Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 2-ое. Св. муч. Анастасія римлянка.

(О нашей неблагодарности къ Богу).

I. Въ жизни нынѣ ублажаемой Анастасіи римлянки есть достойная великаго вниманія и благоговѣнія нашего черта: когда подвергли ее жестокому бичеванію, она, сказано, прославляла Бога словами псалмовъ: ни слова ропота, ни слова колебанія и сомнѣнія, или малодушія, хотя мученія ея были столь жестоки, что даже простой народъ, привыкшій къ такимъ зрѣлищамъ, сталъ укорять правителя. Чѣмъ же объясняется такой дивный равноангельскій поступокъ св. муч. Анастасіи? Ея глубокою благодарностію къ Богу за то неизмѣримо великое и не передаваемое никакимъ словомъ блаженство, которое Господь уготовалъ послѣ смерти всѣмъ любящимъ Его, словомъ, за свое спасеніе, путь къ которому неизбѣжно долженъ быть узокъ и скорбенъ. Какъ мало подобныхъ христіанъ въ наше время!

II. Это побуждаетъ насъ, братія, побесѣдовать съ вами о нашей неблагодарности къ Богу, не смотря на всѣ Его безчисленныя къ намъ благодѣянія, которыя мы испытываемъ, начиная съ первой минуты своего рожденія, и которыя мы очень часто забываемъ и весьма мало, къ великой скорби, цѣнимъ.

Кто думаетъ нынѣ о томъ, братіе, чтобы благодарить Бога, сознавая полную зависимость отъ Него? Предположимъ, что наше благоденствіе не было бы нарушено никогда, не достовѣрно ли, что и наша неблагодарность продолжалась бы? Для развитія въ насъ подобной безпечности, свойственной развѣ животному, вовсе не требуется, какъ вы это можетъ быть полагаете, выгоднаго положенія, полной удачи, или одного изъ тѣхъ неслыханныхъ благосостояній, которыя вызываютъ головокруженіе. Нѣтъ, для этого, увы! довольно продолжительнаго благоденствія, ничѣмъ не смущаемой беззаботности, увѣренности найти на своемъ столѣ насущный хлѣбъ; — этого достаточно привести насъ къ забвенію того, что всѣ блага намъ дарованы Богомъ. Мы поступаемъ такимъ образомъ, какъ будто бы Богъ обязанъ надѣлять насъ тѣмъ, чѣмъ надѣляетъ. Самая привычка къ Его благодѣяніямъ отнимаетъ въ нашихъ глазахъ всю стоимость ихъ. Нужно лишить насъ этого и только тогда мы поймемъ всѣ Его милости.

а) Взгляните на зрѣлище, являемое намъ міромъ въ этомъ отношеніи! Въ каждомъ состояніи вы замѣтите людей, презирающихъ то, что Богъ имъ даруетъ и возносящихъ свои взгляды на людей выше себя, требуя постоянно у Бога того, въ чемъ Онъ имъ отказалъ.

Будетъ ли, напримѣръ, работникъ, которому Богъ ниспосылаетъ его насущный хлѣбъ, здоровье, силу, привязанности, радости, могущія его удовлетворить, будетъ ли онъ цѣнить свое благополучіе? Нѣтъ, его взгляды обращены вверхъ, онъ завидуетъ тому, кому Богъ далъ болѣе высокое положеніе, и единственно желаемыя имъ блага находятся для него на той высотѣ, которой онъ не достигаетъ.

А этотъ, болѣе надѣленный человѣкъ, составляющій предметъ его зависти, думаете ли вы, что онъ считаетъ себя счастливымъ и удовлетвореннымъ? чувствуетъ ли въ своемъ сердцѣ всю полноту благодарности при мысли о томъ, чѣмъ онъ обладаетъ? Нѣтъ; онъ въ свою очередь съ завистію смотритъ на стоящихъ еще выше, смотритъ выше, т.-е. въ область изобилія и роскоши; тамъ его счастіе, и, съ его точки зрѣнія, только находящіеся выше его суть счастливцы земли.

Спросите въ свою очередь этихъ счастливцевъ, обладающихъ всѣмъ, чему можно завидовать: независимостью, богатствомъ и средствами къ удовлетворенію своихъ самыхъ малѣйшихъ прихотей. Вы думаете, что они навѣрно счастливы? Увы! у нихъ чаще всего встрѣчается недовольство своимъ благоденствіемъ и ихъ сердце и умъ всего легче пресыщаются этими благами. Вы видите, какъ у нихъ въ свою очередь возникаютъ новыя неосуществимыя желанія и какъ они отыскиваютъ счастье вездѣ, кромѣ того, въ чемъ опредѣлилъ его Богъ.

Вы видите свѣтскую женщину которую Богъ до сего времени щадилъ отъ серьезныхъ испытаній, забывающую, что среди тысячи существъ она имѣетъ исключительное положеніе, обладая тѣмъ, въ чемъ отказано огромной массѣ ей подобныхъ; вы видите, какъ она создаетъ себѣ воображаемыя горести, отдается имъ, бесѣдуетъ о нихъ съ другими, жалуется постоянно, упуская изъ виду міръ съ его дѣйствительными кровавыми скорбями, встрѣчающимися на каждомъ шагу, и вовсе ей незнакомыми.

Вы видите этихъ любимцевъ фортуны, презирающихъ тысячи радостей, разсѣянныхъ Богомъ на ихъ пути, и стремящихся съ ненасытнымъ усердіемъ къ безпрерывно отступающей отъ нихъ цѣли, въ погонѣ за тѣмъ счастіемъ, котораго они не достигнутъ никогда.

б) Братіе! Не будемъ осмѣивать эту черту человѣческой природы, но, размысливъ, лучше пожалѣемъ объ ней. Въ этомъ глухомъ недовольствѣ, преслѣдующемъ повсюду человѣка, омрачающемъ его радости и губящемъ его счастіе, мы должны признать въ концѣ концовъ яркое доказательство высоты его назначенія. Вы думали, что человѣкъ могъ быть счастливъ на землѣ, и что счастіе заключается въ этихъ желаемыхъ имъ радостяхъ. Нѣтъ! намъ отвѣчаетъ на это вѣковая опытность и ваша собственная. Нѣтъ! счастіе не въ этомъ. Почему-же такъ? Потому что наша душа сотворена для Бога и лишь одно безконечное можетъ ее удовлетворить. «О, Боже! восклицалъ нѣкогда блаженный Августинъ, Ты создалъ насъ для Себя; вотъ почему наше сердце мятежно, пока не успокоится въ Тебѣ!» Вы находите безумнымъ того счастливца на землѣ, который, попирая ногами всѣ радости, ищетъ новыхъ, невозможныхъ; вы обвиняете того человѣка, который, будучи въ состояніи наслаждаться всѣмъ, отдается опьяненію страстей, стремленіе къ которымъ поглощаетъ всѣ его радости, подобно жаровнѣ, истребляющей сухіе листья. Узнайте же однако въ этихъ заблужденіяхъ тайную жажду, мучащую человѣческую душу, и, по необъятности ея желаній, измѣрьте величіе того, что единственно способно удовлетворить ее навсегда. Въ ту огромную пустоту сердца, гдѣ отсутствуетъ Богъ, вы напрасно бросали бы блага земныя: успѣхъ, славу, привязанности, однимъ словомъ все, что видимо, все, что любятъ, все, чему завидуютъ... Пучина останется отверстой, и что-бы вы туда ни бросали, вы не уменьшите ее... Этому сердцу требуется болѣе, чѣмъ земное благополучіе, болѣе, чѣмъ даже самъ міръ: наполнить его могла бы лишь одна любовь Божія.

в) Какъ бы то ни было, православные христіане, неблагодарность къ Богу, къ сожалѣнію, весьма часто встрѣчается среди христіанъ.

Но ты – христіанинъ, братъ мой, ты научился при свѣтѣ евангелія познавать самого себя. Ты знаешь всю ту скудость, алчность и грѣховность, которыя заключаются въ твоей жизни и сердцѣ, ты извѣдалъ тѣ мрачные тайники твоей природы, которые непримѣтны для человѣческаго взора; ты знаешь, сколько самолюбія и гордости примѣшиваются къ твоимъ лучшимъ дѣламъ; ты измѣрилъ пропасть отдѣляющую тебя отъ любви Божіей. Намъ всѣмъ не безъизвѣстно, какова была бы наша справедливая участь, если бы Онъ насъ судилъ по Своему святому закону.

Однако вы христіане, т.-е. вы радуетесь, что нашли въ Богѣ Отца, а въ I. Христѣ Спасителя; вы вѣрите, что были предметомъ необъятной Его любви, вы снова обрѣтаете эту любовь въ томъ божественномъ Провидѣніи, которое васъ находило въ вашихъ заблужденіяхъ; въ томъ воплѣ вашей совѣсти, который побуждалъ васъ итти къ кресту Голгоѳы; въ небесной радости, наполняющей наше сердце при благой вѣсти о прощеніи; во множествѣ благодатныхъ даровъ, которыхъ вы были предметомъ, и въ упованіи на то высшее блаженство, которое вамъ назначается въ вѣчности въ силу искупительныхъ заслугъ Сына Божія.

И такъ, если благодарность должна гдѣ нибудь обрѣтаться на землѣ, то главнымъ образомъ не въ вашемъ ли сердцѣ, и не будете ли вы, не будемъ ли мы, христіане, самыми неблагодарными изъ людей, если останемся столь непризнательными?(См. «Бесѣды» Берсье).

г) Но странно, что въ этой душѣ прощенной, освященной, наполненной любовью Божіей и ангельскою радостью, вы видите, какъ поселяется неблагодарность, подобно холодной змѣѣ. Кто же открылъ ей доступъ? Наше ли природное непостоянство, или то ужасающее легкомысліе, съ которымъ мы забываемъ наши самыя живыя и серьезныя впечатлѣнія? Нѣтъ, здѣсь требуется прослѣдить за одной изъ печальныхъ сторонъ нашего сердца. Это сердце неблагодарно, потому что всякое обязательство тяготитъ его, даже любовь Божія... Да, въ насъ скрывается остатокъ гордой независимости, не желающей принять иго Божіе; мы какъ бы чувствуемъ, что Его благодѣянія насъ связываютъ, а мы не хотимъ быть связанными; при свѣтѣ искупленія мы чувствуемъ преступность нашего себялюбія.

Не трудно всякому видѣть слѣды неблагодарности въ той безпечности, по истинѣ животной, съ которой христіанинъ привыкаетъ быть предметомъ любви Божіей, взирая на свое положеніе, какъ на вполнѣ естественное. Мы ее находимъ въ сухой и оскорбительной манерѣ, съ которой онъ говоритъ о самомъ трогательномъ и священномъ дѣлѣ искупленія, котораго онъ былъ предметомъ. Мы находимъ ее въ роптаніяхъ, вырывающихся у него, какъ только рука Божія отказываетъ ему въ одномъ изъ тѣхъ благословеній, къ которымъ онъ такъ быстро пріучается. Увы! въ этой священной душѣ мы находимъ древняго человѣка, древнія презрѣнія, древнюю безчувственность. Вотъ почему также, братіе, Богъ насъ опечаливаетъ, призывая каждаго изъ насъ пройти въ свой чередъ черезъ горнило бѣдствій и продолжая такимъ образомъ то божественное воспитаніе, котораго одно прощеніе не довершило бы; вотъ почему Богъ насъ посѣщаетъ несчастіями, потому что въ скорби въ особенности мы умѣемъ различать Его присутствіе. И дѣйствительно, постарайтесь замѣтить это — только въ ту минуту, когда Богъ насъ поражаетъ, мы сознаемъ, что до сего времени Онъ щадилъ насъ. Въ Его гнѣвѣ проявляется Его любовь; справедливый Богъ открываетъ благаго Бога, и подъ ударами Его правосудія мы понимаемъ впервые безграничность Его милосердія!

III. Будемъ, братіе, благодарны Господу и за Его благодѣянія и за посылаемыя Имъ скорби, воспитывающія насъ для царствія Божія. Аминь. (Состав. свящ. Гр. Дьяченко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 485-488.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0