Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 19 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 37.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 3-ье. Св. мученица Анастасія римлянка.

(Какъ научиться быть благодарнымъ Богу?).

I. Въ день св. мученицы Анастасіи римлянины, во время мученій воспѣвавшей словами псалмовъ царственнаго пророка хвалы и благодаренія Богу, умѣстно, братіе, побесѣдовать о томъ, какъ и намъ научиться благодарности къ Богу, — намъ, которые, испытавъ тысячи благодѣяній Божіихъ, не цѣнили ихъ и не благодарили за нихъ Бога.

II. Мнѣ скажутъ, развѣ можно научиться быть благодарнымъ? Да, братіе, можно: всему можно научиться въ школѣ евангелія; испробуйте это.

а) Пытались ли вы когда-нибудь собрать, какъ бы въ связку, всѣ милости и всѣ благодѣянія, которыя выпали на вашу долю?

Опишите одну минуту изъ вашихъ воспоминаній. Припомните первые призывы божественной благодати, тѣ благословенія дѣтства, тѣ чистыя и сладостныя воспоминанія, которыми не обладаютъ множество вамъ подобныхъ! Вспомните дѣтскія молитвы въ отеческомъ домѣ, чистыя радости, свѣтлые порывы къ добру, которые всегда такъ отрадны; затѣмъ разочарованія, скорби, горечь, которыя вамъ показали дѣйствительную цѣну міра. Вспомните весь путь, предназначенный для васъ Провидѣніемъ, то покровительство, ту защиту, наконецъ, тѣ призывы, усилія и все обиліе милосердія, которыми ваше сердце было побѣждено! Сочтите все это, и вы не будете болѣе смущаться и лишь повергнетесь долу предъ Божественнымъ милосердіемъ.

б) Потомъ, возлюбленные братія, ко всѣмъ благословеніямъ прошлаго прибавьте благословенія настоящаго. Размышляли ли мы о нихъ? Ахъ! слишкомъ часто! но мы считали только то, чего намъ недоставало. Ясно умѣя различить это, мы въ то же время оставались слѣпы къ благодѣяніямъ Божіимъ. И однако почему не сосчитать ихъ? Мы васъ призываемъ къ этому и смѣемъ сказать вамъ впередъ, что вы будете удивлены, открывши тайныя благодѣянія въ вашей жизни, какъ бы она по внѣшности ни была пуста и обездолена. Какъ заставить васъ понять, что мы говоримъ правду? Новымъ испытаніемъ, которое отняло бы у васъ хоть завтра одну изъ вашихъ силъ или способностей, одну изъ привязанностей, одну изъ тѣхъ радостей, которыхъ вы вовсе не умѣете цѣнить? Теряя все это, увы! вы поняли бы все ихъ значеніе, и ваши лишенія открыли бы вамъ ваши богатства. Не убѣждались ли мы весьма часто и жестоко въ этомъ? Когда являлась болѣзнь, мы узнавали цѣну здоровья; когда падала одна изъ нашихъ силъ, слабѣло зрѣніе или слухъ, мы понимали, какое горе ниспосылаетъ намъ Богъ. Когда пустота водворялась въ нашемъ жилищѣ, мы чувствовали, чего стоили тѣ привязанности, которыя такъ мало освящались благодарностью въ тѣ дни, когда мы могли наслаждаться ими! Мы постигали, сколько силы и воодушевленія заключалось въ сочувствующемъ взглядѣ, въ пожатіи руки, и сколько безконечной радости могла намъ доставить улыбка малютки! Чего бы вы не отдали, чтобы ихъ снова найти? Но нѣтъ! уже слишкомъ поздно, и всѣ ваши сожалѣнія не возвратятъ вамъ ихъ. И какая скорбь, какой стыдъ сознавать, что эти радости прошли неоцѣненными, что счастіе искалось не тамъ, гдѣ оно было опредѣлено Богомъ, и что самыя нѣжныя и трогательныя доказательства Его любви не были признаны! Но развѣ требуются подобныя испытанія, чтобы научить насъ быть благодарными? Развѣ не побуждало бы насъ къ этому одно счастіе? Братіе, счастіе производило это иногда. Мы, вѣроятно, всѣ видѣли счастливыя существа, растроганныя и наученныя благодарности счастіемъ. Участь, уготованная для нихъ Богомъ, казалась имъ столь прекрасна и въ то же время столь мало заслужена ими, что они были этимъ поражены и самая доброта порождала въ нихъ первыя пробужденія раскаянія и благодарности. О! тѣ изъ моихъ братій, которые еще молоды и пощажены Богомъ до сихъ поръ, почему вы не призываетесь, не трогаетесь и не обращаетесь этими многочисленными доказательствами божественной любви къ вамъ? Зачѣмъ проповѣдывать только эту мрачную и печальную мысль, что лишь одно горе можетъ приводить души къ Богу, что къ нему обращаются сердца, отверженныя свѣтомъ и находящія въ Его любви свое послѣднее убѣжище? Покажите міру, что молодость, жизнь, надежда и счастіе могутъ цвѣсти во всей своей красѣ подъ милосердіемъ Божіимъ, что радость можетъ также оживотворить сердце и произвести плоды самоотреченія, милосердія и самопожертвованія! Докажите это міру, который нуждается въ этомъ знаніи, и, помня всѣ воздаянія Господа, не думайте, что эти воздаянія будутъ у васъ похищены!

в) Но къ вамъ, братіе, стенящимъ подъ бременемъ испытанія, осмѣлимсяли мы обратить слова св. писанія, предложить вамъ воскликнуть съ пророкомъ: благослови, душа моя, Господа и не забывай всѣхъ воздаяній Его? (Пс. 102, 2).

Да сохранитъ насъ Богъ говорить здѣсь о скорби необдуманно и тѣмъ еще болѣе растравлять скорбящія сердца подъ предлогомъ ихъ утѣшенія! Нѣтъ, будемъ справедливы! Бываютъ дни великихъ несчастій многихъ людей, поверженныхъ въ прахъ горемъ и страданіемъ, когда благословеніе кажется невозможнымъ.

И однако, если Богъ есть любовь, и любовь составляетъ сущность всѣхъ Его дѣяній, развѣ проповѣднику евангелія нечего имъ сказать? Почему не приблизиться ему къ этимъ убитымъ душамъ и не сказать имъ во имя евангелія, сколько въ этой необъятной скорби заключалось для нихъ благодѣтельнаго? Но если бы мы не смѣли этого сказать, мы, другими словами, вѣрили бы въ то, что мы находимся въ неумолимыхъ рукахъ слѣпой судьбы. Но нѣтъ! судьба существуетъ не для христіанъ.

Мы вѣримъ въ Бога, дѣйствующаго постоянно какъ въ испытаніяхъ, такъ и въ благословеніи; мы вѣримъ въ Его любовь, даже когда Онъ наказуетъ. Берегитесь не узнать Его посѣщенія; берегитесъ пройти слѣпо мимо этихъ суровыхъ, но дѣйствительныхъ доказательствъ Его посредничества. Мы знаемъ, что вы хотите намъ отвѣтить; вы мнѣ скажете: «гдѣ же Богъ въ моей жизни? Гдѣ Его проявленія, гдѣ Его любовь въ тѣхъ ударахъ, которые поражаютъ меня?» Но я, не колеблясь, отвѣчаю вамъ: «подождите, прежде чѣмъ судить». Припомните ту евангельскую сцену, когда апостолы, плывя среди ночи и думая, что къ нимъ является привидѣніе, перепуганные кричали въ ужасѣ. Въ это время изъ груди испугавшей ихъ тѣни раздается нѣжный успокоивающій голосъ: это Я, не бойтесь! (Іоан. VI, 20). Это былъ ихъ Учитель, это былъ Божественный Учитель I. Христосъ. Ахъ! сколько разъ подобнымъ же образомъ заблуждаясь, какъ апостолы, и колеблемые, какъ они, волнами бури, вы видѣли, какъ вставало предъ вами въ ночь испытанія привидѣніе, ужасное привидѣніе судьбы! Подождите немного, ваши глаза откроются, и вы услышите изъ глубины мрака голосъ Спасителя, говорящаго вамъ: «не плачьте! Это Я!» Да, это Онъ является вамъ въ таинственномъ испытаніи, это Онъ приближается, отыскивая васъ; Его вы должны благословлять, смиряясь передъ тѣмъ, что вы не узнали Его до сихъ поръ.

Вотъ почему мы вамъ говоримъ, братіе: берегитесь не узнать благодѣяній Божіихъ въ испытаніяхъ! Людямъ, находящимся въ великихъ несчастіяхъ, остается лишь два выбора, когда они не чувствуютъ Его присутствія: отчаяніе или пьянство съ распутствомъ. Отчаяніе есть удѣлъ болѣе благородныхъ душъ, которымъ можетъ быть недостаетъ лишь познать Бога, чтобы найти въ Немъ свое убѣжище. Пьянство же или распутство есть, развлеченіе большинства слабыхъ душъ. Онѣ забываютъ, такимъ образомъ, чему хотѣлъ Богъ научить ихъ въ великій часъ испытанія, и когда мы размышляемъ объ этомъ, у насъ сжимается сердце при видѣ всѣхъ безполезныхъ страданій, которыя проходятъ, не принося плодовъ. Какъ! Богъ васъ поразилъ и вы не узнали Его руки и Онъ являлся къ вамъ напрасно? Какъ! вы, отмѣченные Богомъ таинственною печатью скорби, вы изглаживаете этотъ Божественный отпечатокъ и доходите до того, что опять начинаете цѣнить міръ, который, казалось, болѣе не существовалъ для васъ? И не чувствуете ли вы, что самъ міръ удивляется этому, и смотритъ на васъ изумленно, когда вы снова принимаете участіе въ круговоротѣ его развлеченій? Нѣтъ! вы были созданы не для подобнаго назначенія. Все вамъ говоритъ это, и тайная рана, вновь раскрывающаяся при этихъ словахъ, убѣждаетъ въ этомъ еще съ большею силой. Братіе! пока еще не поздно, ищите благодѣяній испытанія и принимайте наставленіе, которое сокрыто въ нихъ Господомъ! (См. «Бесѣды» Берсье).

Желаете вы примѣра, указывающаго какъ можно въ нѣдрахъ самой скорби учиться благословлять Бога и старательно помнить Его воздаянія? Этотъ примѣръ мы находимъ въ святомъ апостолѣ Павлѣ.

Знаете ли вы человѣка болѣе страдавшаго, чѣмъ св. апостолъ Павелъ, который впродолженіе 30 лѣтъ наиболѣе сосредоточилъ бы въ своемъ лицѣ мученій плоти, сердца и духа человѣка, чья жизнь была бы болѣе исполнена борьбы, измѣны, ненависти и презрѣнія свѣта? И замѣчали ли вы, чѣмъ св. Павелъ начинаетъ всѣ свои посланія? Изъявленіемъ благодарности. Прочтите любое изъ нихъ: нѣтъ ни одного, гдѣ вы не услышали бы, какъ онъ съ первыхъ же строкъ благословляетъ Бога. Однако св. апостолъ Павелъ совсѣмъ не былъ изъ тѣхъ людей, которые создаютъ передъ собой мечты, или видятъ все сквозь обманчивое покрывало. Онъ испыталъ самъ всю нужду и безславіе, невзгоды и притѣсненія, и не смотря на то, что онъ писалъ къ гонимымъ церквамъ, писалъ въ темницѣ, наканунѣ казни, за все возсылаетъ благодареніе Богу, и почему? Потому что превыше всѣхъ основъ печали онъ видитъ небесныя радости; превыше преходящихъ вещей нѣчто непреходящее; потому что, наконецъ, въ его глазахъ настоящія временныя страданія искупаются побѣдою любви. Воспитайте себя, братіе, въ школѣ святого апостола Павла и научитесь у него видѣть превыше того, что васъ печалитъ, божественную любовь и благость, превосходящія все!

III. О могущество божественной благости! Если другіе тебя не признаютъ, то мы, имѣя предъ собой примѣръ св. мученицы Анастасіи и другихъ безчисленныхъ мучениковъ, прославлявшихъ и благодарившихъ Бога въ самыхъ лютыхъ страданіяхъ, какія только могла измыслить сатанинская злоба враговъ креста Господня, склоняемся передъ тобою, и, охваченные стыдомъ при видѣ нашей собственной неблагодарности, будемъ отнынѣ взывать вмѣстѣ съ псалмопѣвцемъ: благослови, душа моя, Господа и не забывай всѣхъ воздаяній Его! Аминь. (Состав. свящ. Г. Дьяченко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 488-490.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0