Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать шеcтой день.

Поуч. 2-ое. Св. Димитрій солунскій.

(О значеніи церковныхъ молитвъ и милостыни, творимыхъ за усопшихъ въ церкви).

I. По древнему обычаю, сегодня мы творимъ поминовеніе усопшихъ отцевъ и братій нашихъ. Это святой, освященный вѣками, обычай: онъ вполнѣ согласенъ и съ ученіемъ православной церкви.

II. Но какъ должно поминать? Въ чемъ должно состоять поминовеніе?

а) Прежде всего поминовеніе должно состоять въ раздачѣ милостыни за умершаго. Великую силу имѣетъ этого рода поминовеніе. «Чѣмъ больше имѣетъ грѣховъ умершій, тѣмъ нужнѣе для него милостыня; благодѣтельствуй вдовамъ и нищимъ: это самая важная принадлежность погребальная», говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ.

И блаженный Августинъ также пишетъ: «милостыни, совершаемыя за души умершихъ, вспомоществуютъ имъ къ тому, чтобы Господь былъ къ нимъ милостивѣе, нежели сколько они заслужили по грѣхамъ своимъ». «Когда ты подаешь милостыню за усопшаго родственника, помни, что это подаешь не ты, а черезъ тебя — самъ умершій, не успѣвшій сдѣлать этого при жизни» (Св. Злат. 21 б. на Дѣян.). А подавая милостыню чрезъ тебя, умершій родственникъ твой взаймы даетъ Богу (Прит. 19, 17); Господь-же сторицею вознаградитъ его во царствіи Своемъ!

Подавайте, братія, милостыню за усопшихъ: этимъ вы спасете ихъ отъ проклятія и огня не угасающаго, пріобрѣтете имъ прощеніе грѣховъ, введете ихъ въ рай. «Многіе изъ усопшихъ, говоритъ св. Златоустъ, получили великую помощь отъ милостыни, раздаваемой за нихъ другими». А вотъ что самъ мертвецъ повѣдалъ блаженному Киръ-Лукѣ о значеніи милостыни для умершихъ.

Киръ-Лука увидѣлъ, проходя чрезъ кладбище, мертвеца, сожженнаго какъ сгорѣвшій черный уголь, который сказалъ ему: «въ завѣщаніи моемъ было написано, чтобы родные раздали нищимъ деньги оставленныя мною, во спасеніе души моей, а они до сихъ поръ не исполнили моей воли. Прошу тебя, скажи имъ, чтобы раздали деньги, иначе я навсегда останусь въ томъ состояніи, въ какомъ видишь меня теперь» (Прол. 24 авг.). Но это одинъ примѣръ. А кто можетъ исчислить всѣ свидѣтельства, находящіяся въ жизнеописаніяхъ святыхъ мужей, ясно доказывающія, что и по смерти приносятъ величайшую пользу усопшимъ совершаемыя за нихъ милостыни?

Творите же милостыню, братія, за умершихъ, и Господь помилуетъ ихъ.

б) Затѣмъ нужно обращаться къ молитвамъ церковнымъ и въ особенности къ молитвамъ соединеннымъ съ принесеніемъ бескровной жертвы.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходитъ небеса, восходитъ къ самому престолу Вседержителя, нисходитъ даже до бездны ада и изводитъ оттуда узниковъ въ свободу. Ибо она приносится Отцу небесному во имя возлюбленнаго, единороднаго Сына Его, предъ безмѣрно великою жертвою, принесенною Имъ за грѣхи всего міра, предъ предлежащимъ на престолѣ пречистымъ тѣломъ Его, за насъ ломимымъ во оставленіе грѣховъ, и Его божественною кровію, за васъ изливаемою во оставленіе грѣховъ. Она сопутствуется и подкрѣпляется молитвами всѣхъ святыхъ Божіихъ, паче же всѣхъ всемощною молитвою честнѣйшей херувимовъ Матери Божіей. Съ какимъ притрепетнымъжеланіемъ душа твоего сродника, можетъ быть, ожидаетъ, пока пойдешь ты въ храмъ Божій поручить священнодѣйствующему помянуть ее при семъ великомъ и страшномъ священнодѣйствіи и самъ помолишься о ней купно со всею церковію! Какая неизъяснимая радость, восторгъ и блаженство обымутъ ее, когда и ея часть изъ просфоры вмѣстѣ съ другими опустится въ святую чашу, погрузится въ святѣйшей крови Сына Божія, съ молитвою священнодѣйствующаго: омый, Господи, грѣхи поминавшихся здѣ кровію Твоею! Вотъ безцѣнная услуга, вотъ незамѣнимая ничѣмъ помощь, которую можешь оказывать умершимъ сродникамъ своимъ, если захочешь, каждый день!

Вотъ, что мы можемъ, братія, сдѣлать для умершихъ сродниковъ и друзей нашихъ!

III Будемъ же, возлюбленные, сохранять свято молитвенное общеніе наше съ умершими и благотворить въ память ихъ. Пребудемъ во истинной любви къ нимъ, да обрящемъ и мы ихъ духовную помощь и въ жизни, и по смерти. Да вспомянутъ и они насъ съ съ любовію тамъ, какъ мы съ любовію поминаемъ ихъ здѣсь. (Свящ. Гр. Д-ко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 472-473.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0