Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 3-е. Первый день Пасхи.

(Поученіе, назначенное для произнесенія за вечернею въ первый день Пасхи).
(О явленіяхъ воскресшаго Господа апостоламъ въ день Воскресенія, съ нравственными и догматическими выводами).

Въ самый же день Воскресенія поздно вечеромъ десять учениковъ собрались вмѣстѣ и говорили о явленіяхъ воскресшаго Господа. Апостолъ Петръ былъ тутъ же; не было одного Ѳомы. Двери были заперты изъ боязни нападенія отъ іудеевъ. Вдругъ сквозь заключенныя двери является среди нихъ Самъ воскресшій Христосъ. «Миръ вамъ», сказалъ Онъ имъ. Они смутились. Не духъ ли это, не призракъ ли стоитъ предъ нами? подумали они. Христосъ не одобряетъ такое ихъ сомнѣніе. «Для чего, говоритъ Онъ, такія мысли входятъ въ ваши сердца? посмотрите на руки Мои и на ноги Мои, что Я Самъ, осяжите Меня и разсмотрите; потому что духъ плоти и костей не имѣетъ, какъ видите у Меня», — и сказавъ это, показалъ имъ руки и ноги Свои. Ученики возрадовались, увидавши Господа. Но при радости, или лучше сказать, отъ чрезмѣрной ихъ радости имъ не доставало все еще полной вѣры, — имъ хотѣлось бы еще болѣе убѣдиться, что это дѣйствительно. И вотъ Господь спрашиваетъ у нихъ: нѣтъ ли у нихъ здѣсь чего съѣстнаго? Они подали ему часть печеной рыбы и сотоваго меду, и Онъ предъ ними съѣлъ. И ихъ сомнѣніе замѣнилось теперь полнѣйшею вѣрою и радостію. Спаситель долго съ ними бесѣдовалъ, объяснилъ имъ всѣ тѣ пророчества, въ которыхъ говорится о страданіяхъ, смерти и воскресеніи Его. «Миръ вамъ!» заключилъ Онъ Свою бесѣду. «Какъ послалъ Меня Отецъ, такъ и Я посылаю васъ. Пріимите Духа Святаго. Кому простите грѣхи, тому простятся, на комъ оставите, на томъ останутся». При этомъ Онъ дунулъ на нихъ и сталъ невидимъ. Когда пришелъ къ нимъ Ѳома, всѣ говорили ему: мы видѣли Господа. Но онъ отвѣчалъ: если не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей, и не вложу руки моей въ бокъ Его, не повѣрю.

II. а) Когда явился Христосъ апостоламъ? Въ то время, когда бесѣдовали о Немъ. Пятый разъ является Онъ, и каждый разъ — тѣмъ, которые заняты были Имъ — о Немъ думаютъ, о Немъ говорятъ. Пойми изъ сего, христіанинъ, что и къ тебѣ тогда будетъ близокъ Господь, когда часто будешь размышлять о Немъ, часто молиться Ему, часто читать Слово Его, посѣщать храмъ Его, часто приступать къ св. тайнамъ Его, когда будешь стараться творить добро во имя Его.

б) Христосъ явился апостоламъ сквозь заключенныя двери. Это показываетъ, что тѣло Спасителя по воскресенія стало не такое, какое было прежде. Это было уже тѣло тонкое, легкое, духовное, не знающее никакой преграды для сообщенія съ тѣмъ или другимъ мѣстомъ: тѣло, осіяваемое духовнымъ свѣтомъ, — сквозь которое проникалъ свѣтъ Божества. Подобны, братія, будутъ и наши тѣла по воскресеніи. Но для этого нужно теперь — при жизни не дѣлать ихъ орудіемъ грѣха, блюсти въ чистотѣ.

в) Миръ вамъ, сказалъ Христосъ явившимся апостоламъ. Значитъ, вотъ что всего необходимѣе обществамъ, семействамъ и всѣмъ намъ для счастія земного. Гдѣ нѣтъ мира, тамъ — вражда, раздѣленіе, прекословіе, взаимное противодѣйствіе, злоба, ненависть. Гдѣ же взять мира? Христосъ миръ нашъ: Онъ преподалъ миръ апостоламъ, преподастъ и намъ.

г) Апостолъ Ѳома долго не вѣрилъ воскресенію Господа; но его невѣріе не походило на невѣріе іудейскихъ начальниковъ, которые слышали о воскресеніи Христа отъ стражей — очевидцевъ и все-таки не повѣрили. Невѣріе этихъ лицъ происходидо отъ упорства, ожесточенія, гордости, злобы. Но Ѳома не вѣрилъ отъ радости, все одно какъ и мы не вѣримъ тому, чему особенно рады, что особенно намъ пріятно. Зато когда увѣрился, онъ исповѣдывалъ, что Христосъ — Господь нашъ, Царь и Владыка, Начальникъ и Совершитель нашего спасенія.

д) Мы слышали, братія, что ученики возрадовались, увидавши Господа. Но не менѣе учениковъ Господа и мы должны возрадоваться при одной мысли о воскресеніи изъ мертвыхъ Господа.

И какъ не радоваться, какъ не веселиться въ нынѣшній праздникъ! Мы страшимся ада; теперь нечего его страшиться: онъ нынѣ разрушенъ. Мы трепещемъ смерти; теперь нечего ея трепетать: жало ея уничтожено. Мы боимся діавола; нечего и его бояться: онъ низложенъ. Мы желаемъ рая: отверсты райскія двери. Все готово, чего только наша душа желаетъ; все доставило намъ Воскресеніе Спасителя.

Впрочемъ, слушатели, не смотря на то, что рѣки радости текутъ вездѣ, двери отверсты всѣмъ; не смотря, говорю, на то, и нынѣ есть много печальныхъ между нами, христіанами, унылыхъ среди общаго веселія, мрачныхъ при полномъ сіяніи радости.

Кто же эти унылые и печальные?

Унылы и печальны нынѣ бѣдные, впрочемъ не тѣ только бѣдные, которые стоятъ у дверей храма, ходятъ по домамъ, кланяются на переулкахъ. Эти бѣдные имѣютъ голосъ: добрые люди не дадутъ имъ долго плакать. Нынѣ особенно унылы и печальны тѣ бѣдные, которые не имѣютъ чѣмъ жить, но не умѣютъ просить; которые бѣдствуютъ, но скрываютъ свою бѣдность; льютъ слезы горести, но таятъ ихъ отъ другихъ. Это люди, имѣющіе свое — бѣдное состояніе, несоотвѣтствующее ихъ званію, возрасту, достоинству. Это — бѣдныя вдовы съ малыми дѣтьми; небогатые отцы съ большими долгами; домы нѣкогда знатные, теперь пришедшіе въ крайнее разореніе. Эти то бѣдные нынѣ унылы и печальны. Горе и въ простые дни не сладко, но какъ оно мучительно въ Свѣтлый праздникъ! Нужды и всегда не легки, но какъ онѣ тягостны среди общаго довольства!

Конечно, при сердечномъ веселіи и лицу весело; при внутренней красотѣ можно обойтись и безъ внѣшняго украшенія; въ мирномъ семействѣ и черствый кусокъ хлѣба вкусенъ: но... не въ праздникъ, слушатели!

Унылы и печальны нынѣ грѣшники; впрочемъ, не тѣ только грѣшники, которые грѣшатъ противъ Бога; они могутъ омыть свои грѣхи слезами покаянія и — Богъ проститъ имъ грѣхи, и они веселы. Но нынѣ унылы и печальны особенно тѣ грѣшники, которые грѣшатъ противъ насъ, и грѣшатъ часто потому только, что живутъ съ нами, или зависятъ отъ насъ. Это — люди, прогнѣвавшіе насъ, съ которыми мы еще не помирились; это — подчиненные наши, нами унижаемые и пренебрегаемые; это — родные и близкіе, нами оставляемые безъ всякаго вниманія; это — служители, работающіе и служащіе намъ изъ-за куска хлѣба. Это, вообще, всѣ тѣ люди, которые, имѣя отношеніе къ намъ или находясь при насъ, или завися отъ насъ, не видятъ себѣ и нынѣ ласковаго взгляда, не слышатъ привѣтливаго слова. Видно, на всегда прошли тѣ времена, когда для свѣтлаго праздника ссоры были забываемы, тягостныя приличія оставляемы, различіе званія и состоянія было покидаемо. Прошли и, видно, никогда не воротятся тѣ времена, когда въ нынѣшній день подчиненный покойно веселился со своимъ начальникомъ, рабъ безпечно радовался со своимъ господиномъ, небогатая родня радостно ликовала съ роднею богатою, когда общій для всѣхъ праздникъ праздновали всѣ вмѣстѣ.

Впрочемъ, никому такъ не горько нынѣ, какъ бѣднымъ заключеннымъ. Для нихъ и колокольный нынѣшній звонъ заглушается громомъ ихъ собственныхъ цѣпей; они и въ сей свѣтлый праздникъ едва видятъ солнечный свѣтъ, тускло свѣтящій имъ сквозь каменныя ограды и желѣзныя рѣшетки. Горько нынѣ и тѣмъ страждущимъ, которыми наполнены больницы и богадѣльни; которые и нынѣ съ нетерпѣніемъ ожидаютъ себѣ куска хлѣба изъ рукъ корыстолюбиваго попечителя; которыхъ вопли и нынѣ отъ излишней радости не слышатъ тѣ, которые обязаны слушать ихъ всегда.

Горько нынѣ безпріютнымъ сиротамъ, коими наполнены домы призрѣнія; брошенныя отцами и матерями, они и нынѣ забыты тѣми, которые обязались за ними смотрѣть.

Итакъ, вотъ кто нынѣ унылъ и печаленъ: унылы и печальны тѣ, которыхъ І. Христосъ называетъ меньшею Своею братіею, съ которыми Онъ дѣлитъ печаль и уныніе какъ всегда, такъ особенно и нынѣ.

III. Возлюбленные во Христѣ братіе и сестры! Въ этотъ день радости и любви христіанской возлюбимъ всѣхъ и обрадуемъ, кто нами чѣмъ либо и когда либо былъ опечаленъ и обиженъ. (Сост. по проп. Р. Путятина и поуч. свящ. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 513-515.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0