Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 37.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Тридцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. священномученикъ Зиновій и сестра его Зиновія.

(Христіане ли мы?).

I. Св. Зиновій и сестра его Зиновія, память коихъ совершаютъ нынѣ, родились въ городѣ Эгахъ въ Киликіи и получили христіанское воспитаніе отъ своихъ благочестивыхъ родителей. Достигнувъ совершеннаго возраста, братъ и сестра роздали все свое имѣніе бѣднымъ и проводили истинно-богоугодную жизнь. Мѣстные жители такъ уважали ихъ, что пожелали имѣть Зиновія своимъ епископомъ, и избраніе это состоялось.

Между тѣмъ началось гоненіе на христіанъ отъ Діоклитіана. Въ Киликію также былъ присланъ сановникъ царскій, по имени Лисій, съ предписаніемъ отклонять народъ отъ вѣры христіанской и съ полномочіемъ безпощадно карать и истреблять христіанъ.

Не могъ въ это время укрыться озаряющій всю мѣстность христіанскій свѣтильникъ — епископъ Зиновій, прославленный уже отъ Бога даромъ чудотвореній, которымъ привлекалъ онъ невѣрующихъ и утверждалъ привлеченныхъ имъ къ вѣрѣ Христовой. Послалъ Лисій за этимъ вліятельнымъ христіаниномъ и сказалъ ему: «я нахожу излишнимъ вдаваться съ тобою въ долгія разсужденія и потому въ короткихъ словахъ предлагаю тебѣ одно изъ двухъ: жизнь, если ты признаешь боговъ нашихъ, или — смерть, если не поклонишься имъ»...

— Жизнь — не жизнь безъ Христа, а смерть за Христа не есть смерть, но безсмертная жизнь, и потому избираю смерть за Христа, — отвѣчалъ Зиновій.

Его предали истязаніямъ.

Узнавъ объ этомъ, сестра епископа — Зиновія поспѣшила на мѣсто, гдѣ мучили ея брата, и неустрашимо обратилась къ Лисію: «я также христіанка, — сказала она, — я также, какъ и братъ мой, исповѣдую Бога истиннаго — I. Христа и желаю пострадать за Него вмѣстѣ съ братомъ моимъ»...

Напрасно уговаривалъ Лисій Зиновію отречься отъ того, что онъ почиталъ заблужденіемъ, напрасно думалъ устрашить ее, представляя позоръ и ужасъ казни въ глазахъ всего народа. Потерявъ наконецъ надежду склонить ее къ отреченію отъ I. Христа, онъ велѣлъ подвергнуть ее вмѣстѣ съ братомъ ея пыткѣ огнемъ. Но и среди жестокихъ страданій мученики радостно воспѣвали божественные псалмы. Съ радостію пошли они и на казнь, исповѣдуя себя христіанами, и съ благодареніемъ къ Богу преклонили подъ мечъ головы и предали свои души своему Создателю. Это было въ 285-мъ году. (См. Ч.-М. окт.).

II. Св. священномуч. Зиновій и сестра его Зиновія были замучены за то, что исповѣдывали себя христіанами, ибо не по имени только, но и на самомъ дѣлѣ они были таковыми.

Спросимъ себя: христіане ли мы? Подражаемъ ли мы въ христіанскомъ своемъ званіи святымъ, нынѣ прославляемымъ? Не оскорбитесь, братіе, такимъ вопросомъ. Говорю вообще, въ виду имѣю всѣхъ христіанъ. Апостолъ Павелъ говорилъ же христіанамъ своего времени: себе искушайте, аще есте въ вѣрѣ, себе искушайте (2 Кор. 13, 5). Необходимо испытывать себя, необходимо повѣрять свою жизнь. И учениковъ испытываютъ, и служащихъ повѣряютъ, и купецъ наблюдаетъ за своими дѣлами, и богачъ усчитываетъ свой капиталъ. Какъ же намъ, христіанамъ, не наблюдать за собою, не испытывать себя, не повѣрять своей жизни? Развѣ мы не дорожимъ своимъ христіанствомъ? Развѣ хотимъ только называться христіанами, а жить какъ-нибудь, какъ водится и какъ хочется? Въ такомъ случаѣ какая намъ польза отъ нашего христіанства? Для чего и быть въ числѣ христіанъ, и называться христіанами? Итакъ, не лишній, очевидно, братіе, и не безполезный вопросъ, и я повторяю его: христіане ли мы? — Знаю, мнѣ скажутъ: «да как-же мы не христіане?

а) Мы крестились во I. Христа, исповѣдуя Бога Отца и Сына и Святаго Духа, и всегда носимъ на себѣ крестъ Христовъ: какъ же мы не христіане?» — Такъ. Дѣйствительно, мы сподобились этой великой благодати Божіей. Мы крестились, вступили въ церковь Христову и сдѣлались вѣрными. Но помнимъ ли мы эту принятую нами благодать? Понимаемъ ли, цѣнимъ ли достоинство званія, въ которое вступили? Хранимъ ли тѣ обѣты, которые дали при крещеніи, т.-е. отречься отъ діавола и дѣлъ его и облечься во Христа? По большей части — нѣтъ и нѣтъ... Мы носимъ на себѣ крестъ. Неужели этого и довольно для христіанина? А располагаемъ ли мы жизнь свою по примѣру распятаго за насъ Господа, исполняемъ ли законъ Христовъ!

б) Говорятъ: «мы ходимъ въ церковь святую и молимся Богу: какъ же мы не христіане?» — Такъ. Ходимъ въ церковь, но часто ли и всегда ли, когда должно? Ходимъ въ церковь, но такъ ли, какъ слѣдуетъ? Надо ходить въ церковь, по словамъ св. церкви, съ вѣрою, благоговѣніемъ и страхомъ Божіимъ; вѣдь церковь — домъ Божій, тутъ Самъ Богъ невидимо присутствуетъ. Надо и стоять въ церкви смиренно, благочинно и благоговѣйно, какъ предъ лицомъ Божіимъ. Но такъ ли и всегда ли такъ бываетъ? Мы молимся, но внимательно ли, усердно ли, сокрушенно ли? Какъ мы ведемъ себя въ церкви, какъ изображаемъ на себѣ крестъ, какъ полагаемъ поклоны? Не по привычкѣ ли только, не по обычаю ли одному? Не забудемъ, что Спаситель нашъ Господь не разъ изгонялъ изъ храма недостойныхъ и за недостойныя дѣла. Не забудемъ, что и молитва, по словамъ пророка, бываетъ иногда не во спасеніе, а во грѣхъ (Пс. 108, 7).

в) «Мы, говорятъ, постимся въ извѣстные дни и времена, какъ установила христіанская церковь: какъ же мы не христіане?» — Постимся? Но, всѣ ли и всегда ли? Многіе изъ нынѣшнихъ христіанъ не знаютъ никакихъ постовъ, у нихъ сплошная во весь почти годъ, нарушеніе правилъ церковныхъ не ставится почти ни въ какой грѣхъ. Да и тѣ, которые соблюдаютъ посты, не далеко ушли по пути христіанскаго воздержанія. ѣсть одну постную пищу еще не значитъ поститься, а вѣдь наше постничество почти всегда и состоитъ только въ томъ, что не ѣдимъ скоромнаго, а постное ѣдимъ безъ простоты и умѣренности, и вовсе не заботимся воздержаться отъ прихотей и страстей.

г) Говорятъ: «мы говѣемъ, и нѣкоторые не разъ въ годъ: какъ же мы не христіане?» — Такъ. Дѣйствительно, многіе говѣютъ каждый годъ, иные даже по нѣскольку разъ въ годъ, или во всѣ посты. Но сколько такихъ, которые не говѣютъ вовсе, не говѣютъ по два, по три, по пяти и болѣе лѣтъ? Пусть мы говѣемъ, и говѣемъ часто, но какъ говѣемъ? Съ искреннимъ ли раскаяніемъ, съ полнымъ ли исповѣданіемъ грѣховъ? Желаемъ ли всѣмъ сердцемъ оставить грѣхи, или по крайней мѣрѣ противиться грѣхамъ? Остерегаемся ли послѣ говѣнія повторенія прежнихъ грѣховъ? Трудно, братіе, сказать, что все это именно такъ. А вѣдь истинное, богоугодное и душеспасительное говѣніе непремѣнно этого требуетъ. Иначе говѣніе наше можетъ быть для насъ безъ пользы, мало того: можетъ быть еще — чего Боже сохрани — и въ осужденіе. Апостолъ говоритъ: ядый тѣло Господне, и піяй кровь Господню недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ (1 Кор. «, 29).

д) Говорятъ еще: «мы празднуемъ христіанскіе праздники: какъ же мы не христіане?» Точно, празднуемъ, хотя не всѣ и не всегда. Какъ и сколь усердно празднуемъ — объ этомъ ужъ не говоримъ. Бываемъ въ церкви за службой часъ, и два, можетъ быть и подольше. А затѣмъ? Что дѣлается днемъ, что вечеромъ? Со службой церковной у насъ рѣшительно оканчивается Божій праздникъ. Простой народъ пьянствуетъ, предается веселостямъ, часто самымъ безчиннымъ, а люди богатые и образованные большею частію забавляются роскошными обѣдами, блестящими балами, языческими представленіями. Не скажетъ ли и намъ Богъ, смотря на наше празднованіе: праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа Моя (Ис. 1, 14)?

е) «Мы христіане»... А какова жизнь наша? Каково поведеніе наше? О чемъ вся забота у васъ? Знаемъ ли мы свою вѣру, свои христіанскія обязанности? Что у насъ читаютъ въ домахъ? По большей части книги пустыя, безполезныя, часто соблазнительныя, а то еще однѣ развѣ газеты... А священное писаніе? О, это чтеніе скучное, тяжелое; это чтеніе собственно духовныхъ, такъ думаемъ мы. Что поютъ у насъ по домамъ? Пѣсни мірскія, чувственныя, грѣховныя... А пѣсни священныя, божественныя? Это пѣвали, можетъ быть, когда-нибудъ в старину... Какія у насъ дѣла? На что обращены всѣ заботы, всѣ труды? На то ли, чтобы служить Богу, прославлять Его благочестивою и добродѣтельною жизнію? Не на однѣ ли земныя житейскія нужды? Еще апостолъ говорилъ о христіанахъ своего времени: вси своихъ си ищутъ, а не яже Христа Іисуса (Филип. 2, 21): что же должно сказать о насъ? Говорить ли о дѣлахъ нашихъ, противныхъ закону Божію, посрамляющихъ нашу вѣру святую! А ежели еще повѣрить наши мысли, намѣренія, движенія сердечныя, то видно будетъ, что мы живемъ только плотію, руководимся только закономъ грѣховной природы нашей, а не закономъ Божіимъ. Гдѣ же подвиги противъ грѣха, гдѣ чистота и непорочность? А вѣдь это все необходимо каждому христіанину. Самъ Господь требуетъ этого отъ насъ: святи, говоритъ, будите, яко Азъ святъ есмь (1 Петр. 1, 16). А намъ рѣдко и на умъ приходитъ вѣчность, мы мало и думаемъ о томъ, что будетъ съ нами по смерти. Судите сами, братіе, какіе же мы христіане!

ж) Можетъ быть скажутъ мнѣ: «христіанинъ вѣдь человѣкъ же, не ангелъ, нельзя же ему быть безгрѣшнымъ; да и Господь, вѣдая немощь природы нашей, милостивъ къ намъ грѣшнымъ». — Нельзя христіанину быть безгрѣшнымъ... Такъ что же будетъ значить благодать Христова? Что же будетъ значить законъ Божій, заповѣдующій намъ чистоту и непорочность? Не требуютъ отъ насъ чистоты ангельской; заповѣдуется чистота, свойственная только человѣку, такая, которая при всѣхъ нашихъ немощахъ, по благодати Божіей, возможна, что и оправдали въ жизни своей тысячи, милліоны истинныхъ христіанъ.

«Господь милостивъ»... Да, слава милосердію Его! Онъ уже явилъ намъ столь великую милость, сколь велика безконечная благость Его. Но развѣ Онъ отступилъ уже отъ Своей правды? Развѣ отмѣнилъ уже муку вѣчную? А ежели не отмѣнилъ и не отмѣнитъ, то для кого же она, какъ не для грѣшниковъ, и особенно грѣшниковъ изъ христіанъ? Хорошо бы, по милосердію Божію, быть въ раю, а что ежели по правдѣ Его за грѣхи наши придется быть въ мукѣ? (См. «Сѣятель благоч.» прот. В. Нордова).

III. Чаще будемъ, братія мои, повѣрять себя — христіане ли мы, и если замѣтимъ, что далеко уклонились отъ своего христіанства, будемъ всѣми силами нашей души и тѣла заботиться о возвращеніи себѣ этого великаго и спасительнаго знанія. Аминь. (Состав. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 493-496.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0