Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 4-ое. Первый день Пасхи.

(Поученіе на вечернѣ въ праздникъ Пасхи).
(Объясненіе происхожденія пасхальныхъ привѣтствій).

Христосъ воскресе! — Воистину воскресе!

II. а) Желаете ли, братія, узнать, откуда имѣетъ начало нынѣшнее радостное привѣтствіе наше?

Обычай христіанъ такимъ образомъ привѣтствовать другъ друга, или просто христосоваться, есть обычай древнѣйшій, начавшійся отъ апостоловъ.

Первая половина привѣтствія: Христосъ воскресе! явилась почти въ самыя первыя минуты послѣ воскресенія Христова, и услышалась изъ устъ ангела. Ангелъ, явившійся при гробѣ воскресшаго Христа, первый привѣтствовалъ женъ мироносицъ съ свѣтлымъ воскресеніемъ Христовымъ, первый, такъ сказать, похристосовался съ мироносицами. Ангелъ обративъ рѣчъ къ женщинамъ, повѣствуетъ евангелистъ Матѳей (28, 5. 6), сказалъ: не бойтесь; ибо знаю, что вы ищете Іисуса распятаго. Его нѣтъ здѣсь: Онъ воскресъ. Ангелъ Господень, привѣтствовавъ святыхъ женъ мироносицъ радостію воскресенія Христова, велѣлъ имъ привѣтствіе это немедленно нести къ ученикамъ Христовымъ: пойдите скорѣе, сказалъ онъ имъ, скажите ученикамъ Его, что Онъ (Христосъ) воскресъ изъ мертвыхъ (Мат. 8, 7). И святыя мироносицы, по сказанію евангелиста Луки, возвратились отъ гроба, возвѣстили все сіе одиннадцати и всѣмъ прочимъ. Такимъ образомъ эта радостная вѣсть, это радостное привѣтствіе: Христосъ воскресе! полетѣло изъ устъ въ уста, пронеслось чрезъ восемнадцать вѣковъ, услышалось во множайшихъ народахъ земного шара и нынѣ съ величайшею радостію произносится нашими устами.

Вы можетъ быть, желаете знать и то, когда и какъ образовалась вторая половина привѣтствія нынѣшняго: воистину воскресе!

Въ тотъ же самый день воскресенія Христова образовалась на языкѣ апостоловъ и другая половина воскреснаго привѣтствія: воистину воскресе! Святые апостолы, находившіеся въ Іерусалимѣ, привѣтствовали воскресеніемъ Христовымъ Луку и Клеопу, возвратившихся изъ Эммауса; они говорили (Лук. 24, 34), что Господь воистину воскресъ! воистину воскресе! Такимъ образомъ вторая половина привѣтствія: воистину воскресе! произошла изъ устъ учениковъ Христовыхъ и притомъ въ тотъ же самый день воскресенія Христова. б) Очень кстати объяснить вамъ, братія, и то взаимное наше цѣлованіе, которое мы обыкновенно соединяемъ съ привѣтствіемъ воскресенія Христова.

Какимъ образомъ оно появилось у васъ, христіанъ?

Вспомните, что Спаситель особенно завѣщалъ предъ Своими страданіями апостоламъ, а въ лицѣ ихъ и всѣмъ намъ, христіанамъ? Сія есть заповѣдь Моя, да любите другъ друга, какъ Я возлюбилъ васъ. Сіе заповѣдаю вамъ, да любите другъ друга (Іоан. 15, 12), неоднократно завѣщалъ Господь ученикамъ Своимъ въ послѣдней Своей бесѣдѣ предъ страданіями Своими. Эту любовь, заповѣданную намъ Спасителемъ нашимъ, мы выражаемъ нынѣ видимымъ наружнымъ дѣйствіемъ — цѣлованіемъ, и при этомъ дѣйствіи забываемъ различіе пола и возраста и состоянія. Это взаимное цѣлованіе наше служитъ вмѣстѣ и выраженіемъ общественной внутренней радости нашей о воскресеніи Христовомъ. И нельзя лучше выразить радости о воскресеніи Христовомъ, какъ взаимною любовію; никакое другое выраженіе этой радости не можетъ быть такъ пріятно Спасителю, какъ наша взаимная, братская любовь между собою.

III. Вотъ, возлюбленные о Христѣ братія и сестры, откуда имѣетъ начало обычай христіанъ христосоваться въ дни святыя Пасхи. Вотъ сколь важно и священно привѣтствіе, которымъ мы нынѣ поздравляемъ другъ друга. Кратко привѣтствіе, не велика проповѣдь, но лучше привѣтствія намъ и придумать нельзя. Привѣтствуйте же, православные христіане, всѣ и всѣхъ сею небесною радостію; возвѣщайте каждому воскресеніе Христово, потому что оно есть праздниковъ праздникъ и торжество торжествъ; цѣлуйте другъ друга, но цѣлуйте лобзаніемъ святымъ. Аминь. (Сост. по поуч. прилож. къ «Рук. для сельск. паст.» за 1885 г., мартъ).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 516.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0