Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 28 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 3-е. Преставленіе св. Димитрія ростовскаго.

(О пользѣ чтенія житій святыхъ).

I. Св. Димитрій, митрополитъ ростовскій, день блаженнаго преставленія коего нынѣ празднуется, родился въ 1651 г., въ мѣстечкѣ Макаровѣ, близъ Кіева, и былъ названъ Даніиломъ. Отецъ его Савва, по прозванію Туптало, былъ полковымъ сотникомъ. Даніилъ съ юныхъ лѣтъ проявилъ въ себѣ и способности, и усердіе къ наукѣ. Окончивъ ученіе въ кіевскомъ училищѣ, онъ, 17-ти лѣтъ, поступилъ въ монахи въ Кирилловскій кіевскій монастырь и названъ Димитріемъ. Отличаясь даромъ слова и ревностію къ пастырскому служенію, Димитрій проходилъ должность проповѣдника въ разныхъ городахъ и былъ игуменомъ въ разныхъ монастыряхъ. Ему выпалъ жребій совершить великое дѣло на просвѣщеніе русскаго народа — составить житія святыхъ. Собирать житія святыхъ, извѣстныя подъ именемъ Четіихъ-Миней, началъ еще Макарій, митрополитъ московскій, жившій въ шестнадцатомъ вѣкѣ. Потомъ кіевскій митрополитъ Петръ Могила захотѣлъ издать житія святыхъ на болѣе понятномъ языкѣ, но умеръ, не исполнивъ своего намѣренія. По смерти его это дѣло поручено было св. Димитрію, бывшему тогда игуменомъ Батуринскаго монастыря. Этимъ дѣломъ онъ занимался 20 лѣтъ, въ санѣ архимандрита въ Черниговѣ и Новгородѣ сѣверскомъ и митрополита ростовскаго. Собранныя имъ житія святыхъ, въ 12-ти большихъ томахъ, представляютъ въ великой степени назидательное чтеніе для православнаго русскаго народа. Петръ Великій назначилъ Димитрія митрополитомъ ростовскимъ и ярославскимъ. Въ санѣ митрополита Димитрій явилъ великую ревность архипастыря. Онъ завелъ въ Ростовѣ училище, содержалъ его на собственные доходы, ревностно проповѣдывалъ слово Божіе, подавалъ примѣръ святой жизни и помогалъ нуждающимся. Такъ какъ въ его епархіи было много раскольниковъ, то въ обличеніе ихъ св. Димитрій написалъ «Розыскъ о раскольнической брынской вѣрѣ». Святитель скончался 58 дѣтъ отъ роду. Предъ смертію онъ призвалъ къ себѣ пѣвчихъ и выслушалъ пѣніе составленныхъ имъ пѣснопѣній. Потомъ, отпустивъ пѣвчихъ, онъ оставилъ у себя одного, бывшаго переписчикомъ его сочиненій, долго бесѣдовалъ съ нимъ, и, отпуская, смиренно поклонился ему до земли. Пѣвчій, тронутый смиреніемъ святителя, сказалъ: «мнѣ ли, послѣднему служителю, ты такъ низко кланяешься, владыко святый?» Митрополитъ опять поклонился и потомъ, ставъ на колѣни, началъ молиться. На другой день нашли его, уже умершаго, въ молитвенномъ положеніи. Это было въ Ростовѣ, въ 1709 году. Чрезъ 43 года послѣ смерти Димитрія, честныя мощи его обрѣтены нетлѣнными и въ 1763 г. императрицею Екатериною II переложенывъ новую раку.

II. Мы сказали, что святитель Димитрій составилъ житія святыхъ подъ именемъ Четіихъ-Миней, т.-е. мѣсячныхъ чтеній, надъ которыми онъ трудился около 20 лѣтъ, не щадя ни здоровья, ни средствъ. Составленныя имъ житія святыхъ есть драгоцѣнный даръ русской церкви. Всѣ православные должны ихъ читать съ великою любовію и усердіемъ.

а) Что мы должны читать эти душеспасительныя книги, это уже изъ того видно, что сказанія, заключающіяся въ нихъ, почерпнуты изъ достовѣрныхъ источниковъ.

При составленіи своихъ книгъ, святитель пользовался не только обыкновенными письменными старинными сказаніями о святыхъ на разныхъ языкахъ, но иногда пользовался и откровеніемъ свыше, какъ самъ онъ объ этомъ свидѣтельствуетъ. Ему, напримѣръ, однажды явилась во снѣ святая великомученица Варвара съ утѣшительнымъ словомъ; ему являлся во снѣ и святой мученикъ Орестъ въ то время, когда онъ трудился надъ составленіемъ его житія. «Въ одну ночь, пишетъ святитель въ концѣ житія св. мученика Ореста, подъ 10 числомъ ноября, — окончивъ письмомъ страданія святаго мученика Ореста, за часъ, или меньше, до заутрени, легъ я отдохнуть не раздѣваясь, и въ сонномъ видѣніи узрѣлъ св. мученика Ореста, лицемъ веселымъ ко мнѣ вѣщающаго сими словами: «я больше претерпѣлъ за I. Христа мукъ, нежели ты написалъ». Сіе рекъ, откры мнѣ перси своя и показа въ лѣвомъ боку великую рану, сквозь внутренности проходящую, сказавъ: «сіе мнѣ желѣзомъ прожжено»; потомъ, открывъ правую руку до локтя, показа рану на самомъ противоположномъ мѣстѣ и рече: «сіе мнѣ прерѣзано». Потомъ, преклоншеся, откры ногу до колѣна и показа на сгибѣ колѣна рану, такожде и другую ногу до колѣна открывши, такую же рану на такомъ же мѣстѣ показа и рече: «а сіе мнѣ косою разсѣчено». И ставъ прямо, взирая мнѣ въ лице, рече: «видиши ли: большее я за I. Христа претерпѣлъ, нежели ты написалъ!» Я, противъ сего ничтоже смѣя сказати, молчалъ и мыслилъ въ себѣ: кто сей есть Орестъ? Не изъ числа ли пяточисленныхъ? На сію мою мысль св. мученикъ отвѣща: «не той я Орестъ, иже отъ пяточисленныхъ, но той, его же ты нынѣ житіе писалъ». Видѣлъ я, прибавляетъ затѣмъ святитель, и другого нѣкоего человѣка важнаго, за нимъ стоящаго и казался мнѣ такожде нѣкій мученикъ быти, но той ничтоже изрече. А что сіе видѣніе я, недостойный и грѣшный, истинно видѣлъ, какъ написалъ, а не иначе, сіе подъ клятвою моею священническою исповѣдую; ибо какъ тогда, такъ и теперь помню».

б) Отличаясь, кромѣ того, глубоко-назидательнымъ содержаніемъ, яснымъ, живымъ и нагляднымъ изложеніемъ, житія святыхъ по своей простой и занимательной формѣ (формѣ разсказа) доступны для самыхъ неподготовленныхъ читателей даже изъ простого народа, которые издавна къ нимъ привыкли, горячо ихъ полюбили за ту духовную пользу, назиданіе и утѣшеніе, какія они всегда получаютъ отъ нихъ, и считаютъ ихъ для себя лучшею духовною пищею.

Живые и глубоко-назидательные примѣры христіанской вѣры, надежды и любви къ Богу и людямъ, неотразимо дѣйствуя на все духовное существо читателя, особенно на его сердце — источникъ духовно-нравственной жизни человѣка, безъ труда и напряженія мысли, къ чему не всѣ склонны и способны, скоро и прочно научатъ его всѣмъ главнѣйшимъ истинамъ христіанской вѣры и благочестія.

Четьи-Минеи святителя Димитрія ростовскаго не потеряли и до нынѣ своего важнаго значенія, и можно сназать, никогда его не потеряютъ; по своей полнотѣ, но изяществу изложенія церковно-славянскою рѣчью, по благочестивому духу, который дышитъ во всѣхъ сказаніяхъ славившагося великимъ благочестіемъ святителя и за святость жизни прославленнаго Богомъ нетлѣніемъ мощей, Четьи-Минеи — незамѣнимая книга для почитателей памятей святыхъ, для желающихъ знать и поучаться ихъ святыми житіями каждодневно.

III. Братіе-христіане! Будемъ читать житія святыхъ и подражать имъ и мы тѣмъ исполнимъ заповѣдь апостоловъ: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе, ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7). Между тѣмъ многіе ли изъ насъ имѣютъ понятіе даже о тѣхъ святыхъ, имена которыхъ они носятъ? Многіе ли изъ насъ имѣютъ понятіе о тѣхъ святыхъ, которымъ посвящены ихъ приходскіе храмы и памяти которыхъ поэтому сотни лѣтъ и съ особеннымъ торжествомъ совершались и совершаются постоянно въ той или другой мѣстности? А когда такъ, когда мы не знаемъ жизнь святыхъ, можемъ ли мы подражать ей? Удивительно ли послѣ этого, что когда и говоритъ кто намъ о томъ, чтобы мы старались подражать въ жизни святымъ, мы принимаемъ такія наставленія большею частію безъ должнаго вниманія, а подчасъ и съ явнымъ нерасположеніемъ? Но мы приглашаемся подражать святымъ не въ томъ, чтобы, подобно имъ, быть отшельниками отъ міра, столпниками, затворниками, юродивыми, мучениками и т. д., а въ томъ, чтобы мы, подобно имъ, научились удалять тѣ или иныя нечистыя пожеланія, укрощать движенія гнѣва, охранять себя отъ увлеченія земными интересами и удовольствіями, укрѣплять въ себѣ духъ цѣломудрія, кротости, любви къ Богу и ближнему, вѣру въ загробную жизнь, отъ которой самыя жестокія мученія не могли отклонить св. мучениковъ и т. д, Вотъ въ чемъ каждый изъ угодниковъ Божіихъ можетъ быть примѣромъ для насъ, и вотъ въ чемъ должны мы подражать святымъ. Святый Аѳанасій александрійскій разсказываетъ о св. Антоніи Великомъ (см. апр. кн. Душ. чт. 1865 г. 336 стр.), что этотъ великій подвижникъ, собирая свѣдѣнія о ревнителяхъ добродѣтели, въ каждомъ изъ нихъ «изучалъ то, въ чемъ тотъ преимуществовалъ предъ другими: въ одномъ наблюдалъ его привѣтливость, въ другомъ — неутомимость въ молитвѣ; въ одномъ замѣчалъ безгнѣвіе его, въ другомъ — человѣколюбіе; кому удивлялся за его терпѣніе, кому — за посты, и такъ, сочетавая во едино, что заимствовалъ у другихъ, старался въ себѣ одномъ явить преимущества всѣхъ». А въ подобныхъ урокахъ кто и изъ насъ не нуждается и кому они не по силамъ? Такъ, слуш. благоч., это чистая ложь — говорить, будто примѣры святыхъ неприложимы къ нашему образу жизни и нашему времени. Неприложимы они вполнѣ, это правда; но много въ нихъ и удобоприложимаго: сему и должны мы подражать. А для этого, очевидно, нужно, чтобы мы были ближе знакомы съ образомъ жизни св. угодниковъ, чтобы мы знали, болѣе или менѣе обстоятельно, ихъ житія и писанія. Здѣсь все христіанское ученіе вѣры и нравственности отразилось и воплотилось въ жизни св. праведниковъ и мучениковъ; здѣсь мы не можемъ встрѣтить ничего непонятнаго и труднаго для усвоенія. Все просто, ясно, убѣдительно, назидательно и въ высшей степени необходимо для полученія вѣчнаго спасенія нашей души. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 481-483.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0