Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать третій день.

Поуч. 1-ое. Св. ап. Іаковъ, братъ Господень.

(Черты истиннаго праведника).

I. 23-го октября св. церковь празднуетъ память свят. апостола Іакова, брата Господня. Св. Іаковъ былъ сынъ Обручника Пресвятыя Дѣвы Маріи — св. Іосифа отъ покойной его жены. Съ юности онъ полюбилъ строгую жизнь: вкушалъ только хлѣбъ и воду, не употреблялъ ни вина, ни масла; на тѣлѣ носилъ острую власяницу, всю ночь проводилъ въ молитвѣ и сохранилъ чистоту дѣвства. А когда Господь училъ народъ о царствіи Божіемъ и явилъ Себя Мессіею, тогда св. Іаковъ увѣровалъ въ Него и, внимая божественнымъ словамъ Его, еще строже сталъ жить. Всѣ называли св. Іакова праведнымъ, ибо всѣ видѣли праведную жизнь его и онъ причисленъ былъ къ лику 70 апостоловъ. Отъ Господа Іисуса Христа онъ былъ поставленъ епископомъ и наученъ священнодѣйствію. Онъ былъ первымъ святителемъ и пастыремъ іерусалимской церкви. Онъ первый изложилъ и написалъ литургію, которую потомъ св. Василій Великій и Іоаннъ Златоустъ сократили ради человѣческой немощи. Св. Іаковъ наставилъ на путь истинный многихъ іудеевъ и язычниковъ и написалъ соборное посланіе къ 12 колѣнамъ израильскимъ. Всѣ почитали его, не только вѣрные, но и невѣрные. Архіереи и священники жидовскіе не возбраняли ему входить во Святое святыхъ, и онъ молился тамъ за весь міръ. За святость народъ любилъ его и многіе изъ старѣйшинъ іудейскихъ вѣровали ученію его. Но книжники и фарисеи съ архіереемъ гнѣвались на него за это, и рѣшились убить его. Насталъ праздникъ Пасхи. Народу во Іерусалимъ собралось множество. Книжники и фарисеи подошли къ св. Іакову въ церкви и сказали: «праведникъ, молимъ тебя, — въ день праздника скажи поученіе къ народу, отврати его отъ Христа, Которымъ многіе прельстились, называя Его Сыномъ Божіимъ. Стань на высокой кровлѣ церковной, чтобы всѣ видѣли и слышали тебя; скажи народу, что онъ заблуждается, вѣруя въ распятаго Христа». Св. апостолъ взошелъ на высоту и сказалъ громкимъ голосомъ: «что спрашиваете меня о Сынѣ человѣческомъ, Который волею пострадалъ, распялся и въ третій день воскресъ изъ гроба? Онъ нынѣ сѣдитъ на небесахъ и опять придетъ на облакахъ небесныхъ судить живыхъ и мертвыхъ». — Народъ обрадовался и закричалъ: «слава Богу! Осанна Сыну Давидову». — Но фарисеи и книжники въ гнѣвѣ свергнули св. апостола съ крыла церковнаго въ устрашеніе народу, и когда праведникъ упалъ, то онъ поднялся на колѣни, поднядъ руки къ небу и, молясь, сказалъ: «Господи, отпусти имъ грѣхъ сей, ибо не знаютъ что творятъ». Но іудеи бросали на него камнями. Святое тѣло его погребено близъ церкви. Онъ управлялъ іерусалимскою церковію тридцать лѣтъ.

II. Братіе! Апостола Іакова при жизнй называли праведникомъ. Хорошо получить такое названіе, но хорошо тогда, когда кто заслуженно носитъ его. Можно называться праведникомъ, можно и самому пожалуй думать о себѣ, какъ о праведникѣ, и при всемъ томъ не быть на самомъ дѣлѣ таковымъ.

Какія же черты истинно праведнаго человѣка? Укажемъ ихъ, судя по жизни праведнаго Іакова.

а) Апостолъ Іаковъ съ самыхъ юныхъ лѣтъ возлюбилъ молитву, постъ самый строгій и тѣлесную чистоту. Вотъ что необходимо и для всякаго, желающаго достигнуть истинной праведности. Истинно праведный человѣкъ не ограничивается тѣмъ, что молится утромъ и вечеромъ, неопустительно бываетъ въ храмѣ во дни воскресные и праздничные; онъ кромѣ этого и въ продолженіе дня старается улучить хотя малое время для молитвы, — въ извѣстный часъ онъ оставляетъ свое дѣло и повергается предъ Господомъ; онъ и среди ночи оставляетъ свое ложе и становится на молитву. Онъ старается быть постоянно въ молитвенномъ расположеніи духа. Такъ и относительно поста. Только бы позволяли ему силы, онъ строго соблюдаетъ всѣ посты установлениые церковію, особенно великій постъ и среду и пятницу каждой седмицы, — онъ постится съ любовію, принося самого себя въ жертву Богу, выражая подражаніе посту Спасителя, послушаніе св. церкви, чувство благодаренія Господу за Его милости, и наипаче скорбь о грѣхахъ своихъ. Пусть у него, какъ живущаго въ мірѣ среди соблазновъ, много случаевъ къ нарушенію поста, онъ найдетъ постъ и среди самой роскошыой трапезы, употребляя пищу и питіе въ самомъ маломъ количествѣ. А тѣлесная чистота, которую мы видѣли въ апостолѣ Іаковѣ? Кто же изъ богобоязненныхъ христіанъ не поищетъ и ее? Кто не соблюдетъ ее до брака и въ брачномъ состояніи? При каждомъ искушеніи богобоязненный христіанинъ восклицаетъ вмѣстѣ съ Іосифомъ: како сотворю глаголъ злый сей и согрѣшу предъ Богомъ? — Вотъ каковъ истинно благочестивый человѣкъ. Есть ли въ комъ изъ насъ все это? Если есть, то искренно благочестивъ такой христіанинъ; если нѣтъ, – онъ только кажется таковымъ.

б) Ап. Іаковъ горѣлъ ревностію по вѣрѣ и о спасеніи другихъ. Онъ эту ревность запечатлѣлъ мученическою смертію. А въ наше время истинно благочестивый развѣ не таковъ долженъ быть? Развѣ онъ можетъ спокойно смотрѣть, какъ ругаются нынѣ надъ вѣрою, какъ нагло, безстыдно измѣняютъ обязанностямъ вѣры? Развѣ не болѣзнь его сердцу видѣть, какъ безобразно нынѣ проводятъ время праздниковъ, постовъ, – какъ всѣ охладѣваютъ къ церкви, таинствамъ? Развѣ онъ не готовъ пожертвовать собою, жизнію, чѣмъ угодно, только бы всѣ знали Бога, помнили Его, любили Его, служили Ему? Да, истинно благочестивый и нынѣ въ душѣ страдаетъ и мучится, взирая на окружающее его беззаконіе. Счастливъ тотъ, кто имѣетъ такую ревность о вѣрѣ, о спасеніи другихъ, — онъ истинный христіанинъ, его благочестіе искреннее. Если же кто не достигъ сего, возскорби о себѣ, и возжелай и домогайся лучшаго.

в) Апостолъ Іаковъ, свергнутый съ высоты и побиваемый камнями, молился за своихъ враговъ. Вотъ еще непремѣнная и, можно сказать, самая главная черта истинно благочестиваго. Есть люди, которые и въ храмѣ часто бываютъ, и долго молятся, и посты сохраняютъ, кажутся благочестивыми, — но крайне самолюбивы, какъ-нибудь ненамѣренно оскорбите ихъ, и они постараются непремѣнно отомстить вамъ жестокимъ образомъ. Понятно, каково ихъ благочестіе: безъ любви въ сердцѣ, со злобою въ душѣ благочестіе немыслимо. Носящій въ сердцѣ злобу на другихъ — служитель врага, а не Христа. Господь никакихъ подвиговъ не принимаетъ безъ любви. Если все имѣніе мое раздамъ, если тѣло предамъ на сожженіе, а любви имѣть не буду, никакой пользы мнѣ нѣтъ, говоритъ апостолъ. Да и какъ же иначе? Богу любви развѣ можно угодить безъ любви? Что молитва злобнаго человѣка? Это кадило безъ огня. Что милостыня? Это жертва Каина, не восходящая до неба.

Христіанская любовь простирается даже на враговъ. Въ этомъ отличіе любви христіанской отъ языческой. Въ этомъ все достоинство любви. Тяжело любить враговъ: просите любви у Бога любви. Тотъ, Кто научилъ молиться за враговъ, подастъ ее и намъ. Итакъ, будетъ ли врагъ отнимать у насъ доброе имя, поносить насъ, укорять насъ, угрожать намъ, даже дѣломъ вредить намъ, отвѣтимъ на это христіанскимъ прощеніемъ, незлобіемъ, терпѣніемъ, если можно — и молчаніемъ. Пожалѣемъ злыхъ людей и помолимся о нихъ, да не погибнутъ они за злобу и въ злобѣ своей. Будетъ въ насъ любовь, будетъ и искреннее благочестіе, безъ любви же мы еще и не начинали жить для Христа. (См. Душ. чт. за 1886 г. октябрь).

III. Мы видѣли, брат., кто и какой христіанинъ истинно благочестивый, по примѣру праведнаго апостола Іакова. Будемъ, насколько возможно, подражать ему, да поможетъ и намъ Господь стяжать духъ истиннаго, а не фарисейскаго благочестія. Онъ былъ строгій подвижникъ, великій молитвенникъ и постникъ. Возревнуемъ и мы объ угожденіи Господу подобными подвигами. Онъ пламенѣлъ любовію къ вѣрѣ и ревность по вѣрѣ запечатлѣлъ мученичествомъ. Потщимся и мы утвердить себя въ ревности по вѣрѣ до готовности за вѣрность Христу и евангелію положить жизнь свою. Онъ былъ незлобивъ и молился за враговъ своихъ. Будемъ и мы упражнять себя въ добродѣтели незлобія и кротости, прощать обидчиковъ нашихъ, жить въ мирѣ съ ненавидящими миръ. (Сост. по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 459-461.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0