Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 30 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Приложеніе.
Поученія на праздники Господскіе (подвижные).

Поуч. 1-ое. Входъ Господень въ Іерусалимъ.

(О значеніи ваій и возженныхъ свѣчъ въ рукахъ христіанъ).

Видно было, что св. церковь этою особенностію въ богослуженіи имѣла намѣреніе напомнить намъ одно изъ важнѣйшихъ событій изъ жизни І. Христа — торжественное вшествіе Его въ Іерусалимъ. Какъ оно совершилось — вы знаете изъ евангелія, которое читалось нынѣ: поэтому я остановлю ваше вниманіе на особенностяхъ обрядовъ праздника, чтобы извлечь оттуда назиданіе для всѣхъ насъ.

Предъ Своими страданіями, Господь І. Христосъ воскресилъ въ Виѳаніи умершаго Лазаря, тѣло котораго четыре дня лежало во гробѣ и уже начало предаваться тлѣнію. А на другой день Онъ отправился въ Іерусалимъ, но въ этотъ разъ не такъ вступилъ въ него какъ прежде: въ прежніе годы Онъ оставался незамѣтнымъ среди толпы, а теперь взоры всего народа были обращены на Него. Если слово Его и привлекало умы и особенно сердца народа, который называлъ Его равви — учитель; то все-таки народъ сей зналъ, что есть и другіе учители, которые могли быть болѣе или менѣе подобны Ему. Что же касается чудесныхъ дѣйствій Учителя изъ Назарета галилейскаго, то въ этомъ отношеніи никто не могъ съ Нимъ сравняться. Врачеваніе больныхъ тѣломъ, исцѣленіе страждущихъ душею бѣсноватыхъ и особенно воскрешеніе мертвыхъ было очевиднѣйшимъ доказательствомъ, что І. Христосъ есть не простой человѣкъ, но Богочеловѣкъ — Сынъ Божій. Когда до Іерусалима дошелъ слухъ, что І. Христосъ воскресилъ умершаго и погребеннаго Лазаря, то многіе не только изъ жителей города, но и изъ пришельцевъ, по случаю праздника Пасхи, пожелали видѣть и І. Христа и Лазаря. И потому утромъ на другой день послѣ совершенія чуда, въ воскресеніе, весь путь отъ Іерусалима до Виѳаніи занятъ былъ множествомъ народа. І. Христосъ пожелалъ итти во Іерусалимъ, но на этотъ разъ — особеннымъ образомъ, торжественно. Онъ послалъ двухъ учениковъ привести изъ противулежащей деревни осленка съ ослицей, и привели его. Апостолы возложили одежды свои на осленка и посадили на него І. Христа. Многіе изъ народа постилали одежды свои по дорогѣ, иные срѣзывали вѣтви съ деревъ и бросали ихъ по пути; всѣ же предшествующіе и послѣдующіе отъ радости восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословенъ грядый во имя Господне». Осанна въ вышнихъ, т.-е. «спасеніе съ неба» пришло къ нимъ въ лицѣ І. Христа.

II. Воспоминая этотъ торжественный входъ Господень въ Іерусалимъ, св. церковь, чтобы мы представляли празднуемое событіе, вручаетъ намъ ваіа, или вѣтви древесныя, и этимъ помогаетъ мысли нашей переноситься во время и въ мѣсто совершившагося событія. Но не одно простое воспоминаніе даетъ своимъ чадамъ св. церковь.

а) Въ своихъ пѣснопѣніяхъ она прославляетъ І. Христа, какъ побѣдителя смерти въ воскрешеніи Лазаря, и этимъ даетъ понять, что и всѣ мы нѣкогда, по волѣ того же Господа, воскреснемъ. Общее воскресеніе удостовѣряя, Ты, Христе Боже, воскресилъ изъ мертвыхъ Лазаря. Поэтому и мы, подобно дѣтямъ еврейскимъ, нося знаменія побѣды, воспѣваемъ Тебѣ: «осанна въ вышнихъ! благословенъ идущій во имя Господне, осанна въ вышнихъ!» Такъ восхваляли мы Побѣдителя смерти и вчера и сегодня въ богослуженіи. Вѣтви, которыя мы держали въ рукахъ, по разумѣнію св. церкви, были символы или знаки побѣды І. Христа надъ смертію. Но въ то же время онѣ могутъ служить намъ нагляднымъ образомъ и поясненіемъ истины воскресенія изъ мертвыхъ всѣхъ людей. Во время зимы вѣтви эти были безжизненны и мертвы, а теперь, когда лучъ солнца коснулся ихъ, они показываютъ признаки жизни. Точно то же будетъ и съ нашимъ тѣломъ: находясь въ землѣ, оно не показываетъ присутствія жизни, но лишь коснется его лучъ Солнца Правды — всемогущій глаголъ Господа, оно оживетъ и будетъ жить вѣчно. Поэтому, держа въ рукахъ ваіа, представляйте себѣ, братія, истину всеобщаго воскресенія изъ мертвыхъ. Каждый скажи себѣ: если воскресъ умершій и предавшійся тлѣнію Лазарь, если ожили замерзшія на время древесныя вѣтви, то оживутъ нѣкогда и наши тѣла, хотя бы они предались тлѣнію и разсыпались въ землѣ. Это первый намъ урокъ назиданія отъ ваій въ праздникъ торжественнаго входа Господня въ Іерусалимъ.

б) Далѣе — свѣтъ отъ возженныхъ нашимъ усердіемъ свѣчъ долженъ напоминать намъ, что послѣ всеобщаго воскресенія и суда мы сподобимся быть въ области свѣта, если будемъ жить праведно, какъ Богъ велитъ, и очищаться отъ грѣховъ въ таинствахъ покаянія и причащенія тѣла и крови Христовыхъ. Находясь въ общеніи съ Богомъ, мы будемъ во свѣтѣ вѣчномъ, немерцающемъ, потому что Богъ Самъ есть свѣтъ, живетъ во свѣтѣ неприступномъ и просвѣщаетъ всякаго человѣка, грядущаго въ міръ подъ знаменемъ Его благодати, съ вѣрою и любовію во имя Его. Если мы въ этомъ мірѣ будемъ жить такъ, чтобы свѣтъ вѣры и добрыхъ дѣлъ свѣтился предъ нашими ближними и они изъ-за насъ будутъ прославлять Отца небеснаго, то и въ будущей жизни мы не только удостоимся быть во обителяхъ свѣта, но и сами будемъ свѣтиться, какъ солнце, по слову Самого Господа. И это для насъ тѣмъ легче, что нѣкая свѣтоносная искра, хотя и маленькая, уже зажжена въ нашей душѣ и блещетъ, болѣе или менѣе сильно, въ нашемъ разумѣ, въ нашемъ чувствѣ и въ нашихъ. желаніяхъ.

III. Позаботимся съ своей стороны, чтобы эта божественная искра не только не погасала въ насъ, по нашему нерадѣнію о ней, но, напротивъ, съ каждымъ днемъ нашей жизни болѣе и болѣе разгоралась и пламенемъ своего огня обняла бы все наше существо. Тогда и мысли наши будутъ свѣтлы и чисты, и чувства наши святы и непорочны, и желанія наши устремлены къ небесному и духовному. А въ такомъ случаѣ и сѣнь смерти тѣлесной не устрашитъ насъ, и самая ночь смерти будетъ свѣтла для насъ какъ день, невечерѣющій въ царствіи Божіемъ. Аминь. (Сост. по слову прот. М. Поторжинскаго, напеч. въ проп., прилож. къ «Руков. для сельск. паст.» за 1889 г., апрѣль).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ первый. Первое полугодіе. (330 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1896. — С. 499-500.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0