Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 2-ое. Святая великомученица Параскева.

(Польза размышленій о страданіяхъ Христовыхъ).

I. Св. великомученица Параскева, память коей нынѣ совершаетъ святая церковь, жила въ царствованіе римскаго императора Діоклетіана въ городѣ Иконіи. Родители ея были христіане и особенно уважали пятницу — день крестныхъ страданій и смерти Спасителя, проводя этотъ день въ постѣ и молитвенномъ воспоминаніи страстей Христовыхъ. Когда въ этотъ день Богъ даровалъ имъ дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу съ греческаго языка значитъ Пятница. Въ послѣдствіи, возрастая въ вѣрѣ и благочестіи христіанскомъ, Параскева, по примѣру родителей своихъ, особенно чтила пятницу, и въ самомъ имени своемъ нося напоминаніе о страданіяхъ Христовыхъ, она и сердцемъ своимъ старалась непрестанно приближаться къ распятому за спасеніе міра Господу и въ этомъ приближеніи находила источникъ утѣшенія и подкрѣпленія своей вѣры и любви къ Господу, — наконецъ и сама достойно пріобщилась страстямъ Христовымъ, мужественно исповѣдавъ Христа и претерпѣвъ за Него жесточайшія мученія. Приведенная на судъ, св. Параскева, еще юная дѣва, дерзновенно отразила прельщенія и угрозы мучителя, заставлявшаго ее, ради спасенія своей жизни, принести жертву идоламъ. Тогда мучитель приказалъ св. исповѣдницу повѣсить на деревѣ и терзать тѣло ея желѣзными гвоздями и потомъ изъязвленную до костей и чуть живую бросить въ темницу. Но Богъ не оставилъ безъ утѣшенія и чудесной помощи мужественную страдалицу. Въ темницѣ предсталъ ей ангелъ, держа въ рукахъ своихъ орудія Христовыхъ страстей — крестъ, терновый вѣнецъ, копіе, трость, губу — и сказалъ: «встань, дѣвица, общница Христовыхъ страстей, я присланъ отъ Бога посѣтить тебя, — въ отраду души твоей и исцѣленіе болѣзней твоихъ приношу тебѣ сіи орудія страданій Господа нашего Іисуса Христа. Встань, исцѣляетъ тебя Христосъ Господь». Св. мученица тотчасъ встала, облобызала орудія страстей Христовыхъ, а ангелъ губою отеръ раны ея, и вдругъ все тѣло ея исцѣлилось отъ язвъ, такъ что пришедшіе утромъ темничные стражи, думая найти мученицу мертвою, увидѣли ее въ прежнемъ цвѣтущемъ видѣ и красотѣ. Въ этомъ чудесномъ исцѣленіи св. мученицы злобный мучитель не уразумѣлъ непобѣдимой сиды распятаго Господа и продолжалъ истязать св. Параскеву, приказавъ ее, повѣшенную на деревѣ, жечь факелами и наконецъ отсѣчь голову ея мечемъ. Такъ св. великомученица, въ брачномъ одѣяніи дѣвства, украшенная кровію своею, предстала небесному Жениху своему Христу, сдѣлавшись причастницею и общницею страстей Его!..

II. Примѣръ св. великомученицы Параскевы да послужитъ и намъ побужденіемъ непрестанно сохранять въ душѣ нашей мысль и память о спасительныхъ страданіяхъ Христовыхъ, чтобы тѣмъ удобнѣе намъ было вести брань съ своими страстями и достигать общенія со Христомъ.

Размышлять о страданіяхъ Христовыхъ спасительно не только въ одни урочные дни, но и во всякое время, всякій день и часъ.

а) Если бы мы часто размышляли о страданіяхъ и смерти Спасителя, какъ бы мы любили Его! Развѣ можно быть холоднымъ къ Тому, Кто всѣмъ для насъ пожертвовалъ? Одна мысль что Спаситель все претерпѣлъ для насъ, для насъ сошелъ съ неба, облекся плотію, терпѣлъ клеветы, поруганія, восшелъ на крестъ, истекалъ на немъ кровію и терпѣлъ неизъяснимыя мученія — одна мысль эта должна сокрушить самое окаменѣлое сердце, умягчить самую черствую душу. О, если-бы я постоянно помнилъ объ этомъ, я тогда не убоялся бы никакихъ жертвъ, чтобы ими засвидѣтельствовать мнѣ свою любовь ко Христу!

Не былъ бы мнѣ въ тягость постъ. Я радъ былъ бы подвигомъ поста доказать, что желаю хоть малую жертву принести Христу въ самомъ себѣ, въ благодарность за страданія, какія Онъ испыталъ на крестѣ за меня. Не были бы въ тягость мнѣ моленія и службы церковныя продолжительныя. Проводить время въ молитвенной бесѣдѣ съ Возлюбившимъ меня было бы мнѣ одно наслажденіе, и если бы не немощь плоти, не дѣла и занятія по дому, по службѣ, то я постоянно былъ бы готовъ бесѣдовать со Христомъ. Не было бы тяжело мнѣ переносить обиды, поношенія, безчестіе отъ людей. Если терпѣлъ ихъ за меня Спаситель, совершенно невинный и безгрѣшный, будучи истиннымъ Богомъ, и терпѣлъ ихъ всю жизнь, — мнѣ-ли не потерпѣть изрѣдка, притомъ великому грѣшнику, всегда достойному за грѣхи мои поношенія и оскорбленія отъ людей? Такъ всегда терпятъ тѣ, которые никогда не выпускаютъ изъ мыслей, что сдѣлалъ для нихъ I. Христосъ, которые помнятъ Его страданія, помнятъ Его любовь. Но мы забываемъ объ этихъ страданіяхъ, только изрѣдка, какъ-бы мимоходомъ, воспоминаемъ о нихъ, поэтому въ насъ мало и терпѣнія ради Христа. Трудно поститься, трудно вставать рано на молитву, трудна продолжительная служба, трудно говѣніе и приготовленіе къ принятію св. таинъ, не хочется часто бывать въ храмѣ, перенесть обиду, — все для Христа трудно, а трудно потому, что мало любимъ Его, а любимъ мало отъ того, что мало помнимъ, какъ крѣпко Онъ возлюбилъ насъ.

б) Если-бы мы часто вспоминали о страданіяхъ и смерти Спасителя, то намъ и на мысль не приходили бы многіе грѣхи, которые теперь совершаемъ часто такъ смѣло, такъ безбоязненно. Если-бы я имѣлъ часто въ мысляхъ эту преклоненную за меня на крестѣ главу, сталъ ли бы гордо думать о себѣ, презрѣнно подъ часъ относиться къ другимъ, искать первенства, преимущества предъ болѣе достойными меня? Если-бы я помнилъ объ этихъ рукахъ, пронзенныхъ гвоздями, съ глубокими язвами, сталъ ли бы я простирать свои руки на присвоеніе чужого, на обиды, притѣсненіе ближняго, на всякіе другіе виды грѣха, совершаемаго руками человѣческими? Если-бы чаще представлялъ себѣ этотъ ликъ томный, болѣзненный, эти очи померкшія, эти уста сомкнутыя, эту гортань запекшуюся, эту внутренность палимую нестерпимымъ жаромъ, это ребро пронзенное, эти насмѣшки, слышанныя у креста, это оставленіе Отцемъ Его небеснымъ, сталъ-ли бы я жить только для плоти, для чрева, для чувствъ, ходить въ одни мѣста удовольствій, искать смѣха, веселія, развлеченій, своими устами произносить то, что христіанину не свойственно, своими очами смотрѣть на то, что возбуждаетъ нечистыя представленія и пожеланія, все тѣло свое только покоить, нѣжить, чрезмѣрно украшать, тѣмъ болѣе употреблять его въ орудіе грѣха? Дозволилъ-ли бы я себѣ осужденіе и насмѣшки надъ другими, что дѣлали враги надъ Христомъ? О, нѣтъ, я тогда убоялся бы всего этого, чтобы не оскорбить моего Искупителя истощившаго Себя за меня; при каждомъ поползновеніи ко грѣху этимъ воспоминаніемъ о страданіяхъ Его удерживалъ бы себя отъ него, — и тогда мысли мои, желанія мои, сердце мое, вся душа моя, все тѣло мое были бы чисты, непорочны, все поведеніе мое было бы неукоризненно. А если-бы и согрѣшилъ я, то скорѣе палъ-бы къ этому кресту Спасителя моего, и горькими слезами оплакалъ бы всю вину мою. Вотъ что дѣлали бы мы при частомъ воспоминаніи о страданіяхъ Спасителя. Но мы забываемъ о страданіяхъ Христовыхъ, и отъ этого пьемъ грѣхи, какъ воду, безъ грѣха жить не можемъ, не бѣжимъ отъ него, а ищемъ случая къ нему, никакой не ведемъ борьбы съ нимъ. (См. Душ. чт. 1888 г.).

III. Итакъ, возлюбл. мои бр., будемъ чаще размышлять о страданіяхъ Христовыхъ: они сопровождаются для насъ великой и можно сказать неисчислимой пользой. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 479-481.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0