Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 2-е. Св. апостолъ Іаковъ, братъ Господень по плоти.

(Уроки для подражанія: а) христіанинъ не долженъ никогда измѣнять правдѣ и б) долженъ любить враговъ своихъ по заповѣди I. Христа).

I. Св. нынѣ прославляемый въ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ апостолъ Іаковъ былъ сынъ Іосифа обрученника отъ первой его супруги и потому называется братомъ Господнимъ. По преданію Іаковъ сопутствовалъ Пресвятой Богородицѣ, когда Она съ Іосифомъ, по повелѣнію Божію, бѣжала въ Египетъ, чтобы спасти Божественнаго Младенца отъ злобы Иродовой. Отъ юности своей св. Іаковъ возлюбилъ строгое благочестивое житіе. Отвергая всякое плотское услажденіе и упокоеніе, онъ не вкушалъ ни вина, ни мяса, не стригъ волосъ, не ходилъ въ баню, не намащалъ тѣла своего елеемъ, не носилъ мягкихъ одеждъ, но острую власяницу. Въ молитвѣ онъ подвизался столь усердно, что отъ частыхъ колѣнопреклоненій кожа на колѣнахъ его огрубѣла, какъ верблюжья. За такую добродѣтельную жизнь Іаковъ пользовался столь великимъ уваженіемъ между іудеями и ихъ начальниками, что ему одному отъ первосвященника было дано позволеніе входить во святая святыхъ — внутреннее отдѣленіе храма, куда св. Іаковъ уединялся для молитвы. Всему народу онъ былъ извѣстенъ подъ именемъ праведнаго. Еще большимъ почтеніемъ св. Іаковъ пользовался въ первоначальномъ обществѣ христіанскомъ. Онъ былъ первостоятелемъ, т. е. епископомъ, церкви іерусалимской и вокругъ него всегда собиралось множество народа, не только затѣмъ, чтобы послушать слова его, но и чтобы коснуться края ризъ его. Успѣхъ его проповѣди о Христѣ возбудилъ вниманіе и зависть іудейскихъ начальниковъ, которые умыслили погубить его. Съ этою цѣлію воспользовавшись отсутствіемъ римскаго правителя въ Іерусалимѣ, враги вѣры Христовой окружили св. Іакова въ церкви и просили его, что-бы онъ, въ присутствіи всего народа, во множествѣ собравшагося въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи, торжественно предъ всѣми исповѣдалъ, что христіане заблуждаются, вѣруя въ I. Христа, Сына Божія. Они насильно взвели святого праведника на кровлю храма, чтобы всѣ могли услышать его правдивое слово. Но сильно ошиблись въ своемъ разсчетѣ враги Христовы: изъ устъ святого исповѣдника вѣры Христовой они услышали небоязненное предъ всѣмъ сонмомъ іудеевъ слово о Божествѣ I. Христа, Сына Божія. «Для чего, въ слухъ всѣхъ возгласилъ св. Іаковъ, спрашиваете меня о Сынѣ человѣческомъ? Онъ по-страдалъ, умеръ и воскресъ, и нынѣ сидитъ на небесахъ одесную Бога и опять придетъ на землю судить живыхъ и мертвыхъ». Слыша такія слова, многіе увѣровали во Христа и съ радостію воскликнули: «осанна Сыну Давидову». А книжники и фарисеи говорили между собою: «худо мы сдѣлали, давши Іисусу такое свидѣтельство отъ почитаемаго всѣми мужа», Дабы страхомъ отвратить отъ вѣры сему свидѣтельству, они съ яростію набросились на праведника и низвергнули его съ крыши, крича: «и праведный заблуждается». Разбившись отъ паденія съ высоты, св. Іаковъ не вдругъ умеръ, но имѣлъ еще силы приподняться на колѣна и произнести молитву за враговъ своихъ. Не смотря на то, ожесточенные іудеи бросали на него камни и одинъ изъ нихъ ударомъ по головѣ прекратилъ жизнь святого исповѣдника и мученика Христова. Это было въ 62 году по Р. Христовѣ.

II. Изъ обстоятельствъ мученической кончины св. ап. Іакова. открываются два урока для нашего назиданія: не измѣняй никогда правдѣ и люби враговъ.

а) Св. Іаковъ не измѣнилъ правдѣ предъ лицемъ враговъ I. Христа, не убоялся ихъ злобы, не уклонился отъ прямого отвѣта, но по свойству своего твердаго и высоконравственнаго характера далъ ясный и рѣшительный отвѣтъ вопрошавшимъ объ истинѣ. Книжники же и фарисеи, чтившіе Іакова, какъ мужа праведнаго, быстро измѣнили понятіе о праведникѣ, попрали правду и истину, какъ скоро оказалось, что эта правда колола имъ глаза, была противна ихъ предубѣжденіямъ. Они убили праведника, котораго за нѣсколько минутъ предъ тѣмъ хвалили за правдивость, но они не въ силахъ были подавить правду Божію. Эта правда, возвѣщенная о I. Христѣ св. Іаковомъ и другими безчисленными исповѣдниками послѣдующихъ временъ, восторжествовала въ мірѣ, не смотря на жестокія многовѣковыя гоненія. Да будетъ же намъ, братіе, это торжество правды живымъ и дѣйствительнымъ побужденіемъ къ тому, чтобы на всѣхъ путяхъ жизни нашей не только соблюдать правду въ словѣ и дѣлѣ, но и небоязненно исповѣдывать ее предъ всѣми. Нынѣ намъ не предстоитъ такого подвига исповѣданія истины, къ какому призываемы были въ прежнее время члены первенствующей церкви Христовой. Но предъ нами и теперь открывается много случаевъ свидѣтельствовать правду и истину во имя I. Христа и предъ лицемъ Его Божественнаго закона, напечатлѣннаго въ евангеліи. Такъ, призываемые къ свидѣтельству въ судахъ, поставляемые въ должности судей и другихъ дѣятелей правды гражданской, приглашаемые къ подачѣ своего голоса въ общественныхъ дѣлахъ, мы, по долгу званія христіанскаго, должны свято блюсти правду и не измѣнять ей ни въ чемъ изъ корысти и страха, будучи убѣждены, что если бы ради сохраненія правды и пришлось намъ пожертвовать чѣмъ-нибудь и даже пострадать, то эта жертва благоугодна Богу, благотворна для ближнихъ, для всего общества, счастіе котораго и возвышается воцареніемъ среди людей правды.

б) Примѣръ св. ап. Іакова, молившагося за своихъ враговъ въ предсмертныя минуты, и слѣдовательно любившаго ихъ христіанскою любовію, да побудитъ же и насъ любить по-христіански нашихъ враговъ.

Что значитъ любить враговъ? — Любить враговъ значитъ уважать враговъ, какъ созданныхъ по образу Божію, какъ нашихъ братьевъ и сестеръ, какъ соискупленныхъ Іисусомъ Христомъ, какъ людей, которымъ отъ Господа Бога назначено одно съ нами вѣчное блаженство, — уважать ихъ, питать къ нимъ братское благорасположеніе, и посему оказывать состраданіе къ нимъ по ихъ погибельному состоянію, искренно желать ихъ обращенія къ Богу, молиться о ихъ просвѣщеніи и исправленіи, способствовать трудящимся надъ ихъ обращеніемъ, прощать ихъ за дѣлаемыя ими намъ обиды, нимало не питать въ себѣ къ нимъ злобы и ненависти и охотно помогать имъ въ ихъ нуждахъ, чѣмъ можемъ. Вообще заповѣдью о любви ко врагамъ внушается намъ искреннее христіанское благорасположеніе къ нимъ, какъ къ братьямъ нашимъ. Вотъ въ чемъ состоитъ истинная любовь ко врагамъ!

Конечно, нельзя отвергать, что трудно желать добра тому, кто желаетъ намъ зла; трудно оставить въ покоѣ доброе имя того, кто чернитъ наше; особенно трудно дѣлать добро тому, кто дѣлаетъ намъ зло, и молиться о благѣ того, кто старается разрушить благо наше. Но это необходимо. Ибо аще любви не имамъ, ничтоже есмь, говоритъ св. апостолъ (1 Кор. 13. 2). А кто не любитъ враговъ, у того нѣтъ любви къ ближнему!

Чтобъ мы не оставили заповѣди о любви ко врагамъ безъ исполненія, и исполняли ее усердно, Сынъ Божій побуждаетъ насъ къ исполненію ея радостнѣйшими обѣтованіями, собственнымъ примѣромъ и сильною угрозою за неисполненіе.

аа) Любящимъ враговъ Господь обѣщаетъ прощеніе грѣховъ: аще отпущаете человѣкомъ согрѣшенія ихъ, сказалъ Онъ, отпуститъ и вамъ Отецъ вашъ небесный (Мѳ. 6, 14).

бб) Далѣе, кто любитъ враговъ, тѣ, какъ удостовѣряетъ Господь, получатъ величайшую награду — будутъ сынами Божіими.

Ибо, сказавъ: любите враги ваша, Онъ тотчасъ присовокупилъ: и будетъ, мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благъ есть на неблагодарныя и злыя (Лук. 6, 35). Но ежели любящіе враговъ будутъ чадами Божіими; то, несомнѣнно, они будутъ, по увѣренію апостола, и наслѣдницы Богу, сонаслѣдницы Христу (Рим. 8, 17).

вв) Кто не любитъ своихъ враговъ, тотъ на страшномъ судѣ подвергнется ужасной бѣдѣ. Слѣдовательно, тогда съ нимъ поступлено будетъ такъ же, какъ, по сказанію Господа, поступлено съ рабомъ немилосердымъ къ своему должнику. Прогнѣвався Господь его, предаде его мучителемъ, дондеже воздастъ весь долгъ свой (Мѳ. 18, 34).

III. Молитвами св. ап. Іакова да поможетъ намъ Богъ никогда не измѣнять правдѣ и истинѣ и исполнять св. и спасительную заповѣдь нашего Господа: любить нашихъ враговъ, и тѣмъ привлечь къ себѣ милость и любовь Божію (Сост. свящ. Г. Д-ко по проп. Григорія, архіеп. каз. т. І и др. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 461-463.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0