Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 12.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 6-ое. Второй день Пасхи.

(И мы воскреснемъ!)

IІ. Христосъ есть начатокъ нашего воскресенія, говоритъ св. апостолъ Павелъ, — есть основаніе и нашего воскресенія. Христосъ въ Самомъ Себѣ воскресилъ человѣчество; воскреситъ Онъ и тѣхъ, которые преискренно пріобщаются Его плоти и крови, — которые становятся съ Нимъ едино вѣрою и любовію, — которые не образно только, а дѣйствительно становятся членами Его — единой Главы всѣхъ вѣрующихъ.

а) Воскресъ Христосъ, и мы воскреснемъ, друзья мои! И развѣ это такъ невѣроятно? Мало ли мы видимъ въ нашей здѣшней жизни образовъ воскресенія?

Что человѣкъ воскреснетъ и снова получитъ свое тѣло, на это ежедневно указываетъ наше засыпанье вечеромъ и просыпанье утромъ. Подобно тому, какъ мы ложимся и засыпаемъ вечеромъ, а на другой день пробуждаемся и встаемъ съ тѣмъ же тѣломъ; такъ и мертвое тѣло нѣкогда при воскресеніи получитъ снова свой видъ и свою жизнь, пробудится отъ смертнаго сна и будетъ жить.

Другой образъ нашего воскресенія составляетъ непрерывающаяся преемственность дня и ночи. Когда оканчивается день и заходитъ солнце, постепенно становится все темнѣе и темнѣе, и наконецъ все покрываетъ мрачная ночь. Тьма и тѣнь смертная обнимаютъ тогда всю природу; исчезли горы и долины, цвѣты и деревья, не видно ни одного творенія, и все какъ мертво. Если въ мрачный полночный часъ взойти на гору и посмотрѣть вокругъ, подать голосъ и прислушаться, то никто не отзовется во тьмѣ, ничто не шелохнется, все спитъ, люди и животныя. Но чуть наступитъ утро, все становится видимымъ предъ глазами, все оживаетъ, и снова царитъ вездѣ новая жизнь.

Подобнымъ образомъ и всѣ умершіе лежатъ какъ бы спящіе глубокимъ сномъ, покрытые долгою ночью смерти, такъ что представляется, что они всѣ навѣки исчезли и уничтожились; но наступитъ день, и они снова пробудятся отъ сна смерти и воскреснутъ и явятся живыми, съ тѣломъ и душею, отъ Адама до послѣдняго умершаго человѣка.

Но наиболѣе ясный образъ нашего будущаго воскресенія представляетъ ежегодное оживленіе природы весною. Наступила зима — и вся природа какъ бы омертвѣла. Деревья стоятъ безъ листьевъ и соковъ, травы и цвѣты помертвѣли; ни одна птица не поетъ уже въ лѣсу, мухи и другія насѣкомыя лежатъ оцѣпенѣлыя въ своихъ убѣжищахъ, другія же осенью превратились въ куколокъ, чтобы умереть. Но вотъ настанетъ весна, приходитъ новая жизнь въ омертвѣвшую природу, и все, что казалось мертвымъ и погибшимъ, снова встаетъ изъ своего гроба. Трава, злаки и всѣ, произрастенія снова выростаютъ изъ земли, являются цвѣты въ красотѣ своей, деревья получаютъ снова сокъ, листья и цвѣты; муравьи, пчелы, мухи и другія насѣкомыя снова пробуждаются отъ своей зимней спячки и выползаютъ изъ своихъ уголковъ; закутанныя въ куколку гусеницы оставили свой прежній покровъ, превратились въ гораздо лучшія созданія — въ разноцвѣтныхъ бабочекъ, и летаютъ въ этомъ новомъ видѣ, высоко поднимаясь въ воздухѣ. Птицы весело съ пѣснями перелетаютъ съ дерева на дерево, съ кустарника на кустарникъ. Богъ все это такъ устроилъ, конечно, не съ иною цѣлью, какъ только для того, чтобы наглядно и живо представить предъ взоры наши будущее наше воскресеніе.

Зерно, брошенное осенью въ землю рукою земледѣльца, истлѣваетъ, чтобы весною снова ожить въ полнотѣ и красотѣ жизни. Ты еже сѣеши не оживетъ, аще не умретъ, учитъ насъ истинѣ воскресенія и св. апостолъ Павелъ подобіемъ зерна, истлѣвающаго въ землѣ и потомъ оживающаго.

И не безуменъ ли тотъ, скажемъ словами того же св. апостола, кто, еще и послѣ такихъ ясныхъ указаній на истину воскресенія, даже въ низшей, неразумной природѣ, вздумалъ бы усумниться въ этой величайшей и отраднѣйшей для насъ истинѣ? Нѣтъ мѣста сомнѣнію!.. Воскресъ Христосъ, и мы воскреснемъ, друзья мои! И непремѣнно воскреснемъ этими же самими тѣлами, и будемъ жить вѣчно со Христомъ, на сколько мы здѣсь, на землѣ, живемъ вѣрою и любовію, связывающими всѣхъ насъ во едино съ Нимъ, Господомъ нашимъ.

б) А какъ же совершится это величайшее чудо всеобщаго воскресенія? Это — тайна, которую точно и обстоятельно выяснить теперь невозможно. Однакоже, насколько намъ открыто въ книгахъ священныхъ, вотъ что можно сказать о ней. По откровенію, данному свят. пророку Іезекіилю, на мертвыя и разбросанныя кости дунетъ нѣкій Духъ животенъ, и онѣ оживутъ и станутъ на ногахъ своихъ соборъ многъ зѣло (Іезек. 37,10). По откровенію, данному свят. Іоанну Богослову, воскресенію тѣлъ будутъ предшествовать звукъ трубъ ангельскихъ и голосъ Самого Господа, грядущаго съ неба (Іоан. 5, 28). Отъ этого гласа Господня, подобнаго которому не было въ мірѣ отъ его созданія, и который отзовется во всѣхъ концахъ вселенной, — вся земля восколеблется, падутъ надгробные памятники, откроются могилы, — сухія кости получатъ жилы и облекутся плотію, составленною изъ тѣхъ же частей, на которыя она разложилась. Что было съѣдено червями и звѣрями, птицами и рыбами, что было потреблено огнемъ, превратилось въ воздухъ и землю, — все это будетъ возвращено, такъ что ни на одинъ волосъ не будетъ недостатка въ настоящемъ тѣлѣ. Тѣла соединятся съ своими душами и выйдутъ изъ могилъ, какъ бы послѣ глубокаго и продолжительнаго сна. Воскреснутъ всѣ люди въ одно мгновеніе: воскреснутъ — и христіане, и евреи, и магометане, и язычники; воскреснутъ люди всѣхъ временъ и поколѣній; воскреснутъ и добрые и недобрые.

III. Послѣ сего, съ несомнѣнною вѣрою ожидая воскресенія мертвыхъ тѣлъ, не будемъ, друзья мои, слишкомъ печалиться, когда придется провожать въ могилу тѣла нашихъ родныхъ и друзей. Скорбѣть о погребаемыхъ тѣлахъ не то же ли значитъ, что скорбѣть о сѣменахъ, бросаемыхъ въ землю земледѣльцемъ? Да не будемъ же мы, христіане, яко не имущіи упованія! (Сост. по Воскр. чт. за 1887 г. и кн. П. Троцкаго. «Поуч. чт. на каждый день года»).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 518-520.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0