Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать седьмой день.

Поуч. 1-ое. Св. муч. Капитолина.

(Богатство и бѣдность въ отношеніи къ спасенію человѣка).

I. Св. мученица Капитолина, память коей совершается нынѣ, была изъ Каппадокіи и происходила отъ богатой и знатной фамиліи. Принявъ христіанскую вѣру и услышавъ проповѣдь о томъ, какъ трудно богатому войти въ царство небесное, она раздала все свое имѣніе и отпустила рабовъ своихъ на волю. Когда узналъ объ этомъ начальникъ Каппадокіи Зелекинѳій, то заключилъ ее въ темницу, затѣмъ, выведя изъ темницы, требовалъ, чтобы она принесла жертву каппадокійскому идолу Серапису. Капитолина отказалась, и ей отсѣкли голову. Скончалась св. ыученица въ 304 г. по Р. Хр.

Мы видѣли, братія, что св. муч. Капитолина, услышавъ евангельскую проповѣдь о томъ, какъ трудно богатому войти въ царствіе небесное, владѣя великимъ богатствомъ, раздала все свое имѣніе и отпустила рабовъ, дабы съ большимъ удобствомъ слѣдовать ученію I. Христа. Такимъ образомъ, она нашла, что при бѣдности, или по крайней мѣрѣ при отсутствіи великихъ земныхъ стяжаній, ей легче войти въ царствіе Божіе, которое дѣйствительно и наслѣдовала, увѣнчавшись вѣнцомъ мученическимъ. Разсматривая жизнь богатыхъ людей, не рѣдко весьма сильно располагающую ихъ итти широкимъ путемъ, ведущимъ въ пагубу, мы дѣйствительно должны сказать, что трудно богатому войти въ царствіе небесное, по причинѣ множества искушеній ко грѣху, хотя, съ другой стороны и бѣдность, доводящую до нищеты, мы не можемъ назвать всегда и для всѣхъ благопріятствующею нашему спасенію, такъ какъ она пораждаетъ нерѣдко завистъ, ропотъ на Бога и др. грѣхи.

II. Разсмотримъ же, братіе, подробнѣе, какъ дѣйствуютъ на человѣка богатство и бѣдность въ дѣлѣ его спасенія.

а) Не должно скрывать отъ себя, что, при испорченности воли нашей, богатство можетъ поставлять великія препятствія на пути къ царствію Божію. Самъ Господь сказалъ: яко неудобь богатый внидетъ въ царствіе небесное. И апостолъ свидѣтельствуетъ, что хотящіи богатитися впадаютъ въ напасти и сѣти и въ похоти многи несмысленны и вреждающія, яже погружаютъ человѣка во всегубительство и погибель.

аа) Мы видимъ на опытѣ, что богатый скорѣе впадаетъ во многіе пороки, которыхъ легче избѣжать можетъ человѣкъ бѣдный. Имѣя всѣ средства къ исполненію своихъ желаній, трудно удержать ихъ въ должныхъ границахъ. Но каждое часто исполняемое желаніе растетъ и усиливается до того. что становится, наконецъ, непреодолимою страстію, которая въ свою очередь — съ силою увлекаетъ сердце въ бездну порока. Такъ именно раждаются и питаются, возрастаютъ и укрѣпляются всѣ плотскія страсти, въ коихъ погрязаютъ человѣческія души. Сему искушенію менѣе подверженъ тотъ, кто не имѣетъ, чѣмъ утолить голодъ и жажду, тѣмъ менѣе угождать прихотямъ плоти своей.

бб) Привыкши находить въ золотѣ легкое средство къ удовлетворенію всѣхъ желаній своихъ, человѣкъ легко привыкаетъ почитать его своимъ кумиромъ — единственнымъ предметомъ всѣхъ заботъ и попеченій, цѣлію всѣхъ стремленій и надеждъ своихъ, къ которому прилѣпляется и которому служитъ его сердце. И это бѣдное сердце, поработившись всецѣло своему кумиру, наполняясь однимъ пристрастіемъ къ сокровищамъ, закрывается для всѣхъ чувствованій любви и милосердія къ ближнему, становится глухо и недоступно къ мольбамъ нужды и бѣдности — жестоко и невнимательно къ страданіямъ человѣческимъ. Не безъ причины апостолъ укоряетъ богатыхъ, что они затворяютъ утробы своя предъ мольбами несчастныхъ.

вв) Съ другой стороны, пристрастившись къ золоту, человѣкъ всегда и во всемъ на одно золото возлагаетъ свою надежду, въ немъ полагаетъ все свое счастіе, все благо души своей, забывая о Богѣ и Его всеблагомъ промыслѣ, не помышляя о стяжаніи сокровища неоскудѣваемаго — на небесахъ. Напротивъ, человѣкъ бѣдный, не находя ни въ себѣ самомъ, ни внѣ себя помощи и защиты, скорѣе обращается къ небу, усерднѣе простираетъ руки къ Отцу небесному, охотнѣе предается въ Его всесвятую волю.

гг) Богатство и великолѣпіе всегда привлекаютъ хвалы и ласкательства человѣческія, коими питается тщеславіе и гордость: невольно закружится голова отъ одуряющаго свойства этого поддѣльнаго ѳиміама. Напротивъ, убожество, презрѣніе и уничиженіе отъ человѣковъ погружаетъ душу во глубину смиренія и самоосужденія, и отъ убожества внѣшняго обращаетъ сердце къ нищетѣ духовной. Потому-то, безъ сомнѣнія, въ церкви апостольской не мнози были премудры по плоти, не мнози сильни, не мнози благородни, но буяя міра избра Богъ, да премудрая посрамитъ, и немощная міра избра Богъ, да посрамитъ крѣпкая, да не похвалится всяка плоть предъ Богомъ (1 Кор. 1, 26. 27, 29).

б) Но, съ другой стороны, не должно забывать и того, что богатый, встрѣчая много препятствій на пути къ царствію Божію, — въ самомъ богатствѣ земномъ имѣетъ такія средства къ пріобрѣтенію сокровищъ небесныхъ, какихъ не имѣетъ человѣкъ бѣдный, и свободенъ отъ многихъ искушеній, которымъ подвергается послѣдній. Ибо, если и за одну чашу холодной воды, поданную во имя Христово, человѣкъ не лишится мзды своея, то сколько мзды на небѣ можетъ пріобрѣсти себѣ человѣкъ богатый, если отверзетъ сердце и руку свою къ мольбамъ несчастныхъ, если съ вѣрою и любовію къ Господу и милосердіемъ къ братіямъ своимъ будетъ охотно раздѣлять избытки свои съ неимущими! Сколько можетъ пріобрѣсти себѣ друзей на небѣ, иже пріимутъ его въ вѣчныя кровы! Если всякаго прославляющаго имя Божіе на земли Господь обѣщаетъ прославить славою вѣчною на небеси, то человѣкъ богатый сколько имѣетъ и побужденій и средствъ прославлять всесвятое имя Божіе и словомъ и дѣломъ, и жертвою благодаренія устенъ исповѣдающихся имени Божію, и жертвами благотворенія ближнимъ во имя Господне!

в) Съ своей стороны и бѣдность имѣетъ свои, и притомъ самыя трудныя и неудобопроходимыя преграды на пути къ царствію Божію, свои искушенія, которыхъ не возможно преодолѣть безъ помощи благодати Божіей. Если трудно не прилагать сердца, когда течетъ богатство; то менѣе-ли трудно не желать богатства, не завидовать богатымъ, не роптать на свою участь, переносить бѣдность и убожество съ терпѣніемъ, смиреніемъ и покорностью волѣ Божіей. Если трудно побѣждать страсти, когда есть средства къ ихъ удовлетворенію, то менѣе ли трудно бороться съ ними при невозможности удовлетворить имъ? «Вѣру ми ими, авво Зосиме, — говорила преподобная Марія египетская: семнадесять лѣтъ пребыхъ въ пустынѣ сей, аки со звѣрьми борющися съ плотскими похотьми моими: огнь бо въ окаянномъ сердцѣ моемъ возгарашеся и всю мя опаляше».

III. Такъ премудро соразмѣрилъ и уравновѣсилъ всеблагій Промыслъ Божій всѣ состоянія на земли, что всѣ они равны между собою по отношенію къ небу и жизни вѣчной, и во всякомъ изъ нихъ можно спастися и погибнуть. Такъ премудро устроилъ Господь всѣ пути жизни человѣческой, что всѣ они, при помощи благодати Божіей, ведутъ къ царствію Божію, равно какъ, при развращеніи воли человѣческой, приводятъ къ аду. И богатство и бѣдность, и слава и безчестіе, и высота и уничиженіе, все можетъ быть обращено нами въ средство или къ спасенію, или къ погибели.

а) Будетъ средствомъ ко спасенію богатство, если не будемъ собирать только для себя однихъ и будемъ богатѣть въ Бога, какъ учитъ насъ Господь. То есть, если будемъ употреблять богатство по волѣ Божіей — къ насыщенію алчущихъ, къ одѣянію нагихъ, къ призрѣнію сирыхъ, ко пріятію странныхъ, къ облегченію страждущихъ, къ снабженію благолѣпія храмовъ Божіихъ, къ вспомоществованію въ нуждахъ и злоключеніяхъ общественныхъ; если будемъ, по завѣщанію апостола, не высокомудрствовати, ниже уповати на богатство погибающее, но на Бога жива, дающаго намъ вся обильно въ наслажденіе, благое дѣлати, богатитись въ дѣлахъ добрыхъ, благоподатливымъ быти, общительнымъ, сокровиществующе себѣ основаніе добра въ будущемъ, да пріиметъ вѣчную жизнь (1 Тимоѳ. 6, 17—19), если при изобиліи во всемъ испытаемъ алчбу и жажду добровольнаго воздержанія, при богатствѣ — нужды умѣренности, среди почестей — уничиженіе смиренія и самоосужденія, въ состояніи здравія — скорбь состраданія и соболѣзнованія къ страждущимъ.

Будетъ средствонъ ко спасенію и бѣдность, если будемъ переносить ее со смиреніемъ и терпѣніемъ, безъ зависти и роптанія, съ благодушіемъ и покорностію волѣ Божіей.

б) Обратится въ погибель богатство, если оно будетъ употребляемо только на то, чтобы почивать, ѣсть, пить и веселиться.

Приведетъ къ погибели и бѣдность, если она послужитъ поводомъ ко лжи и обману, къ хищенію и разврату, къ лѣности и тунеядству, къ зависти и роптанію на Бога.

Все зависитъ отъ произволенія человѣческаго; во всякомъ состояніи въ мірѣ семъ, при всѣхъ обстоятельствахъ временной жизни нашей, виною погибели наша собственная воля. У Господа нѣсть зрѣнія на лица. Предъ Нимъ и богатый и бѣдный, и рабъ и свободь — въ равномъ достоинствѣ. Онъ всѣмъ хощетъ единаго — спастися и въ разумъ истины пріити. Аминь. (Сост. по «Пол. собр. проп.» Дим. архіеп. херс, т. III).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 473-475.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0