Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать шеcтой день.

Поуч. 1-ое. Св. великомученикъ Димитрій солунскій.

(Объ отношеніи христіанъ къ удовольствіямъ).

I. Уроженецъ города Солуня, святой Димитрій, память коего нынѣ, былъ правителемъ родного города. Онъ заботился о благѣ гражданъ своего города — не только настоящемъ, но и будущемъ, уча ихъ вѣрѣ Христовой. Прибывшій въ Солунь императоръ Максиміанъ заключилъ его за это въ темницу. Послѣ того императоръ предался одной недостойной забавѣ: онъ смотрѣлъ, какъ одинъ силачъ, по имени Лій, бросалъ людей съ возвышеннаго мѣста внизъ на копья. Но нашелся юноша христіанскій, который лишилъ царя недостойной забавы. Несторъ, такъ звали этого юношу, задумалъ погубить Лія; онъ отправился къ св. Димитрію и началъ просить у него благословенія вытти на состязаніе съ силачемъ. Св. Димитрій похвалилъ намѣреніе юноши, ободрилъ его и предсказалъ ему какъ побѣду надъ Ліемъ, такъ и мученическую кончину. Дѣйствительно Несторъ съ помощію Божіею сбросилъ Лія на копья. Императоръ разгнѣвался и приказалъ Нестора вмѣстѣ съ Димитріемъ исколоть копьями. Чрезъ нѣсколько времени при копаніи рвовъ найдены были мощи св. Димитрія, которыя источали цѣлебное мνро.

II. По поводу грубыхъ и безнравственныхъ удовольствій, которыми наслаждался языческій императоръ Максиміанъ, о чемъ повѣствуется въ жизни св. великомученика Димитрія солунскаго, побесѣдуемъ объ отношеніи христіанъ къ чувственнымъ удовольствіямъ вообще.

а) Общій предлогъ и общая цѣль всѣхъ удовольствій и увеселеній есть необходимое отдохновеніе отъ трудовъ. Трудъ самъ по себѣ необходимъ для насъ, какъ заповѣдь Самого Творца нашего. Еще невинному человѣку было поставлено въ обязанность дѣлати и хранити ввѣренный ему рай. И этотъ трудъ былъ для него источникомъ наслажденія: ибо онъ видѣлъ и чувствовалъ, какъ дѣланію его покорялась вся природа, какъ дѣланіемъ его возвышалось и совершенствовалось все окружающее его. По паденіи человѣка, трудъ уже вмѣненъ ему въ наказаніе и потому сопровождается изнуреніемъ силъ, истощеніемъ тѣлесныхъ органовъ, утомленіемъ и дряхлостію тѣла: въ потѣ лица твоего снѣси хлѣбъ твой, сказалъ ему Господь Богъ, дондеже возвратишися въ землю, отъ неяже взятъ еси. При томъ и этотъ изнурительный трудъ рѣдко сопровождается удовольствіемъ, а чаще всего печалію и скорбію душевною; ибо проклятая въ дѣлахъ человѣка земля не вполнѣ покоряется самымъ тяжкимъ его трудамъ и усиліямъ. Посему не только тѣло человѣка имѣетъ нужду въ отдохновеніи и обновленіи силъ, а и душа его, утомляемая суетою дѣлъ своихъ, также нуждается въ отдохновеніи, освѣженіи и обновленіи. Тѣло укрѣпляется пищею и сномъ, а душа ищетъ забвенія своихъ печалей, освѣженія к ободренія силъ своихъ – въ другихъ, болѣе свойственныхъ ей, наслажденіяхъ; призываетъ на помощь искусство, разнообразитъ увеселенія и хочетъ создать себѣ нѣчто похожее на потерянный рай. Все это естественно, даже необходимо, а потому и не можетъ быть осуждаемо. Вся ми лѣть суть.

б) Но прежде нежели предаться удовольствіямъ, необходимо испытать себя, точно-ли тѣло и душа твоя утомлены, хотя изнурительными, но полезными, важными и необходимыми трудами, и заслуживаютъ того, чтобы дозволить имъ то или другое удовольствіе? Не есть ли скука и тягость душевная плодъ бездѣйствія, а не трудовъ, — праздности, а не излишнихъ занятій? Въ такомъ случаѣ надобно не только отказывать себѣ въ удовольствіи, а побудить себя трудиться, когда веселятся другіе, подчинить себя строгому воздержанію: не трудивыйся ниже да ястъ, говоритъ апостолъ.

в) Надобно разсуждать и о томъ, — послужитъ ли предполагаемое увеселеніе и удовольствіе къ укрѣпленію, а не къ большему истощенію силъ тѣлесныхъ; возвыситъ ли упадшій духъ твой, или, напротивъ, еще болѣе ослабитъ его, оживитъ ли сердце твое тою чистою, глубокою и животворною радостію, которая наполняетъ, умиротворяетъ, возвышаетъ и ободряетъ душу, дѣлаетъ ее бодрою въ трудахъ, благодушною въ печаляхъ и скорбяхъ; или, напротивъ, еще болѣе взволнуетъ сердце твое и возмутитъ душу твою, такъ что нужно будетъ искать новыхъ средствъ къ успокоенію ея? Въ послѣднемъ случаѣ, очевидно, лучше отказаться отъ увеселенія, бѣжать отъ удовольствій, которыя будутъ сопровождаться очевиднымъ вредомъ. Вотъ почему св. апостолъ совѣтуетъ искать дѣйствительнаго успокоенія тѣлу и духу своему, истинно живительной отрады сердцу, животворнаго обновленія и укрѣпленія силъ душевныхъ — въ наслажденіяхъ не плотскихъ, а духовныхъ: не упивайтесъ виномъ. а паче исполняйтеся духомъ, глаголюще себѣ во псалмѣхъ и пѣсняхв духовныхъ, воспѣвающе и поюще въ сердцахъ вашихъ Господеви.

г) Надобно, наконецъ, разсуждать и о томъ, не отвлечетъ-ли предположенное увеселеніе отъ какихъ-либо важнѣйшихъ занятій, не помѣшаетъ ли исполненію высшихъ и священнѣйшихъ обязанностей? Въ такомъ случаѣ самое невинное удовольствіе дѣлается не только вреднымъ, а и преступнымъ. Если, напримѣръ, мать любитъ предаваться удовольствіямъ и забавамъ, когда малыя дѣти ея въ рукахъ наемничихъ подвергаются опасности пострадать тѣлесно или нравственно, то можно-ли назвать такое удовольствіе невиннымъ? Если тотъ, кому ввѣрено какое-либо служеніе обществу, требующее постояннаго вниманія, всегдашней готовности исполнять требованія нуждающихся, и нынѣ и завтра, оставляя все, идетъ развлекаться забавами, то будетъ-ли это провожденіе времени — безвредное! Если отецъ семейства, вмѣсто тихихъ, согрѣвающихъ душу семейныхъ радостей, каждый почти день ищетъ развлеченія внѣ своего дома, оставляя домашнихъ своихъ какъ чуждыхъ ему, то не будутъ-ли удовольствія его достойны осужденія? Если православный христіанинъ проводитъ въ увеселеніяхъ то время, когда церковь призываетъ его на славословіе Божіе и молитву, когда торжествуетъ она великія тайны спасенія нашего, прославляетъ и благодаритъ Бога за величайшія чудеса Его любви и милосердія; то не будутъ-ли забавы его посмѣяніемъ надъ своею вѣрою, явнымъ презрѣніемъ къ уставамъ своей церкви, достойнымъ казни оскорбленіемъ величія Божія? Такъ-то, брат. мои, и невинное само по себѣ можетъ сдѣлаться преступнымъ, и безвредное вреднымъ. Вся ми лѣть сутъ, но не вся на пользу.

д) Но главная опасность чувственныхъ удовольствій состоитъ въ томъ, что они могутъ привязать къ себѣ самое наше сердце, сдѣлаться неотразимою потребностію души нашей, предметомъ страстнаго увлеченія, возобладать душею нашею и лишить насъ свободы духовной. Христіанинъ болѣе всего долженъ дорожить тою свободою, ею же свободи насъ Христосъ, — тою независимостію отъ всего земного, которая не прельщается ничѣмъ и не страшится ничего, тѣмъ самообладаніемъ, которое дѣлаетъ его господиномъ своихъ желаній и чувствованій, истиннымъ царемъ своего внутренняго міра. При этой только свободѣ духа онъ можетъ побѣждать всякое искушеніе, всегда и во всемъ исполнять волю Божію и итти прямымъ путемъ заповѣдей Господнихъ. Явно, что достигнуть такой свободы духа можно только постояннымъ самоотверженіемъ и терпѣніемъ, постояннымъ побѣжденіемъ своихъ склонностей и отверженіемъ своей воли, умѣніемъ всегда отказывать себѣ во всемъ. Но если будемъ удовлетворять всегда склонности своей къ чувственнымъ удовольствіямъ, то не будемъ-ли добровольно подчиняться и покорствовать ей и не дадимъ-ли ей власти со дня на день становиться сильнѣе, требовательнѣе и неотвязчивѣе?

III. Братіе — христіане! Быть обладаемымъ чѣмъ бы то ни было, кромѣ владычествующей надъ всѣми воли Божіей, есть постыдное рабство для богоподобной, разумной и свободной души нашей. Но предать ее въ рабство плотскому удовольствію, быть обладаемымъ грѣховною страстію значитъ уже сдѣлаться рабомъ грѣху, отъ чего да избавитъ насъ Господь. (Сост. по Полн. собр. проп. Димитрія херс., т. ІѴ и Ч.-М.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 470-471.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0