Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 23 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 4-ое. Преподобный Авраамій ростовскій.

(О необходимости и благотворности подвижничества).

I. Преподобный Авраамій ростовскій (XII в.), воспоминаемый нынѣ церковью, былъ родомъ изъ Костромской области и до крещенія назывался Иверикомъ. Родители его были богатые язычники. До 18 лѣтняго возраста Иверикъ лежалъ въ разслабленіи. Однажды нѣкоторые изъ новгородскихъ христіанъ по дѣламъ были въ домѣ отца его и бесѣдовали о вѣрѣ во Христа, исцѣлявшаго больныхъ и воскрешавшаго мертвыхъ; Иверикъ слышалъ эту бесѣду и рѣшился увѣровать въ Іисуса Христа, если получитъ исцѣленіе; съ этого времени онъ сталъ понемногу оправляться и выздоровѣлъ. Оставивъ родительскій домъ, онъ отправился къ предѣламъ Новгорода; на пути встрѣтились ему другіе вѣрующіе, которые наставили его въ истинахъ христіанства. Первоначально Иверикъ поступилъ въ монастырь на островѣ Валаамѣ и принялъ имя Авраамія. Остальное время жизни Авраамій провелъ въ основанномъ имъ монастырѣ близь Ростова и дѣятельно распространялъ христіанство между язычниками Ростовской области. Онъ сокрушилъ идола Велеса въ Ростовѣ и жившихъ здѣсь идолопоклонниковъ обратилъ въ христіанство; на мѣстѣ же, гдѣ стоялъ идолъ, Авраамій впослѣдствіи основалъ церковь Богоявленія Господня и монастырь того же имени, существующій и донынѣ. Язычники не разъ собирались сжечь монастырь Авраамія, но кротость и вмѣстѣ твердость духа преподобнаго каждый разъ обезоруживали ихъ. Проповѣдуя слово Божіе, Авраамій старался по преимуществу дѣйствовать на болѣе юныхъ, какъ на болѣе воспріимчивыхъ; онъ училъ дѣтей грамотѣ, крестилъ ихъ и наставлялъ въ вѣрѣ. Жизнь Авраамія служила для остальныхъ иноковъ образцомъ трудолюбія; преподобный участвовалъ во всѣхъ трудахъ братіи, работалъ въ хлѣбнѣ, рубилъ дрова, мылъ власяницы и исполнялъ всякія другія работы. За свои труды Авраамій первый въ Россіи былъ почтенъ саномъ архимандрита.

Преподобный Авраамій скончался въ глубокой старости и былъ погребенъ въ основанной имъ Богоявленской обители, гдѣ его мощи почиваютъ и нынѣ.

II. Препод. Авраамій своимъ примѣромъ научаетъ насъ той истинѣ, что подвижничество весьма необходимо и благотворно для развитія и возрастанія христіанъ въ жизни духовной, жизни христіанской.

Подвижничество въ наше время не только не пользуется уваженіемъ и сочувствіемъ, но и признается весьма многими не современнымъ, не имѣющимъ никакой цѣны, даже противоестественнымъ, насилующимъ природу человѣческую. А между тѣмъ подвижничество составляетъ существенную, необходимѣйшую стихію въ жизни христіанской.

а) Христіанство, истинно христіанская жизнь немыслимы безъ подвижничества; въ извѣстныхъ предѣлахъ, въ извѣстной степени подвижничество обязательно, заповѣдано всѣмъ христіанамъ, узаконено для всѣхъ насъ. Въ самомъ дѣлѣ, если мы внимательно разсмотримъ христіанство, его нравоученіе, то увидимъ, что оно въ существѣ своемъ есть высокое подвижничество и обязываетъ къ великимъ подвигамъ. Ибо чего требуетъ Христосъ отъ Своихъ послѣдователей? — Онъ требуетъ отъ насъ полнаго самоотверженія. «Кто хочетъ итти за Мною», — говоритъ Онъ, — «отвергнись себя, и возьми крестъ свой и слѣдуй за Мною» (Марк. 8, 34). А отвергнуться себя, отказаться отъ всѣхъ пристрастій, привязанностей, страстей, ради слѣдованія за Христомъ, — развѣ это — не подвижничество, не тяжелое подвижничество?.. Взять на себя свой крестъ, — крестъ трудовъ, скорбей, лишеній, — развѣ это не подвижничество? Св. апостолъ Павелъ внушаетъ всѣмъ вѣрующимъ «совлечься ветхаго человѣка съ дѣлами его и облечься въ новаго» (Кол. 3, 9. 10), «умертвить земные члены свои» (ст. 5), «распять плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24). Опять не великаго ли и тяжкаго подвижничества требуетъ апостолъ отъ христіанъ, обязывая ихъ къ совлеченію ветхаго человѣка, къ умерщвленію своихъ членовъ, къ распятію плоти своей со страстями и похотями? Совлекать съ себя ветхаго человѣка, отсѣкать отъ себя то, что сдѣлалось второю природою, терзать свою грѣховную природу, уничтожая въ ней грѣхъ, — возможно ли безъ страшныхъ болей, безъ тяжкихъ страданій? Очевидно, для всѣхъ христіанъ обязательно подвижничество и — подвижничество строгое, и — тотъ не христіанинъ, не Христовъ, кто не распинаетъ плоти своей со страстями и похотями... Потому возстающіе противъ подвижничества вообще возстаютъ противъ христіанства, которое невозможно безъ подвижничества.

Такъ, подвижничествѳ заповѣданное, для всѣхъ обязательное, не только не противно природѣ нашей, но и совершенно сродно истинной природѣ человѣческой. Оно исправляетъ наши души, возвышаетъ и усовершаетъ нашу духовную жизнь: можетъ ли совершать что-либо подобное, благотворное для души, жизнь противоестественная?

б) Но не заповѣданное только подвижничество сообразно съ нашею природою, благотворно для насъ и необходимо: совершенно сообразно съ природою и подвижничество усиленное, совѣтуемое и не для всѣхъ обязательное, — то подвижничество, представителями котораго были св. мужи, преподобные иноки, всю жизнь посвящавшіе на служеніе Христу. И это подвижничество въ высшей степени полезно и для самихъ подвижниковъ, и для всей церкви Христовой

И въ обыкновенной жизни встрѣчаются люди, которые, по особенностямъ своей природы, по складу своихъ способностей, не могутъ довольствоваться тою жизнію, которою живутъ массы народныя: общая колея жизни для нихъ узка; они не могутъ вложить свою жизнь въ рамки жизни общей, не могутъ приложить къ ней съ успѣхомъ свои силы и способности. Сколько было и есть людей, любящихъ отважныя и опасныя предпріятія и среди ихъ проявляющихъ всю свою энергію, и находящихъ здѣсь радости и наслажденія! Сколько было и есть людей, которые всю жизнь свою трудятся надъ различными изобрѣтеніями въ области науки, искусства, практической жизни, обрекая себя на трудъ неустанный, на лишенія, разочарованія, непріятности! Заставъте этихъ людей жить общею съ другими людьми жизнію, и — вы причините насиліе ихъ природѣ и сдѣлаете ихъ несчастными, погибшими людьми. Ихъ способности, не получивъ надлежащаго простора для своей дѣятельности и должнаго направленія, легко могутъ заглохнуть, или, что еще хуже, ихъ способности и стремленія могутъ получить превратное, ложное, вредное направленіе. Такимъ образомъ, втолкнувъ ихъ въ общую колею жизни, вы сдѣлали бы ихъ совершенно безполезными, несчастными, даже вредными людьми. А допустивъ ихъ избрать новый, сочувственный имъ путь жизни, вы дадите имъ возможность жить сообразно съ требованіями ихъ природы и быть довольными, счастливыми, добрыми дѣятелями.

Что замѣчается въ обыкновенной жизни, то же самое мы видимъ и въ жизни христіанской. И въ области христіанской жизни встрѣчаются личности исключительныя, нравственно сильныя, надѣленныя возвышенными стремленіями. Естественно, подобныя личности не могутъ довольствоваться тою жизнію, которая обязательна для всѣхъ, и ищутъ новыхъ путей для своей жизни и дѣятельности, и, вступивъ на эти пути, проявляютъ на нихъ всю силу своей духовной природы и, сами идя къ совершенству, служатъ назидательнымъ примѣромъ для другихъ. Эти люди ищутъ себѣ особыхъ трудовъ, стараются изслѣдовать неразъясненныя другими стороны нравственной жизни, испытать новые духовные подвиги — усиленные, вступить въ усиленную борьбу съ грѣхомъ и врагомъ нашего спасенія, и — подобныя личности только этою жизнію и удовлетворяются. Таковъ былъ между прочимъ и воспоминаемый нынѣ преп. Авраамій. Да; для самихъ подвижниковъ великое счастіе, что они могутъ избирать особые, необыкновенные пути къ нравственному усовершенствованію, на которыхъ они могутъ проявлять всю силу своего духа, всю глубину своего христіанскаго убѣжденія. Здѣсь они живутъ жизнію, совершенно сообразною съ ихъ природою. Здѣсь они вѣрнымъ путемъ достигаютъ своего спасенія.

Но подвижничество усиленное полезно не для тѣхъ только людей, которые живутъ подвижническою жизнію; нѣтъ, оно въ высшей степени полезно и для всей церкви вообще. Обратимся опять къ указанію обыкновенной жизни. Сколько удобствъ доставили человѣчеству такія напр. изобрѣтенія, какъ книгопечатаніе, паровозы, пароходы, телеграфы, различныя хозяйственныя машины, — швейныя, молотильныя и т. п.! А всѣхъ этихъ изобрѣтеній не было бы, не было бы и удобствъ, доставляемыхъ ими, если бы не было людей, стремящихся итти новыми путями, отыскивать новые способы улучшенія жизни... Затѣмъ, какъ нужны исключительныя личности, при исключительныхъ обстоятельствахъ, въ которыхъ находятся государства и общества, и какія великія услуги оказываютъ подобныя личности государствамъ и обществамъ!.. Сколько пользы во время войны оказываютъ своему отечеству тѣ геройскія личности, которыя стремятся занимать самые опасные военные посты, и предпріимчиво наносятъ врагу удары неожиданные и, особенно въ слѣдствіе неожиданности, страшные и гибельные!.. Безъ этихъ личностей, обладающихъ исключительными способностями, и занимающихъ исключительныя положенія, государства и общества многаго были бы лишены; а личности эти для нихъ въ высшей степени полезны и нужны. Тоже нужно сказать и о подвижничествѣ и подвижникахъ. Подвижники, идя новыми путями нравственной жизни и спасаясь сами, приносили и приносятъ великую пользу всему міру христіанскому, возбуждая въ людяхъ любовь къ нравственной жизни. Они обличали лѣнивыхъ и нерадивыхъ, которые оправдывали свою распущенную жизнь трудностію, даже невозможностію подвига христіанскаго. Подвижники указывали собственнымъ примѣромъ, до какой силы, до какого напряженія могутъ дойти и духъ и немощная плоть человѣческая въ борьбѣ со страстями, въ перенесеніи, по-видимому, невозможныхъ трудовъ и лишеній. Они преподавали жаждущимъ спасенія уроки святой жизни, провѣренные собственнымъ ихъ опытомъ; они указывали пути нравственной жизни, которыми они сами прошли, и по которымъ потому могли и другихъ вести. Они являлись передовыми борцами съ врагами нашего спасенія и, съ высоты нравственной жизни своей усматривая козни діавольскія, направленныя на погибель людей, предостерегали своихъ собратій отъ нападеній діавольскихъ и указывали имъ средства для отраженія и пораженія духовъ злобы. Они были и свѣтомъ міра и солію земли (Мат. 5, 13. 14), освѣщая для людей пути спасенія и предотвращая гніеніе нравственнаго міра.

III. Возлюбимъ же, братіе и сестры, святое подвижничество! Въ наше время болѣе, чѣмъ когда-либо, оно необходимо для церкви, для ея блага, для обновленія ея. Только оно можетъ поразить и уничтожить тѣ уклоненія отъ христіанской нравственности, которыя въ наше время проявляются такъ часто и съ такою силою. Только при его помощи и вліяніи возможна борьба съ одолѣвающимъ насъ зломъ. Аминь. (Сост. по «Слов. и рѣч.» Павла, архіеп. казанск., изд. 1889 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 490-493.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0