Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 22 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 2-ое. Первый день Пасхи.

(Уроки назиданія изъ евангельскаго повѣствованія о воскресеніи I. Христа).

а) Когда воскресъ Господь? По предреченію пророковъ и Самого Господа (Мѳ. 12, 40) въ третій день, не ранѣе первыхъ послѣполуночныхъ часовъ дня послѣ субботняго. (Сл. на Пасху м. Филар.).

б) Какою силою Господь возсталъ изъ мертвыхъ? Славою Отчею (Рим. 6, 4) и собственною силою, какъ Богъ (Іоан. 10, 18).

в) Какъ совершилось и открылось воскресеніе Господне? Совершилось въ глубочайшей тайнѣ, запечатану гробу. Только внезапное сильное потрясеніе земли могло бы сказать умѣющему разумѣть гласъ природы, что изъ сердца ея исходитъ Первенецъ умершихъ. Послѣ сего сошелъ съ неба ангелъ возвѣстить людямъ о воскресеніи Господа. Видъ его былъ, какъ молнія, одѣяніе бѣло, какъ снѣгъ (Матѳ. 28, 3). «Отваливъ камень отъ гроба, онъ привелъ въ ужасъ и тѣмъ удалилъ стражей, чтобы открыть свободный доступъ ко гробу мѵроносицамъ и апостоламъ» (Филар.).

Утромъ рано, еще сущей тьмѣ, спѣшили нѣсколько благочестивыхъ женъ ко гробу, чтобы помазать благовоннымъ мѵромъ тѣло Спасителя. Любовь къ Господу придавала слабымъ бодрость, мужество, силу. Онѣ не знали не только о совершившемся событіи, но даже и о печати архіерейской и стражѣ римской. Ихъ смущала только мысль: кто намъ отвалитъ камень отъ дверей гроба? Бѣ бо велій зѣло! Одна изъ нихъ, особенно любящая и благодарная, Марія Магдалина далеко упреждаетъ прочихъ, первая приходитъ къ пещерѣ и видитъ: камень взятъ отъ гроба! Подавленная тяжкою мыслію: гдѣ Господь, она устремляется къ апостоламъ Петру и Іоанну. «Унесли Господа», сказала она имъ. Тѣ пошли осмотрѣть пещеру и нашли только одежду Его, и не знали, что бы это значило. Прочія же мѵроносицы, пришедшія ко гробу вскорѣ послѣ Маріи Магдалины и бывшія ранѣе сихъ апостоловъ, входятъ во гробъ и слышатъ отъ ангела: «что вы ищете живаго между мертвыми; Его нѣтъ здѣсь, Онъ воскресъ. Вотъ мѣсто, гдѣ Онъ былъ положенъ. Идите скорѣе, скажите ученикамъ Его и Петру, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ и предваряетъ васъ въ Галилеѣ; тамъ Его увидите» (Матѳ. 28, 1-7, Марк. 16, 1-7; Лук. 24, 1-6).

Чрезъ нѣсколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько плакала. Вотъ свѣтъ нѣкій мелькнулъ въ пещерѣ: она видитъ двухъ ангеловъ, въ бѣломъ одѣяніи сидящихъ: одного у главы и другого у ногъ, гдѣ лежало тѣло Іисуса. Они сказали ей: жено! что плачешь? — Унесли Господа моего и не знаю гдѣ положили Его. Въ это время она оглянулась назадъ, и увидѣла Іисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говоритъ ей: «жено! что плачешь, кого ищешь?» Марія сказала: господинъ! если ты взялъ Его, скажи мнѣ: гдѣ положилъ Его, и я возьму Его. «Маріе!» сказалъ ей воскресшій Христосъ. По этому слову Марія узнала Господа, бросилась къ Его ногамъ со словомъ: «Раввуни» (учитель) — «Не прикасайся ко Мнѣ, сказалъ ей Господь, а иди къ братіи Моей и скажи имъ: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему». — Совершились смерть Его и воскресеніе; остается вознесеніе и о Немъ теперь повелѣваетъ Господь возвѣстить ученикамъ, какъ о величайшемъ для нихъ благѣ, потому что Его Отецъ есть и ихъ Отецъ, Его Богъ — и ихъ Богъ. Марія повиновалась и пошла. На дорогѣ она встрѣтилась съ другими мѵроносицами. Вдругъ является всѣмъ имъ Христосъ и говоритъ: «радуйтесь». А онѣ отъ радости и благоговѣнія пали къ ногамъ Его и цѣловали ихъ. Послѣ сего жены пошли къ ученикамъ и разсказали, что онѣ видѣли Воскресшаго, а также пересказали все, что Онъ говорилъ съ ними.

г) Гдѣ была Матерь Божія въ это радостное утро, отъ кого узнала Она о воскресеніи Своего Божественнаго Сына? Говоря о мѵроносицахъ и апостолахъ, евангелисты молчатъ о Ней. Но хранительница таинъ Божіихъ, церковь, увѣряетъ, что прежде всѣхъ на землѣ Господь явился Матери. Она поетъ преблагословенной Дѣвѣ: «Воскресшаго видѣвши Сына Твоего и Бога, радуйся со апостолы Богоблагодатная чистая: и еже радуйся первѣе, яко всѣхъ радости вину воспріяла еси, Богомати всенепорочная».

Такова евангельская исторія о воскресеніи І. Христа.

II. Она предлагаетъ намъ слѣдующіе уроки.

а) Воскресшій Спаситель первымъ явился женщинамъ, — и женщины сдѣлались первыми провозвѣстницами воскресенія Христова. Здѣсь, по ученію отцевъ церкви, скрывается особая цѣль Промысла. Чрезъ кого подпалъ осужденію родъ человѣческій? кто чрезъ послушаніе діаволу сталъ виновникомъ всѣхъ несчастій человѣка? Жена первая согрѣшила, соблазнила на грѣхъ мужа и сдѣлалась виновницей потери блаженства райскаго и для всего рода человѣческаго. Чрезъ жену же родъ человѣческій услышалъ и радостную вѣсть о снятіи съ него осужденія и о возвращеніи чрезъ воскресшаго Христа потеряннаго блаженства.

б) Маріи Магдалинѣ первой изъ мѵроносицъ явился воскресшій Христосъ за любовь ея къ Нему. Она неотступно слѣдовала за Нимъ при жизни Его, она служила Ему отъ имѣнія своего, не боялась враговъ Его, стояла при крестѣ Его; она первая, ранѣе другихъ женъ, пошла ко гробу Его и первая, воротившись, сказала ученикамъ о раскрытомъ гробѣ Его; всѣ ушли, а она, любвеобильная, одна стоитъ у гроба и плачетъ.

Поймемъ, братіе мои, изъ этого, какъ много значитъ въ дѣлѣ спасенія любовь. Ты особенно радостно встрѣтилъ праздникъ свѣтлаго Христова Воскресенія, — это тебѣ дано непремѣнно за твою любовь ко Христу, которую ты доказалъ или вниманіемъ къ себѣ, или нѣкоторымъ воздержаніемъ въ продолженіе великаго поста, или усердною молитвою, достойнымъ соединеніемъ съ Нимъ въ таинствѣ тѣла и крови Его, или еще какимъ нибудь добрымъ дѣломъ, совершеннымъ тобою ради Христа. А тебѣ не дано это чувство, ты безъ особеннаго восторга встрѣтилъ праздникъ, — оглянись на себя, проникни въ домъ души твоей, вѣрно онъ заключенъ для Господа, вѣрно сердце занято другимъ чѣмъ больше, чѣмъ Христомъ. Да, Господь близокъ особенно къ тѣмъ, кто самъ сердцемъ близокъ къ Нему; любящимъ Его Онъ особенно ощутительно даетъ чувствовать эту близость къ Нему. Будемъ любить Господа всѣмъ сердцемъ, если желаемъ всегда радоваться о Немъ.

в) Господь, явившись на пути мѵроносицамъ, сказалъ имъ: радуйтесь!

И дѣйствительно, въ день всерадостнаго воскресенія І. Христа христіанинъ и праведный, и грѣшный долженъ радоваться. Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся въ онь (Пс. 117, 24).

Нынѣшній день есть день особеннаго веселія, особенной радости; нѣтъ у насъ праздника веселѣе и радостнѣе настоящаго. И съ какимъ желаніемъ всѣ ожидаютъ его, съ какимъ пріятнымъ безпокойствомъ приготовляются къ нему, съ какимъ удовольствіемъ другъ друга привѣтствуютъ съ наступленіемъ его. При словѣ — Христосъ воскресе — мы и сами какъ бы воскресаемъ, душа оживаетъ, сердце восхищается. Да, сей праздникъ для того и установленъ, чтобы мы радовались и веселились.

Ужели же нынѣ всѣмъ, даже и нераскаяннымъ грѣшникамъ, надобно радоваться? О чемъ, кажется, такому грѣшнику нынѣ радоваться? Христосъ воскресъ, но въ душѣ нераскаяннаго Онъ не воскресъ; Христосъ разрушилъ царство тьмы, но нераскаянный все въ неволѣ у діавола; Христосъ сокрушилъ вереи ада, но нераскаянный все не избѣгнетъ огня геенскаго; Христосъ смерть попралъ, но нераскаянный все не минуетъ вѣчной смерти: Христосъ приблизилъ къ намъ ангеловъ, но отъ нераскаяннаго все они бѣгутъ, какъ отъ смердящаго трупа.

Увы, бѣдный, нераскаянный грѣшникъ! У всѣхъ нынѣ праздникъ; только у тебя нѣтъ. Всѣ нынѣ веселятся, торжествуютъ, люди и ангелы ликуютъ вмѣстѣ; только тебѣ нечего торжествовать, и не съ кѣмъ веселиться. Какъ ни украшай себя со внѣ, какъ ни убирай своего тѣла: видно, не бывать у тебя нынѣ радости; ибо у тебя душа не убрана, замарана грѣхами, не омыта слезами сокрушенія, не очищена въ банѣ покаянія. Какой ты ни готовь себѣ столъ: видно, быть тебѣ нынѣ голоднымъ; ибо у тебя голодна душа, ты не питалъ ея ни словомъ Божіимъ, ни тѣломъ и кровію Христовою. Куда ты ни пойди, вездѣ тебѣ не радость: ибо тутъ встрѣтишь нищаго, которому ты отказалъ; тамъ увидишь вдову, которую ты презрѣлъ, на всякомъ шагу тебѣ будетъ попадаться или обиженный тобою, или обольщенный, или обманутый, или оклеветанный, или... Но что я въ такой праздникъ тревожу душу грѣшника? Ахъ, онъ, бѣдный, и безъ того не имѣетъ никогда покоя. Нѣтъ, успокойся, грѣшникъ! Ты бѣденъ добрыми дѣлами; но Богъ богатъ милостями къ тебѣ. Успокойся! Дверь покаянія для тебя еще не затворена, а чрезъ эту дверь ты войдешь въ полную радость нынѣшняго дня. Восплачь же, воздохни къ Богу изъ глубины души о своихъ грѣхахъ. Иные плачутъ отъ радости, а ты отъ своихъ слезъ возрадуешься. Весело проливать слезы раскаянія; сладко плакать о грѣхахъ. Восплачь же, воздохни для праздника: и у тебя будетъ настоящій праздникъ Воскресенія: въ тебѣ воскреснетъ Христосъ, ты освободишься отъ рабства діаволу, ты не умрешь смертію вѣчною, о тебѣ возрадуются на небѣ ангелы Божіи. Да, ангелы Божіи на небѣ возрадуются, когда увидятъ твои слезы раскаянія, когда услышатъ твои вздохи о грѣхахъ.

Такъ никто изъ насъ не долженъ нынѣ унывать: двери веселія всѣмъ отверсты: входите безъ сомнѣнія; рѣки радости для всѣхъ текутъ: черпайте безъ опасенія.

III. Оживимся же настоящимъ торжествомъ, обнимемъ другъ друга, ненавидящимъ насъ простимъ все для Воскресшаго, и будемъ устами и сердцемъ воспѣвать: «Христосъ воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ». Аминь. (Сост. по проп. Р. Путятина и «Воск. бес.» изд. Моск. Общ. любит. дух. просвѣщ. за 1891 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 510-513.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0