Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 5-ое. Второй день Пасхи.

(Какъ должно праздновать Пасху?)

Христосъ воскресе!

Празднуйте ее не въ квасѣ ветсѣ, какъ учитъ ап. Павелъ, ни въ квасѣ злобы и лукавства, но въ безквасіи чистоты и истины: ибо Пасха наша за ны пожренъ бысть Христосъ (1 Кор. 5, 7. 8).

II. Давая совѣтъ какъ праздновать христіанамъ свою Пасху, апостолъ имѣлъ въ виду пасху іудейскую. Іудеямъ, во время празднованія ихъ пасхи, Господь повелѣлъ беречься всего кваснаго (Исх. 12, 15); и апостолъ совѣтуетъ христіанамъ наблюдать безквасіе. Іудей берегся кваса вещественнаго, а христіанинъ долженъ беречься кваса духовнаго — злобы и лукавства. Іудей вкушалъ въ продолженіе пасхи опрѣсноки, бывшіе только символомъ чистоты, а христіанинъ долженъ имѣть самую чистоту духовную.

а) Апостолъ требуетъ, чтобы у празднующихъ Пасху не было злобы. И зачѣмъ ей быть тутъ? Не за всѣхъ ли умеръ Христосъ, и не для всѣхъ ли воскресъ? Онъ умеръ и воскресъ для всѣхъ, а мы не въ состояніи будемъ, ради Его, перенести какой-нибудь обиды? Что же мы за послѣдователи Его? Если бы кто обидѣлъ насъ и самою жестокою обидою, то мы должны простить ему нынѣ, ради Воскресшаго. При такой радости не время считаться обидами. Воскресшій Христосъ всѣмъ намъ исходатайствовалъ прощеніе; намъ ли, помилованнымъ, продолжать злобу? Прощеннымъ ли считать долги? Приди ко врагу твоему и скажи ему: Христосъ воскресе, и требуй отъ него мира и любви: другъ друга обымемъ, и ненавидящимъ насъ простимъ вся воскресеніемъ.

б) Требованіе св. Павла состоитъ далѣе въ томъ, чтобы у празднующихъ Пасху не было лукавства. Оно никогда не прилично христіанамъ; ибо для чего лукавить тѣмъ, которые всѣ должны быть братіями, всѣ созданы во Христѣ для истины, для которыхъ истина столь же необходима, какъ воздухъ? Тѣмъ болѣе въ настоящіе дни не прилично христіанину имѣть и малѣйшій видъ лукавства. Ибо что говоритъ онъ нынѣ другимъ, и что слышитъ отъ другихъ, встрѣчаясь съ ними? Говоритъ: Христосъ воскресе! Слышитъ: воистину воскресе! То-есть мы всѣ, христіане, дѣлаемся нынѣ свидѣтелями и благовѣстниками истины воскресенія Христова. Особенно теперь надобно возлюбить намъ всякую истину, и удалить отъ себя всякій видъ двоедушія: неискренности, хитрости и лукавства, дабы содѣлаться достойными свидѣтелями истины воскресенія Христова.

в) Наконецъ, апостолъ требуетъ для достойнаго празднованія Пасхи — чистоты и истины. Праздникъ всякій любитъ чистоту, вслѣдствіе чего мы очищаемъ къ праздникамъ домы наши и одежды, измываемъ самихъ себя. Но для Воскресшаго нужна не эта только чистота. Онъ готовъ принять насъ въ рубищахъ; готовъ нагихъ посадить за трапезу съ Собою, коль скоро душа чиста и облечена въ одежду невинности. И напротивъ, измовенныя уста для Него отвратительны, когда на нихъ привитаетъ ложь и нечистота сердечная: и свѣтлая одежда для Него хуже вретища, когда подъ нею сокрываются страсти, когда она куплена притѣсненіемъ ближнихъ. Посему, празднуя Пасху, надобно заботиться не объ одной чистотѣ домовъ и одеждъ, а болѣе о чистотѣ души и сердца. Безъ этой чистоты съ какимъ лицемъ осмѣлимся мы приходить въ церковь для прославленія воскресшаго Господа?

III. Какъ далеко отстоятъ наши празднованія Пасхи отъ истиннаго празднества, какого требуетъ апостолъ! Вамъ извѣстны, братія, обычаи міра въ эти дни, происшествія, ихъ наполняющія, занятія, въ коихъ они проходятъ. Съ окончаніемъ поста какъ-будто оканчивается у многихъ все доброе; Христосъ воскресаетъ, а они умираютъ духомъ! И для людей съ чувствомъ христіанскимъ тяжело смотрѣть въ эти дни на безумныя игрища, на забвеніе многими всякаго воздержанія, на явное торжество нечистыхъ страстей: каково же должно быть при семъ воскресшему Господу, — Тому, Который для того и умеръ за насъ, чтобы содѣлать всѣхъ насъ людьми чистыми и святыми?

Постараемся провести настоящій праздникъ, какъ совѣтуетъ апостолъ, а не какъ требуетъ плоть и кровь, то-есть не въ квасѣ злобы и лукавства, а въ безквасіи чистоты и истины. Припомнимъ и слова Самого Господа въ ветхомъ завѣтѣ о настоящемъ днѣ: потерпи Мене, глаголетъ Господь, въ день воскресенія Моего, во свидѣтельство Мое (Соф. 3, 8).

Какъ бы такъ говоритъ воскресшій Господь Богъ: «христіанинъ! потерпи Меня, не гони Меня своею безчинною, непристойною жизнію, хотя нынѣ — въ день воскресенія Моего, — въ день, въ который Я Своимъ воскресеніемъ побѣдилъ смерть и совоскресилъ тебя съ Собою, умершаго во Адамѣ, — день, въ который Я разрушилъ адъ со всѣми его ужасами, побѣдилъ діавола, всегдашняго злобнаго врага твоего, и отверзъ тебѣ двери рая, нѣкогда заключенныя для тебя грѣхопаденіемъ прародителя твоего, — день, въ который Я снялъ тяготѣвшее на тебѣ проклятіе Отца Моего небеснаго и соусыновилъ тебя Ему.

Потерпи Меня въ день воскресенія Моего, говоритъ Господь; для чего потерпи?во свидѣтельство Мое, т.-е. своею жизнію, своимъ поведеніемъ, вполнѣ сообразнымъ съ Моимъ ученіемъ, засвидѣтельствуй, христіанинъ, предъ цѣлымъ свѣтомъ, предъ всѣми многочисленными врагами Моими, что Я именно Избавитель міра, обѣщанный пророками, что Я научилъ васъ, какъ жить, и далъ вамъ силы въ Духѣ Святомъ исполнять мое ученіе.

Поэтому докажемъ доброю жизнію всѣмъ недругамъ Его, что Христосъ — наша радость — воскресъ, и мы спасены. Прославимъ Его въ тѣлесѣхъ нашихъ и душахъ нашихъ. А Ты, милосердый Господи, сподоби насъ чистымъ сердцемъ Тебя славити! (Сост. по проп. Иннокентія, архіеп. херс, т. ІѴ и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 517-518.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0