Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Воскресеніе Христово (Пасха).
Поуч. 1-ое. Первый день Пасхи.

(Праздникъ Пасхи — праздникъ радости духовной для всѣхъ).

Христосъ воскресе!

II. а) «Кто благочестивъ и боголюбивъ», — говоритъ св. Златоустъ, — кто истинно чтитъ Бога и любитъ Его искренно, «да насладится сего добраго и свѣтлаго торжества», т. е. преславнаго воскресенія Христова, которое мы нынѣ празднуемъ и въ коемъ Господь такъ дивно показалъ и благость Свою къ роду человѣческому, и премудрость въ искупленіи его отъ вѣчной погибели, и силу Свою надъ врагами спасенія нашего.

б) «Кто рабъ благоразумный», кто данные ему отъ Бога таланты — время, силы и способности, не скрываетъ напрасно въ землю, не иждиваетъ на земныя только дѣла и удовольствія, но мудро употребляетъ на служеніе Господу и стяжаніе вѣчнаго блаженства, «да внидетъ радуяся въ радость Господа своего», да будетъ участникомъ той духовной радости, которую Господь уготовалъ вѣрнымъ рабамъ Его, искупленнымъ кровію Спасителя (Матѳ. 25, 21).

в) «Кто потрудился постяся», — кто во время прошедшаго поста не оставался въ праздности, но усердно трудился надъ дѣломъ спасенія своего, «да пріиметъ нынѣ динарій», — получитъ въ благодатныхъ плодахъ воскресенія Христова ту награду, какую обѣщалъ Богъ добрымъ дѣлателямъ (Матѳ. 10, 10; 20, 1-8.)

г) «Кто работалъ съ перваго часа», — исполнялъ волю Божію съ дѣтства, или съ того времени, какъ Господь призвалъ его въ вертоградъ Свой, т. е. въ церковь Христову, «пусть получитъ нынѣ плату, слѣдующую ему по справедливости».

д) «Кто пришелъ послѣ третьяго часа», приступилъ къ дѣлу Божію не вдругъ, но опустилъ нѣсколько времени, «да празднуетъ благодаря» Бога за снисхожденіе къ нему.

е) «Кто успѣлъ притти по шестомъ часѣ», пришелъ на зовъ Божій еще позже, когда протекла уже половина его жизни, «пусть ни мало не безпокоится: ибо онъ ничего не лишится» изъ тѣхъ благъ, которыя воскресшій Господъ даруетъ всѣмъ желающимъ вкушать оныя.

ж) «Кто пропустилъ и девятый часъ», замедлилъ еще болѣе и началъ трудиться надъ дѣломъ Божіимъ тогда, какъ день жизни его склонился уже къ вечеру, «пусть приступитъ безъ всякаго сомнѣнія и боязни»: ибо нынѣ явилась благодать Божія, спасительная всѣмъ человѣкамъ (Тит. 2, 11).

з) «Если кто успѣлъ притти только въ одиннадцатый часъ», — даже и тотъ, кто вышелъ на дѣло Божіе очень поздно, сталъ пещись о спасеніи души своей уже въ старости, «и тотъ да не страшится замедленія: ибо Домовладыка, любя честь», и будучи щедръ, «пріемлетъ и послѣдняго какъ перваго, успокоиваетъ и пришедшаго въ одиннадцатый часъ, какъ трудившагося съ перваго часа», воздавая всѣмъ должное. — «И первому удовлетворяетъ», награждая его по справедливости, «и послѣдняго милуетъ» по снисхожденію, «и оному даетъ» заслуженное, «и сему даритъ» по благости Своей; «и добрыя дѣла пріемлетъ» съ радостію, «и благое намѣреніе лобызаетъ» съ любовію; «и дѣяніе чтитъ» какъ должно, «и доброе расположеніе хвалитъ».

III. «Итакъ, всѣ войдите въ радость Господа своего. И первые и послѣдніе пріимите мзду» отъ милосерднаго Владыки!

«Богатые и бѣдные, ликуйте другъ со другомъ», какъ дѣти одного Отца небеснаго!

«Трудящіеся и лѣнивые», въ дѣлѣ спасенія своего, «почтите настоящій день» всемірнаго торжества!

«Постившіеся и не постившіеся, возвеселитесь нынѣ», когда небо и земля радуются, и празднуетъ вся тварь! — «Трапеза обильна: насыщайтесь ею всѣ». — «Телецъ»; закланный ради насъ, «великъ и упитанъ: никто не уходи голоднымъ!» — «Всѣ насладитесь пиршествомъ вѣры, всѣ пользуйтесь богатствомъ благости» Божіей!

«Никто не жалуйся на бѣдность; ибо для всѣхъ открылось царство» небесное, въ которомъ уготовано вѣрующимъ богатое наслѣдіе.

«Никто не плачь о грѣхахъ своихъ: ибо изъ гроба» Спасителя «возсіяло прощеніе» всѣмъ грѣшникамъ, желающимъ получить оное.

«Никто не страшись смерти: ибо отъ ней освободила насъ Спасова смерть», если только мы снова не поработимся ей грѣхами. — «Ее истребилъ объятый ею» Жизнодавецъ. — «Сошедшій во адъ» Сынъ Божій «плѣнилъ адъ и огорчилъ его». — «Давно предъузнавъ это, пророкъ Исаія воскликнулъ: адъ огорчися, срѣтивъ Тебя въ преисподнихъ» своихъ (Исаіи 14, 9). — «Огорчился: ибо упразднился», — опустѣлъ; «огорчился: ибо посрамленъ» исходомъ борьбы своей съ Спасителемъ; «огорчился: ибо умерщвленъ», лишился того, что составляло его жизнь и силу; «огорчился: ибо низложенъ» съ престола своего и лишенъ власти надъ родомъ человѣческимъ; «огорчился: ибо связанъ», и не можетъ теперь дѣйствовать съ тою свободою и силою, какъ прежде. — «Онъ взялъ плоть, а принялъ въ ней Бога; взялъ землю, а нашелъ въ ней небо; взялъ то, что видѣлъ, а подвергся тому, чего не ожидалъ». — Такъ Богъ уловилъ его Своею премудростію!

«Гдѣ твое, смерте, жало? гдѣ твоя, аде, побѣда,» (1 Кор. 15, 55)? — Гдѣ грѣхъ, которымъ ты, смерть, уязвляла людей? Гдѣ, адъ торжество твое надъ родомъ человѣческимъ? — «Воскресъ Христосъ, и ты низвергся», какъ безсильный врагъ. — «Воскресъ Христосъ, и пали демоны» — твои слуги, чрезъ коихъ ты уловлялъ людей. — «Воскресъ Христосъ, и радуются ангелы», взирая на дивное торжество Сына Божія и спасеніе человѣковъ. — «Воскресъ Христосъ, и жизнь водворяется» всюду, даже и тамъ, гдѣ прежде была область смерти и тлѣнія. — «Воскресъ Христосъ, и нѣтъ ни одного мертваго во гробѣ»: «ибо Христосъ, воскресшій изъ мертвыхъ, начатокъ умершимъ бысть» (1 Кор. 15, 20). — Онъ первый воскресъ, какъ глава, а потомъ востанутъ и всѣ члены Его, — вѣрующіе въ Него и имѣющіе въ себѣ животворный духъ Его (1 Кор. 15, 21-23. Римл. 8, 11). Да будетъ же «Ему слава и держава, во вѣки вѣковъ!» Аминь. (Сост. по кн. «Избран. Слова и бесѣды», Платона, митр. кіевскаго, Кіевъ 1892 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 509-510.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0