Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 2-е. Преподобный Несторъ лѣтописецъ.

(Вѣра — основаніе любви къ отечеству).

I. Нынѣшній день св. церковь совершаетъ память преп. Нестора, нашего перваго лѣтописца. Родомъ кіевлянинъ, онъ, 17-ти лѣтъ, поступилъ въ Печерскую обитель, въ то время, когда былъ еще живъ великій подвижникъ, преп. Ѳеодосій. При преемникѣ его Несторъ уже славился святою жизнію. Мало сохранилось подробностей объ этой жизни, посвященной всецѣло молитвѣ и труду, но о самомъ Несторѣ даетъ намъ ясное понятіе его лѣтопись, дошедшая до насъ. Она дышитъ глубокою вѣрою, горячею любовію къ отечеству и смиреніемъ. Въ простомъ, занимательномъ разсказѣ преп. Несторъ повѣствуетъ о началѣ Руси, о племенахъ, населявшихъ Россію, о призваніи варяжскихъ князей, о вѣщемъ Олегѣ, героѣ Святославѣ, о мудрой Ольгѣ, Владимирѣ святомъ — просвѣтителѣ земли русской, о преемникахъ его до Владимира Мономаха. Живо изображаетъ онъ бѣдствія, которыя терпѣла Россія отъ междоусобій князей и набѣговъ суровыхъ половцевъ; но особенною любовію и горячимъ одушевленіемъ дышитъ его повѣствованіе о крещеніи земли русской и распространеніи вѣры христіанской и христіанскаго просвѣщенія, о подвигахъ святыхъ угодниковъ Божіихъ.

Преподобный Несторъ участвовалъ въ открытіи мощей пр. Ѳеодосія, и, кромѣ лѣтописи, написалъ еще житіе святыхъ князей Бориса и Глѣба и житіе преп. Ѳеодосія. Онъ почилъ около 1115 года. Мощи его покоятся въ пещерѣ св. Антонія.

II. Въ день памяти преп. Нестора, горячо любившаго свое отечество — Россію, побесѣдуемъ о томъ, откуда проистекаетъ эта любовь, гдѣ ея основаніе и начало.

Великое, братіе, дѣло — любовь къ отечеству. Она — источникъ любви, согласія и всякаго порядка въ народѣ, на ней созидается внутренній миръ и благоденствіе народа, она и щитъ и забрало для народа отъ враговъ внѣшнихъ. А знаете ли, гдѣ начало этой животворной отечественной силы? Откуда наша любовь къ отечеству раждается, чѣмъ питается, и отъ чего возрастаетъ? Ученые пусть разсуждаютъ объ этомъ, какъ хотятъ; мы, христіане, скажемъ прямо и рѣшительно, что начало и жизнь любви къ отечеству есть вѣра христіанская Православная христіанская вѣра наша, братіе, — вотъ святый божественный источникъ любви нашей къ нашему православному отечеству и къ нашему православному Царю.

а) Возьмите прошедшія времена. Какимъ и внутреннимъ, а особенно внѣшнимъ бѣдствіямъ ни подвергалось отечество наше! Какихъ ни имѣло сильныхъ и многочисленныхъ враговъ! Однакожъ всѣ враги, время отъ времени, были низлагаемы, не смотря нато, что предки наши не обладали большимъ искусствомъ въ воинскомъ дѣлѣ, — и отечество всегда торжествовало побѣду и возвращало въ предѣлы свои благоденствіе и миръ. Кто же одушевлялъ народъ, кто вооружалъ людей на защиту отечества отъ враговъ? Вѣра православная. Вѣра побуждала отцевъ нашихъ и любить отечество, и стоять за отечество, до смерти. «Постоимъ», говорили одни, «за святую Софію». «Постоимъ», говорили другіе, «за домъ Пречистыя». «Постоимъ», говорили всѣ, «за вѣру православную, за Русь святую». Видите ли, братіе, что было дорого для отцевъ нашихъ, что они съ такою ревностію отстаивали отъ враговъ? Дорога имъ была вѣра святая и церковь Божія. По вѣрѣ и многочисленной затѣмъ святынѣ, любезно было имъ и отечество. Его и именовали они не иначе. какъ «Русь святая». И подлинно святая по святой православной вѣрѣ, святая по множеству святыхъ обителей и храмовъ, святая по множеству святыхъ чудотворныхъ иконъ, святая по множеству святыхъ многоцѣлебныхъ мощей угодниковъ Божіихъ.

б) Что какъ не вѣра и всегда одушевляетъ нашъ народъ и дѣлаетъ его приверженнымъ къ отечеству? Что для него особенно свято и досточтимо въ отечествѣ, какъ не отечественная святыня? По вѣрѣ святой, каждое мѣсто въ отечествѣ, ознаменованное благодатію Божіею, для православнаго народа нашего есть свято, и туда народъ стремится во всякое время, тысячами, десятками — сотнями тысячъ. Его не держитъ никакое пространство, никакая трудность въ пути. Сами знаете, братіе, сколько православныхъ нашихъ поклонниковъ бываетъ въ обители преп. Сергія, въ Кіевѣ, у Соловецкихъ чудотворцевъ, и въ другихъ знаменитыхъ обителяхъ и мѣстахъ. Такъ велика вѣра у православно-русскихъ христіанъ и такъ пламенна любовь къ отечественной святынѣ! Не по этому ли самому дорого намъ и самое отечество? Безъ всякаго сомнѣнія такъ. По вѣрѣ православной любезно намъ и отечество наше православное, дорогъ намъ и Царь нашъ православный. Безъ вѣры, братіе, не можетъ быть истинной любви ни къ отечеству, ни къ Царю. Одна вѣра воспитываетъ истинныхъ патріотовъ и изъ рода въ родъ передаетъ это святое наслѣдіе. Во всемъ свѣтѣ это открывается въ нашемъ православномъ народѣ, который, будучи искренно расположенъ къ вѣрѣ и святынѣ христіанской, вмѣстѣ съ тѣмъ горитъ постоянною любовію къ своему отечеству и къ своему Монарху, именуя его всегда царемъ православиымъ.

III. Православные сыны Россіи! Ежели дорого намъ свое православное отечество (а можетъ ли быть иначе?), ежели мы должны и желаемъ любить его искренно, постоянно, неизмѣнно, то будемъ хранить въ сердцахъ своихъ вѣру святую, будемъ, по примѣру отцевъ нашихъ, привержены къ православной нашей церкви и къ святынѣ отечественной. Вѣра есть краеугольный камень какъ для нашего душевнаго спасенія, такъ и для благосостоянія отечества нашего и для избавленія его отъ всѣхъ враговъ. Сія есть побѣда, скажемъ словами возлюбленнаго ученика Христова, побѣдившая и побѣждающая мятежный міръ, вѣра наша (1 Іоан. 5: 4). Аминь. (Сост. по кн. «Сѣятель благочестія», прот. Нордова, т. 2, изд. 1891 года).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 475-476.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0