Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Тридцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. священномученикъ Зиновій и сестра его Зиновія.

(Братская любовь).

I. Нынѣ св. церковь воспоминаетъ страданія св. священномученика Зиновія и сестры его Зиновіи. Они родились въ каппадокійскомъ городѣ Эгахъ отъ благочестивыхъ родителей, которые воспитали ихъ въ законѣ Господнемъ. Рано они остались сиротами, — но добрыя наставленія родителей уже укоренились въ нихъ, и они рѣшились раздать свое богатое имѣніе бѣднымъ и жить лишь для служенія Богу. Господь принялъ жертву ихъ, и Зиновій получилъ отъ Господа даръ чудотвореній: молитвою и возложеніемъ рукъ онъ исцѣлялъ больныхъ. Скоро чудеса и добродѣтели прославили его по всей области, и христіане эгейскіе избрали его въ епископа. Св. Зиновій ревностно наставлялъ паству и словомъ и примѣромъ святой своей жизни. Но вотъ, вспыхнуло страшное Діоклитіаново гоненіе, — въ городъ Эги былъ присланъ царскій сановникъ для того, чтобы склонить христіанъ къ отреченію отъ вѣры и предавать непокорныхъ казни. Многіе изъ христіанъ прославились мученическою смертію за I. Христа. Призвали къ допросу и святителя Зиновія. — «Мнѣ не зачѣмъ съ тобою долго бесѣдовать», сказалъ ему языческій сановникъ: «вотъ тебѣ жизнь или смерть: — жизнь, если поклонишься богамъ нашимъ, смерть, Если не поклонишься, — выбирай!» — «Жизнь безъ Христа и есть смерть», — отвѣчалъ епископъ, «смерть же тѣлесная Христа ради — есть вѣчная жизнь. Хочу умереть здѣсь и жить вѣчно со Христомъ». — «Увидимъ, поможетъ ли тебѣ Христосъ твой!» сказалъ сановникъ, и велѣлъ жестоко бить епископа. — Святая Зиновія, узнавъ, что братъ ея страдаетъ за Христа, поспѣшила на судилище, и, ставъ предъ мучителемъ, воскликнула: «я христіанка, я такъ же, какъ и братъ мой, исповѣдую Бога и Господа I. Христа. Вели же мучить и меня; хочу умереть одною смертію съ братомъ!». Сановникъ царскій сталъ увѣщевать дѣвицу, убѣждалъ ее отречься отъ вѣры, представлялъ ей ужасъ и позоръ всенародной казни. Святая Зиновія осталась непреклонна. Тогда разгнѣванный язычникъ велѣлъ и ее и брата ея положить на желѣзную рѣшетку, подъ которою горѣли уголья. «Что же? помогаетъ ли вамъ Христосъ вашъ?» спрашивалъ онъ мучениковъ, ругаясь надъ вѣрою ихъ. — «Онъ невидимо съ нами», отвѣчали они. «Онъ освѣжаетъ насъ росою благодати Своей, и мы не чувствуемъ мученій». — Сняли ихъ съ рѣшетки и сбросили въ котелъ съ кипящею смолою. Но хранимые Господомъ, они остались невредимы, и воспѣвали хвалебный псаломъ Богу. Тогда отдали ихъ на смертную казнь. Мученики шли на смерть съ радостію. «Благодаримъ Тебя, Господи», воскликнули они, «что Ты сподобилъ насъ подвизаться подвигомъ добрымъ, теченіе скончать, вѣру сохранить. Сдѣлай насъ участниками славы Твоей, и причисли насъ къ тѣмъ, которые благоугодили предъ Тобою, ибо Ты благъ во вѣки». Голосъ съ неба призвалъ ихъ къ жизни вѣчной и къ вѣнцамъ нетлѣннымъ, и они радостно предали души Богу.

II. Что всего поразительнѣе здѣсь — эпго братская любовь, соединявшая во едино сердца брата Зиновія и сестры его Зиновіи, — это единомысліе умовъ и сердецъ ихъ. Что дѣлаетъ братъ, то дѣлаетъ и сестра. Братъ идетъ страдать за Христа, и сестра туда же. Вотъ образецъ, какъ братья и сестры должны себя вести въ отношеніи другъ къ другу. Особенно должны поучиться этому тамъ, гдѣ много братьевъ и сестеръ.

Но, нужно сказать правду, рѣдко они ростутъ въ полной любви и согласіи, — ссоры, другъ на друга жалобы, нехотѣніе послужить другъ другу, — вотъ что большею частію бываетъ въ большихъ семействахъ. А когда придутъ въ возрастъ, часто совсѣмъ охладѣваютъ другъ къ другу и живутъ какъ чужіе.

Не такъ должно быть по духу ученія нашего Господа. Если всѣ вѣрующіе должны быть между собою единодушны и единомысленны, то тѣмъ болѣе братья и сестры. Пусть они различны по возрасту, по характеру, по способностямъ, а когда придутъ въ возрастъ, и по роду занятій, и по средствамъ къ жизни, — что до того? — не смотря на все различіе, у нихъ много общаго, связывающаго ихъ союзомъ — единымъ тѣснымъ. Общее — это одна у всѣхъ забота о пріобрѣтеніи неба и его радостей, это труды для царства небеснаго. Вотъ на этомъ-то они и должны сосредоточивать свое вниманіе, тутъ-то и должны показать свою братскую любовь.

Каждый братъ, каждая сестра другъ о другѣ должны заботиться: богоугодно ли проводятъ жизнь, съ пользою ли для семьи? къ утѣшенію ли родителей и родныхъ? прославляется ли чрезъ ихъ жизнь имя Божіе? близки ли они ко спасенію? Всѣ должны замѣчать другъ въ другѣ добрыя стороны и подражать имъ, а недостатки братски, кротко исправлять. Кто ближе къ брату, какъ не ты, сестра или братъ? скажи же ему, если онъ не такъ живетъ, какъ должно христіанину, — напомни ему о долгѣ христіанскомъ, о званіи, которое онъ носитъ, — твое братское слово, сказанное отъ любящаго сердца, не можетъ остаться для него безплоднымъ. Часто старшіе братья стараются доставить младшимъ, любя ихъ, то или другое удовольствіе, — этого конечно строго нельзя осуждать. Но вы еще лучше бы сдѣлали, если бы побольше находили времени побесѣдовать съ ними о Христѣ, почитать имъ евангеліе, житія святыхъ, если бы постепенно пріучали ихъ къ молитвѣ, собесѣдованію съ Господомъ, къ храму Божію.

Особенно, братъ и сестра, старайтесь подавать другъ другу добрый примѣръ. Смотрите, какъ на Зиновію подѣйствовалъ примѣръ брата ея Зиновія. Братъ идетъ на мученія и смерть за Христа, — и сестра, подражая ему, тоже. И вы другъ друга учите добру своимъ примѣромъ, — примѣромъ учите младшихъ страху Божію, послушанію, любви къ молитвѣ, къ церковной службѣ и благоговѣйному стоянію въ храмѣ. Примѣръ — великое дѣло, — онъ сильнѣе всякихъ словъ. Ахъ, какъ часто дитя всего этого ищетъ, а видитъ совсѣмъ не то!... — Если какой братъ или сестра имѣетъ у себя на воспитаніи младшихъ братьевъ, знайте, что вы отвѣтите предъ Господомъ, если, уча многому, намѣренно будете умалчивать предъ ними о спасеніи души, и вмѣсто того знакомить ихъ съ одною суетою міра, съ однѣми свѣтскими забавами. Непріятно видѣть между взрослыми братьями, живущими въ одномъ семействѣ, несогласія, ссоры, доходящія до раздѣловъ. Отъ чего бы не жить, и не трудиться вмѣстѣ — другъ для друга? Се что добро, или что красно, но еже жити братіи вкупѣ? (Пс. 132, 1).

Но нынѣ этого согласія видится все менѣе и менѣе. Нѣтъ любви, — и братъ сильный не хочетъ потрудиться для слабаго, безсемейный не желаетъ, чтобы его трудовая копейка шла на многосемейнаго, — и вотъ отсюда желаніе жить только для себя, — отсюда и раздѣлы. А угодно ли это Господу? не Онъ ли, напротивъ, училъ любить не только брата, а всякаго ближняго, даже врага, и какъ любить? до положенія жизни за него!

Иногда гордость много причиняетъ здѣсь зла. Младшему брату тяжело подчиняться старшему, ему нужна свобода, и вотъ, хотя со вредомъ для себя, — опять раздѣленіе... Но любовь къ свободѣ не всегда приводитъ къ добру, вспомните евангельскую притчу о блудномъ сынѣ. Гордость и желаніе власти также до добра довести не могутъ. I. Христосъ ихъ всегда осуждалъ. Однажды мать Іакова и Іоанна подошла съ своими сыновьями ко Христу Спасителю съ просьбою поставить ихъ первыми въ Его царствѣ. Но онъ сказалъ имъ: не знаете, чего просите: кто хощетъ быть большимъ между вами, да будетъ всѣмъ слугою. Кто хощетъ быть первымъ между вами, да будетъ всѣмъ рабомъ, — и указалъ при этомъ на собственный примѣръ. Смотрите на Меня, сказалъ имъ, Я пришелъ не для того, чтобы Мнѣ служили, но чтобы Самому Мнѣ другимъ послужить и отдать душу для искупленія многихъ (Марк. 10, 43. 44. 45). Вотъ что должны взять себѣ въ урокъ братья и сестры, живущіе вмѣстѣ и врозь. О, еслибы Христовъ духъ царилъ въ нашихъ семьяхъ, — тогда не было бы ни раздоровъ, ни ссоръ, ни брани, но была бы самая горячая любовь, потому что всѣ искали бы не своихъ личныхъ выгодъ, а того, что ведетъ ко благу общему, семейному!

III. Любовь священномученика Зиновія и сестры его Зиновіи основана была на любви ко Христу, за Котораго они пострадали. Да соединяетъ и нынѣшнихъ братьевъ и сестеръ любовь ко Христу. Постараемся всѣ ее пріобрѣсти. Будетъ любовь къ Христу, будетъ и братская любовь. Тогда жить другъ для друга братьямъ и сестрамъ будетъ и легко, и пріятно, и утѣшительно, потому что тутъ въ лицѣ брата и сестры будетъ все дѣлаться для Христа. Аминь. (Сост. по «Поуч.» свящ. о. П. Шумова).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 496-498.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0