Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать восьмой день.

Поуч. 1-ое. Святая великомученица Параскева.

(Утѣшенія для гонимыхъ за правду).

I. Святая Параскева (III в.), память коей совершается нынѣ, была дочь благочестивыхъ родителей, жившихъ въ городѣ Иконіи (въ Малой Азіи). Они умерли, когда Параскева была еще въ очень юныхъ годахъ. Оставшееся послѣ родителей богатое наслѣдство Параскева употребила на дѣла благотворительности, помогала неимущимъ и принимала странниковъ. Она старалась также распространять слово Божіе среди язычниковъ. Въ то время императоръ Діоклитіанъ жестоко преслѣдовалъ христіанство. Сановникъ императорскій, прибывъ въ Иконію и узнавъ о томъ, что Параскева исповѣдуетъ христіанство, заключилъ ее въ темницу, а затѣмъ потребовалъ на судъ. Когда святая мужественно отвергла предложеніе принести жертву идоламъ и обличила судій, правитель пришелъ въ гнѣвъ и приказалъ предать ее истязаніямъ. Израненную, еле дышавшую Параскеву бросили въ темницу. Но велико было удивленіе мучителей, когда на другой день, войдя въ темницу, они нашли Параскеву спокойно молившеюся, и тѣло ея не носило слѣдовъ страданій. Богъ исцѣлилъ ее по ея молитвѣ. Но правитель подумалъ иначе. «Видишь», сказалъ онъ, «боги наши помиловали тебя и возвратили къ жизни; воздай же имъ благодарность». Святую повели въ храмъ; но едва она вошла, какъ идолы съ шумомъ упали съ своихъ мѣстъ. Озлобленные язычники стали тогда просить правителя наказать Параскеву еще строже, чѣмъ наканунѣ, за оскорбленіе идоловъ: сжечь ее на медленномъ огнѣ. «Господи Боже», молилась святая во время мученій, «Ты тремъ отрокамъ охладилъ горячую печь, Ты избавилъ отъ огня мученицу Ѳеклу; спаси и меня отъ рукъ мучителей моихъ». Молитва Параскевы была услышана: огонь не сдѣлалъ ей никакого вреда. Множество язычниковъ, видя это чудо, увѣровали въ Бога и восклицали: «великъ Богъ христіанскій». Волненіе въ народѣ испугало правителя и онъ велѣлъ прекратить мученія Параскевы, умертвивъ ее мечемъ. Такъ пострадала за вѣру Христову св. исповѣдница.

II. Невозможно, братіе, исчислить всѣхъ гонимыхъ за правду, невозможно замѣтить всѣ виды злости человѣческой, искони изливаемой на праведныхъ. Довольно вспомнить тяжкія времена гоненій, нѣкогда воздвигнутыхъ на юную церковь Христову, чтобы видѣть тысячи примѣровъ страждущей невинности и тысячи видовъ неистовствующаго невѣрія. Чей образъ мыслей былъ чище, чья жизнь была неукоризненнѣе христіанъ, въ то время гонимыхъ? Кто лучше ихъ зналъ Бога и покланялся Ему? Кто усерднѣе ихъ служилъ царю и властямъ отъ него поставленнымъ? Кто безкорыстнѣе ихъ помогалъ ближнему и искреннѣе желалъ всеобщаго братства? Кто былъ сострадательнѣе, кто миролюбивѣе, кто снисходительнѣе, кто услуждивѣе, кто благонравнѣе? И при таковой совершенной невинности, ихъ, какъ величайшихъ преступниковъ, подвергали бичеванію, строгали желѣзомъ, травили звѣрями, жгли, морили голодомъ, распинали. За что? За какое преступленіе? Никто изъ гонителей не сказалъ бы сего. Да судіи и не спрашивали, въ чемъ кого обвиняютъ, справедливо ли обвиненіе; если обвиняемый произносилъ: «я христіанинъ», — этого довольно было для опредѣленія казни; это на языкѣ ихъ значило то же, что сказать: я злодѣй! Столько-то ненавистно имъ было имя христіанина! Такъ-то кипѣла въ нихъ смертельная вражда на Іисуса Христа! И что говорить о давно минувшихъ временахъ гоненія? Доколѣ не воцарится на землѣ единая правда; доколѣ не разорятся открытыя капища и сокровенныя гнѣздилища беззаконія, дотолѣ всегда и вездѣ найдутся гонители и гонимые за правду. Св. апостолъ Павелъ разумѣетъ всѣхъ христіанъ безъ исключенія, а потому и каждаго изъ насъ, когда предрекаетъ, что вси хотящіи благочестно жити гоними будутъ.

Если участь христіанина въ этой жизни — терпѣть гоненіе и терпѣть его непремѣнно; ибо гоненіе составляетъ его крестъ, который онъ нести непремѣнно долженъ (Матѳ. 16, 24); то не жаловаться ли намъ на свою участь? Не роптать ли на Бога, что Онъ заставляетъ насъ пить горькую чашу? Нѣтъ. Тотъ не имѣетъ понятія о безконечной любви къ намъ небеснаго Отца, кто дерзаетъ Его упрекать въ жестокости; тотъ никогда не страдалъ за истину, кто не постигаетъ неизреченной сладости въ семъ самомъ страданіи.

а) Отъ кого христіанинъ терпитъ гоненіе? Отъ людей нечестивыхъ. Вотъ первое утѣшеніе въ гоненіи за правду! Тяжко страдать отъ руки друга, котораго мы любили, о добродѣтели коего имѣли высокое понятіе; намъ кажется тогда, что онъ замѣтилъ въ насъ что-нибудь худое, оскорбился какимъ нибудь нашимъ поступкомъ, возымѣлъ невыгодное мнѣніе о нашемъ характерѣ. Такія мысли помрачаютъ самыя добрыя свойства души и не позволяютъ ей успокоиться въ сознаніи своей невинности. Но когда гонитъ врагъ, врагъ истиннаго и добраго, тогда должны происходить въ насъ совершенно противныя чувствованія. Гоненіе есть нравственная борьба; а борьба — предполагаетъ двѣ противоположныя силы. И такъ, если возстаютъ на меня лжеучители, проповѣдующіе ложь и развратъ: то это свидѣтельствуетъ о моей нелицемѣрной любви къ истинѣ и непоколебимой ревности въ утвержденіи правовѣрія; если вооружаются на меня мздоимцы, продающіе за деньги честь, правду и совѣсть: то это свидѣтельствуетъ о моемъ безкорыстіи и нелюбостяжательности; если ненавидятъ меня люди развратные, ведущіе низкую, скотоподобную жизнь, то сіе свидѣтельствуетъ о моемъ цѣломудріи, воздержаніи и непорочности; короче, каждый особливый порокъ, вооружающійся въ гонителяхъ, служитъ непреложнымъ свидѣтельствомъ особливой добродѣтели, преслѣдуемой въ гонимомъ. И такъ гоненіе за правду, воздвигаемое всегда злыми людьми, сопровождается тѣмъ первымъ и сладкимъ утѣшеніемъ, что доставляетъ гонимому случай во всей очевидности познать и со всею силою почувствовать свою невинность.

б) За кого христіанинъ терпитъ гоненіе? За іисуса Христа. Вотъ второе утѣшеніе въ гоненіи за правду! Кто имѣетъ мягкое сердце и нѣжную душу, тому не покажется это непонятнымъ. Онъ знаетъ, что не столь пріятно бываетъ веселиться съ любезнымъ намъ человѣкомъ, сколь пріятно раздѣлять его горесть, не такъ сладостио благодѣтельствовать ему, сколь сладостно страдать за него. Есть примѣры въ исторіи человѣчества, что многіе изъ любви съ охотою переносили за другого великія несчастія и жертвовали самою жизнію любимому человѣку. Мы читаемъ эти примѣры, и соглашая ихъ съ собственнымъ сердцемъ, вѣримъ: ужели же покажется неимовѣрнымъ то, чтобы христіанинъ находилъ великое удовольствіе въ страданіи за Іисуса Христа, чтобы не только не избѣгалъ, но даже желалъ частыхъ случаевъ терпѣть за Него, какъ случаевъ пріятныхъ и вожделѣнныхъ? Кого любимъ больше, за того и страждемъ охотнѣе; а какая любовь можетъ сравниться съ любовію христіанина къ Іисусу Христу? Тотъ, который свидѣтельствовалъ о христіанахъ, что ничто не можетъ отлучить ихъ отъ любви Божіей, ни скорбь, ни тѣснота, ни гоненіе, ни гладъ, ни нагота, ни бѣда, ни мечъ, безъ сомнѣнія, не находилъ для нихъ безутѣшными страданія за Іисуса Христа. Ибо онъ тотчасъ послѣ сего свидѣтельства, выставляетъ себя и прочихъ христіанъ въ примѣръ противнаго. Наши страданія, говоритъ, за Іисуса Христа суть самыя продолжительныя и самыя тягостныя: Тебе ради умерщвляеми есми весь день; вмѣнихомся яко же овцы заколенія. Но чтоже? Унываемъ ли мы отъ того? Теряемъ ли бодрость? Впадаемъ ли въ отчаяніе? Нѣтъ; но во всѣхъ сихъ препобѣждаемъ за возлюбльшаго ны.

И пусть не всѣ изъ христіанъ способны преодолѣвать гоненіе за Іисуса Христа по чистой къ Нему любви, по по крайней мѣрѣ всякій изъ нихъ можетъ и долженъ переносить оное изъ чистой къ Нему благодарности. Если любовь услаждаетъ горесть въ страданіи за друга, то благодарность должна облегчать бремя въ страданіи за благодѣтеля. Чего же не сдѣлалъ для насъ Іисусъ Христосъ? Чего не претерпѣлъ Онъ для нашего искупленія? Христіанинъ! Когда тебя ненавидитъ и преслѣдуетъ міръ, когда, со всѣхъ сторонъ тѣснимый и поражаемый, ты нигдѣ для себя не находишь ни прибѣжища, ни утѣшенія, поспѣши мысленно на Голгоѳу, стань у подножія креста Іисусова, смотри на главу Распятаго, изъязвленную терніемъ, на руки и ноги Его, пронзенныя гвоздями, на ребро Его, копіемъ прободенное, вспомни, что Онъ все сіе терпитъ для твоего, единственно для твоего спасенія: и если сіе воззрѣніе, сіе воспоминаніе не утѣшитъ тотчасъ твою душевную болѣзнь, не залѣчитъ твои раны и не заставитъ позабыть о твоихъ несчастіяхъ, то ты подлинно несчастенъ; ибо у тебя самое нечувствительное и самое неблагодарное сердце.

Не такъ чувствовали св. апостолы, мученики, исповѣдники и прочіе христіане первыхъ вѣковъ, когда терпѣли жестокія гоненія. Они радовались въ своихъ страданіяхъ, благодарили за нихъ Бога и молили даже, чтобы Онъ удостоилъ ихъ большихъ мученій. Среди мірскихъ забавъ, богатствъ и почестей, которыя составляютъ земное счастіе, они скучали и томились душею; а среди гоненій — въ темницахъ, подъ ударами палачей, на кострахъ, на крестахъ чувствовали себя блаженными. Оставьте свои чертоги вы, жестокосердые гонители правды! и ради собственнаго свидѣтельства сколь слабы и безвредны удары, причиняемые жертвамъ вашего жестокосердія, идите смотрѣть на величественнѣйшее и трогательнѣйшее въ мірѣ зрѣлище, смотрѣть на праведника, умирающаго въ темницѣ. Вотъ онъ обремененный цѣпями, съ спокойнымъ взоромъ и тихою улыбкою! Не опасайтесь отъ него слышать на себя жалобы, упреки, проклятія, хотя впрочемъ вами заслуженныя; онъ весьма далекъ отъ сего низкаго мщенія, свойственнаго малодушію. Отторгаясь отъ суетныхъ помышленій и суетныхъ желаній, какія доселѣ привязывали его къ землѣ, онъ возносится духомъ горѣ и, какъ орелъ, паритъ надъ предметами дольняго міра; отсюда представляется ему вся тщетность человѣческаго мщенія, вся суетность благъ земныхъ, все ничтожество существующаго во времени; онъ познаетъ величіе своей природы, ощущаетъ мощность своего духа, видитъ свое высокое назначеніе къ безсмертію, забываетъ злобу гонителей, извиняя ее ихъ невѣжествомъ, и въ сладкомъ упоеніи восторга говоритъ: «прощаю васъ, виновники моего несчастія, отъ всего сердца прощаю васъ; вы хотѣли причинить мнѣ крайнее зло, а сдѣлали величайшее добро. О, если бы вы знали, какъ сладко страдать невинному, и какъ сладко прощать виновныхъ!»

III. Такъ, возлюбленные во Христѣ братіе, блаженъ, стократно блаженъ гонимый за правду. Страдальческая жизнь и конецъ его служатъ предначинаніями вѣчнаго веселія и покоя; онъ шествуетъ по землѣ, какъ герой, и, какъ побѣдитель, вступаетъ во врата неба; множество гонителей своимъ тщетнымъ преслѣдованіемъ довершаютъ его торжество. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 476-479.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0