые, самые пытливые умы премудрыхъ и разумныхъ міра сего. Нынѣ, когда воскресъ Христосъ и вошелъ въ славу Свою, она есть царство славы для избранныхъ Его. Во вратахъ ея мы отложимъ земное наше тѣло, какъ обветшавшую одежду, и, воспріявъ тѣло небесное, просвѣтимся яко солнце въ царствіи Отца нашего, во свѣтлостехъ святыхъ Его. Завѣса, сокрывающая отъ насъ невидимое Божество, отымется — и мы узримъ Его не якоже нынѣ зерцаломъ въ гаданіи, но лицемъ къ лицу. Агнецъ, закланный отъ сложенія міра, предстанетъ намъ не подъ покровомъ таинствъ, не въ образахъ и начертаніяхъ, но явится во всемъ сіяніи славы Своей, во всемъ свѣтѣ Своего Божественнаго величія. Мы будемъ торжествовать на брачной вечери Его ту вѣчную Пасху, которой настоящая Пасха наша есть только образъ и предназначеніе, и, преобразуясь отъ славы въ славу, обрящемъ въ Немъ и жизнь, и безсмертіе, и радость, и блаженство, и торжество нескончаемое, и субботу вѣчную.

III. Видите, братія мои, какимъ всепросвѣщающимъ свѣтомъ озаряетъ насъ воскресеніе Христово! Нынѣ вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя, да празднуетъ убо вся тварь востаніе Христово! Аминь. (Состав. по «Полн. собр. проповѣдейа Димитрія, архіеп. херсонск. и одесск., т. 1. изд. 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 521-522.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0