Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 23 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать девятый день.

Поуч. 1-ое. Св. муч. Анастасія римлянка.

(Уроки изъ ея жизни: а) суетность заботы о женскихъ нарядахъ и б) пѣніе псалмовъ, какъ молитвенное занятіе).

I. Св нынѣ ублажаемая мученица Анастасія римлянка была воспитанница благочестивой женщины Софіи, начальницы общества святыхъ женъ, основаннаго въ видѣ женской обители недалеко отъ Рима. Сіяя красотою и добродѣтелями, Анастасія, воспитанная Софіею, отвергла знатныхъ жениховъ и, будучи 20-ти лѣтъ, рѣшилась посвятить себя Богу. Когда о ея красотѣ и благочестіи узналъ правитель Рима Провъ, онъ велѣлъ привести ее къ себѣ. Святыя жены, увидѣвъ римскихъ воиновъ, въ страхѣ разбѣжались, но Софія удержала Анастасію, говоря ей: «дитя мое, не бойся: настало время твоего подвига». Потомъ Софія, узнавъ отъ воиновъ, зачѣмъ они пришли, попросила у нихъ два часа времени, чтобы нарядитъ дѣвицу, и они стали ждать, думая, что она будетъ украшать дочь богатыми нарядами. Софія позвала свою дочь въ церковь и стала увѣщевать ее: «нынѣ пришло тебѣ время, говорила она, явить любовь твою къ Господу. Страданіями ты должна доказать, что достойна Жениха твоего. Не слушай льстивыхъ словъ, не прельщайся богатствомъ и славой. Иди съ веселіемъ въ чертогъ небеснаго Жениха и украшайся одеждою, обагренною въ крови, какъ одеждою брачною. Помни мои попеченія и молитвы о тебѣ. Я молилась, чтобы тебѣ соединиться съ Господомъ. Не щади твоей красоты, не бойся мученій и смерти. Господь будетъ съ тобою и облегчитъ твои муки». Анастасія отвѣтила: «я готова положить жизнь за Господа. Я пойду къ мучителю и исповѣдаю предъ нимъ свою вѣру. Не бойся за меня, а молись Богу, чтобы Онъ меня не оставилъ». Слуги, узнавъ, что она не одѣвается въ богатые наряды, а молится Богу, взяли ее и, заковавъ въ цѣпи, повели къ правителю. На вопросъ правителя, какого она рода, какой вѣры и какъ зовутъ ее, святая отвѣтила: «я дочь римскаго гражданина, воспитана въ благочестіи христіанскомъ; имя мое Анастасія. Оно значитъ «воскресеніе». — Господь воскреситъ меня, чтобы сказать тебѣ правду и одолѣть сатану, который внушаетъ тебѣ злое». «Не раздражай меня, сказалъ правитель, я не желаю твоей гибели; но послушай: зачѣмъ ты прельстилась ученіемъ христіанскимъ? Ты губишь молодость твою, лишая себя наслажденій, которыя боги даровали намъ. Поклонись богамъ и выбери себѣ мужа изъ знатнаго и богатаго рода; живи съ нами въ радости и почестяхъ». Анастасія, поднявъ глаза на правителя, спокойно сказала ему: «Женихъ мой есть Господь I. Христосъ. Я желала бы не только одинъ разъ, но, если возможно, сто разъ принять смерть за имя Его». Когда святую подвергли бичеваніямъ, она прославляла Бога пѣніемъ псалмовъ: Господь прибѣжище мое и заступникъ мой, не отступи отъ мене, воспѣла она. Одинъ, бывшій въ толпѣ, христіанинъ, по имени Кириллъ, подалъ воды изнемогающей мученицѣ и былъ наказанъ смертію. Мученія святой Анастасіи были такъ жестоки, что даже народъ, привыкшій къ такимъ зрѣлищамъ, съ ужасомъ сталъ укорять правителя. Тогда изувѣченное тѣло мученицы было обезглавлено и брошено за городомъ. Софія, узнавъ объ этомъ, взяла его — и похоронила.

II. Остановимся на нѣкоторыхъ обстоятельствахъ страданія св. великомученицы Анастасіи.

а) Когда пришли воины взять Анастасію, Софія, ея воспитательница, сказала имъ, что дѣвица будетъ наряжаться, а сама между тѣмъ пошла съ нею въ храмъ, и послѣ долгихъ наставленій стала молиться. Что это? Солгала Софія? Нѣтъ, она этимъ только дала знать о другихъ нарядахъ, необходимыхъ будущей мученицѣ, она имѣла въ виду украшеніе не тѣла а души — не вещественное, а духовное — укрѣпленіе души ея наставленіемъ, молитвою, терпѣніемъ, преданностію Богу, упованіемъ на Него и любовію къ Нему. — Знаютъ ли, помнятъ ли объ этихъ украшеніяхъ, о нуждѣ ихъ нынѣшнія христіанскія дѣвицы? Посмотришь: какъ тщательно нынѣ дѣвицы заботятся объ украшеніяхъ внѣшнихъ! Сколько требованій въ этомъ дѣлѣ предъявляютъ онѣ родителямъ! Сколько бываетъ изъ-за этого тревогъ, безпокойствъ, напрасныхъ огорченій, даже слезъ! И какъ рано зараждается и проявляется въ иныхъ эта страсть къ нарядамъ! Многіе родители чуть не послѣднія свои средства употребляютъ на это, — въ болѣе необходимомъ отказываютъ семейству, чтобы роскошно одѣть свою дочь дѣвицу. Но въ сущности какія это пустыя, напрасныя заботы! Къ чему онѣ? Какая польза отъ нихъ? Кто изъ серьезныхъ людей — не говоримъ о легкомысленныхъ людяхъ — прельщался нарядами женскими? Кто по нарядамъ судилъ когда о душевныхъ качествахъ украшающихся? Христіанскимъ дѣвамъ нужно помнить о другомъ украшеніи, которое внушаетъ апостолъ всѣмъ женщинамъ христіанскимъ: да будетъ украшеніемъ вашимъ не внѣшнее плетеніе волосъ, не золотые уборы, или нарядность въ одеждѣ, но сокровенный сердца человѣкъ въ нетлѣнной красотѣ кроткаго и молчаливаго духа, что драгоцѣнно предъ Богомъ (Петр. 3, 3. 4). Слышите, что говоритъ апостолъ: велитъ заботиться о нетлѣнной красотѣ, которая никогда не можетъ оставить человѣка, наипаче же о кротости и скромности въ словѣ въ противоположность пустословію и раздражительности, и гнѣвливости. Сокровенный сердца человѣкъ — это значитъ: должно заботиться о преисполненіи сердца любовію, сострадательностію, чистотою н другими качествами, свойственными женскому полу, словомъ — должно блюсти надъ сердцемъ своимъ, воздѣлывать ниву сердца своего, туда углубляться, туда проникать. Сердце — исходище жизни, — сердце чистое, и все поведеніе будетъ чисто, неукоризненно, — сердце преисполнено любви — и всѣ дѣйствія будутъ выраженіемъ одной любви, будетъ каждое слово дышать любовію. И счастлива дѣвица, наблюдающая надъ своимъ сердцемъ, развивающая это сердце болѣе для чистой и святой любви. Съ такимъ любящимъ и чистымъ сердцемъ она и въ простомъ одѣяніи превзойдетъ всѣхъ богато и роскошно одѣтыхъ подругъ своихъ, одѣтыхъ красиво совнѣ, но бѣдныхъ, быть можетъ, одѣяніемъ въ душѣ.

б) Святая нученица Анастасія, любя молитву, и среди страданій молится и поетъ стихъ псалма. Она поетъ псаломъ: Господи прибѣжище мое и заступникъ мой, не отступи отъ меня... Знала она, хорошо знала эти богодухновеняыя пѣсни св. царя Давида. По нимъ и прежде упражнялась въ молитвѣ, — псалмы и прежде были на устахъ и въ сердцѣ ея. Тоже и среди страданій. Она теперь особенное утѣшеніе и подкрѣпленіе находитъ для себя въ молитвенномъ пѣніи ихъ.

Отчего бы, возлюбл. братіе, и намъ не возлюбить эту богодухновенную книгу? Отчего бы и намъ хотя бы въ минуты скорби, тоски, унынія, въ минуты находящихъ на насъ золъ и искушеній, отчего бы вмѣсто словъ ропота не повторять тотъ или другой псаломъ? Кажется никто изъ святыхъ не перестрадалъ и не перечувствовалъ столько, сколько царь Давидъ, — а что чувствовалъ, то онъ излилъ на бумагѣ, заключилъ въ свои богодухновенные псалмы. И смотрите, какое благодѣтельное дѣйствіе производитъ пѣніе ихъ на душу скорбящаго! Святитель Тихонъ задонскій, когда жилъ на покоѣ въ задонскомъ монастырѣ, нерѣдко приходилъ въ уныніе, зачѣмъ онъ такъ рано оставилъ управленіе епархіею и заключилъ себя въ стѣны монастырскія. Что же онъ дѣлалъ среди такихъ минутъ унынія? Онъ, ходя по келліи, пѣлъ стихъ изъ псалма: благо мнѣ яко смирилъ мя еси. Послѣ неоднократнаго повторенія этого стиха онъ совершенно успокаивался и отдавалъ себя въ волю Божію, — и скорбь, и уныніе проходили.

Послушаемъ, что говоритъ о дѣйствіи псалмовъ блажен. Августинъ: «пѣніе псалмовъ души украшаетъ, ангеловъ на помощь призываетъ, демоновъ прогоняетъ, человѣку грѣшному укрѣпленіе ума есть, заглаживаетъ грѣхъ, прибавляетъ вѣру, надежду, любовь, — яко солнце просвѣщаетъ, яко вода очищаетъ, яко огонь попаляетъ, всякую ярость утишаетъ, и гнѣвъ сокрушаетъ, — хвала Божія непрестанная есть, подобно есть меду пѣніе псалмовъ». Слышите, какъ восхваляетъ бл. отецъ и описываетъ дѣйствіе псалмовъ? — Но что мы говоримъ о чтеніи и пѣніи псалмовъ? Всѣмъ ли христіанамъ извѣстны эти усладительныя божественныя пѣсни? Считаютъ ли они своею обязанностію хотя что-нибудь знать изъ псалтири? По крайней мѣрѣ всѣ ли имѣютъ у себя эту книгу? Далеко нѣтъ. Къ несчастію нужно сказать, что и при обученіи дѣтей, при обученіи часто многому и многому, книгу псалтирь оставляютъ севершенно, какъ бы ненужную и непригодную, а для дѣтей будто бы совершенно непонятную. И вотъ знаютъ дѣти въ иныхъ школахъ много сказокъ, басенъ, стиховъ, даже пѣсенъ, и часто ни одного псалма. Прискорбно это, прежде такъ не было, — прежде и чтенію обучали по псалтири, — съ псалтирью каждый христіанинъ ознакомлялся такимъ образомъ еще въ дѣтствѣ, тогда еще узнавалъ ее, и при случаѣ зналъ, какъ выразить свои чувства предъ Богомъ, — и чувства хвалебныя, и благодарственныя, и просительныя, и радостныя и скорбныя. Всему этому научала его псалтирь. Дай, Господи, чтобы грамота, вступившая такъ недавно на прежній путь, принесла и тѣ плоды какіе она приносила прежде; а главное — привлекала бы къ церкви и къ молитвѣ. (См. Поученія свящ. о. П. Шумова).

III. Господи! Молитвами великомученицы Анастасіи, помоги намъ преуспѣвать во всемъ, что нужно для спасенія нашего, а особенно въ молитвѣ и въ хваленіи Тебя. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 483-485.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0