Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 23 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Тридцать первый день.

Поуч. 2-ое. Преподобный Спиридонъ печерскій.

(О чтеніи священныхъ и душеполезныхъ книгъ).

I. Нынѣ празднуется святою церковію память преподобнаго Спиридона печерскаго. Кто онъ былъ? Онъ былъ человѣкъ простой, происходилъ не изъ города, а изъ села, и былъ совсѣмъ неграмотный. Имѣя сильное влеченіе къ монашеской жизни, онъ ушелъ въ Печерскій монастырь, и здѣсь началъ учиться грамотѣ, хотя былъ человѣкъ не молодой, и такъ полюбилъ чтеніе священной книги Псалтирь, что выучилъ ее наизусть и каждый день прочитывалъ ее всю, не смотря ни на какую работу. Когда его сдѣлали просфорникомъ, то онъ не оставлялъ своего любимаго занятія: рубилъ ли онъ дрова или мѣсилъ тѣсто, онъ постоянно имѣлъ въ устахъ дивные, величественные и трогательные, покаянные и хвалебные псалмы св. царя и пророка Давида, читая или поя ихъ. Однажды преподобный совершалъ свою обычную работу и разжегъ печь для испеченія просфоръ; но вдругъ отъ пламени, выходящаго изъ печи, загорѣлась крыша дома. Тогда преподобный снялъ съ себя мантію и закрылъ ею устье печи, а самъ, завязавши во власяницѣ (нижняя монашеская одежда) рукава, пошелъ на колодезь и наполнилъ ее водою, между тѣмъ позвалъ на помощь братію. Братія, пришедши, увидѣли чудную вещь: мантія, которою закрыта была печь, не сгорѣла, и изъ власяницы вода не вылилась. Погасивши пожаръ, всѣ прославили Бога. Въ такомъ смиренномъ послушаніи преподобный Спиридонъ тихо и преставился. (Чет. Мин. 31 окт.).

II. Вотъ какъ древніе христіане любили читать священныя книги! Даже въ пожилыхъ лѣтахъ учились грамотѣ, чтобы только имѣть возможность поучаться въ словѣ Божіемъ день и ночь. Такъ ли мы любимъ читать священныя книги? Стыдно сказать, а нерѣдко бываетъ, что иной православный христіанинъ наизусть знаетъ какую-нибудь сказку, а о своемъ Спасителѣ, Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ не можетъ ничего разсказать... Да если бы ты былъ даже вовсе безграмотный человѣкъ, и тогда тебѣ стыдно бы ничего не знать о своемъ Спасителѣ, и тогда тебѣ слѣдовало бы всячески постараться узнать: какъ Онъ жилъ, какія чудеса творилъ, чему училъ людей и какъ пострадалъ за насъ, какъ воскресъ, на небеса вознесся и какъ паки пріидетъ судить живыхъ и мертвыхъ; все это и безграмотный христіанинъ долженъ знать; а тебѣ Богъ грамоту далъ уразумѣть и ты не хочешь прочитать жизнь своего Спасителя! Свойственно ли это истинному христіанину?

а) Св. евангеліе должно быть первою нашею настольною книгою. Въ немъ вы найдете все, что совершилъ для нашего спасенія Господь нашъ I. Христосъ; оно и написано для того, чтобы мы, вѣруя въ Сына Божія и соблюдая изложенное въ немъ ученіе Его, имѣли жизнь вѣчную.

б) Далѣе, ты, какъ христіанинъ, долженъ знать, во что вѣруешь, какъ и по чемъ должно молиться, какъ поступать по волѣ Божіей, чтобы не прогнѣвать тебѣ Господа Бога твоего; для этого тебѣ нужно пріобрѣсти православный катихизисъ: тамъ устами св церкви объясняется и наша вѣра, и молитва Господня, и ученіе Господа о блаженствахъ, и десять заповѣдей, данныхъ Богомъ на горѣ Синайской.

в) Посѣтитъ ли теби радость, или постигнетъ какая-либо скорбь, бѣда, читай священную книгу Псалтирь. «Книга псалмовъ, говоритъ св. Василій Великій, врачуетъ и застарѣлыя раны души... Псаломъ — тишина душъ, раздаятель мира, онъ утишаетъ мятежные и волнующіеся помыслы; онъ смягчаетъ раздражительность души и уцѣломудриваетъ невоздержность. Псаломъ — убѣжище отъ демоновъ, вступленіе подъ защиту ангеловъ, оружіе въ ночныхъ страхованіяхъ, упокоеніе отъ дневныхъ трудовъ, безопасность для младенцевъ, украшеніе въ цвѣтущемъ возрастѣ, утѣшеніе старцамъ, самое приличное убранство для женъ». Какъ же не читать христіанину такой великой книги! Если какое слово не понимаешь по-славянски, возьми русскую псалтирь: слава Богу, теперь все свящ. писаніе, вся Библія, есть на русскомъ нарѣчіи.

г) Намъ нужно разъясненіе слова Божія, вѣрное и ясное наставленіе! Для этого полезно читать книги св. отцовъ и учителей церкви. Въ этихъ сочиненіяхъ, или какъ принято называть «твореніяхъ св. отцовъ и учителей церкви», какъ-то: свв. Василія Великаго, Григорія Богослова, Іоанна Златоустаго, Ефрема Сирина, блаж. Ѳеодорита и многихъ другихъ, вы найдете, бр., самое вѣрное изъясненіе свящ. Писанія и ученія св. православной церкви.

д) Въ дѣлѣ спасенія намъ необходимо видѣть въ примѣрахъ, какъ другіе, при помощи Божіей, устрояли дѣло своего спасенія, — для сего полезно читать житія святыхъ: тамъ вы увидите людей всѣхъ званій, пола и возраста, какіе они встрѣчали соблазны и препятствія на пути спасенія и чѣмъ ихъ побѣждали; тамъ вы найдете сонмы постниковъ, молитвенниковъ, дѣвственниковъ, милостивцевъ; читая ихъ жизнь и вы можете итти по слѣдамъ такихъ людей и спасете души ваши. Но, къ прискорбію нашему, среди насъ, христіанъ, есть такіе, которые дожили до сѣдыхъ волосъ, а не знаютъ житія своего ангела, небеснаго своего покровителя, не знаютъ даже тропаря ему, хотя и считаютъ себя грамотѣями... Настанетъ день ихъ ангела, придутъ въ церковь, поставятъ свѣчу, пожалуй отслужатъ молебенъ — и спокойны, какъ будто сдѣлали все, что нужно, и начинаютъ служить иному Богу — своему чреву... А чтобы хоть въ этотъ день прочитать житіе своего ангела, провести часъ-другой въ молитвенномъ собесѣдованіи съ своимъ небеснымъ покровителемъ, — этого и въ поминѣ нѣтъ... Можно ли послѣ этого ожидать себѣ милости отъ Бога и отъ святыхъ угодниковъ Его?..

Часто слышишь жалобы, что мы мало понимаемъ изъ того, что читаемъ. Что же дѣлать, Если Господь не одарилъ васъ полнымъ разумѣніемъ? Но все же вы не унывайте, упражняйтесь, при помощи Божіей, въ чтеніи душеспасительныхъ книгъ, хотя вы мало ихъ понимаете. Для Господа пріятно и то, что ты занимаешься чтеніемъ священныхъ книгъ, ибо Богъ, по ученію св. Іоанна Златоуста, лобызаетъ и намѣреніе. Для тебя дорого и то, что изъ прочитаннаго тобою усвоишь одну святую мысль: иногда нѣсколько словъ св. Писанія вели къ перемѣнѣ всей жизни, ко спасенію души. Видя твое стараніе, Господь просвѣтитъ тебя и побудитъ тебя обратиться къ пастырю церкви, который объяснитъ тебѣ непонятное, или укажетъ, гдѣ можно найти толкованіе труднаго мѣста. Одного только бойся: бойся понимать и толковать слово Божіе по своему разуму: чрезъ это ты можешь впасть въ ересь и вмѣсто спасенія погубишь на вѣки свою душу. (См. «Воскр. день» за 1893 г).

III. Итакъ, возлюбленные христіане, старайтесь читать какъ можно болѣе книгъ божественныхъ и вообще душеспасительныхъ. Путь спасенія разнообразенъ, тутъ нужно и назиданіе, и вразумленіе, и исправленіе, а гдѣ это заключается какъ не въ душеполезной книгѣ? Полезно бесѣдовать съ благочестивымъ и разумнымъ человѣкомъ, а книга — то же, что бесѣда. Книга — твой вѣрный другъ и учитель, который можетъ быть съ тобою и въ домѣ, и въ полѣ, и въ саду, и въ торговой лавкѣ... (Сост. свящ. Г. Д-ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 499-501.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0