Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 25 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 5-ое. День праздника Казанской иконѣ Божіей Матери.

(Условія спасительности христіанской надежды).

I. За два съ половиною столѣтія предъ симъ ужасное бѣдствіе постигло наше отечество: въ немъ не стало законнаго Государя. Не имѣя главы, Россія подверглась всѣмъ ужасамъ безначалія: всякій порядокъ исчезъ въ ней, законы потеряли свою силу, страсти человѣческія, не имѣя преграды, стали разливаться самымъ возмутительнымъ потокомъ. Между тѣмъ, сосѣдніе народы, пользуясь безначаліемъ Россіи, отторгали одну за другою ея области, наконецъ овладѣли самою Москвою. Но въ то время, когда Россія находилась на краю погибели, Господь одушевилъ святою ревностію — спасти ее одного русскаго гражданина. «Отечество наше гибнетъ, взывалъ Мининъ въ Нижнемъ Новгородѣ, пришло время стать за вѣру и Россію. Ополчимся, старъ и младъ, наймемъ людей ратныхъ, продадимъ свои домы, заложимъ женъ, дѣтей и выкупимъ отечество». Воззваніе Минина несется по другимъ городамъ и селамъ, оживляетъ омертвѣвшія сердца, и вѣрныхъ сыновъ отечества собираетъ подъ знамена Россіи. Священна эта рать! Постъ и молитва — ея первое и главное оружіе; I. Христосъ и Его Пречистая Матерь — ея прибѣжище и сила. Облекшись въ это всеоружіе, наши воины грядутъ освободить изъ рукъ враговъ сердце Россіи — Москву. Подступили къ твердынямъ Москвы и повели осаду. Но бѣднымъ нашимъ соотчичамъ все не благопріятствовало. Осада шла медленно и неудачно. Раздоры вождей русскихъ препятствовали успѣху оружія. Средства къ содержанію уже истощались. Наступала осень. Но вѣрные сыны Россіи не предались унынію и не пали духомъ. Они сражались, молились и уповали на Бога. И ихъ упованіе не осталось тщетнымъ. Когда уже истощены были ими всѣ средства къ спасенію царствующаго града, въ одну ночь архіепископу Арсенію, бывшему въ стѣнахъ Кремля, является преподобный Сергій радонежскій и говоритъ: «Арсеніе! се Господь Богъ услыша молитву рабъ Своихъ и, молитвъ ради Всенепорочныя Матере Своея, заутра градъ сей предастъ въ руцѣ православнымъ христіанамъ и враговъ вашихъ низложитъ» (Пролог. окт. 22 ч.). Радостная вѣсть, какъ быстрая молнія, перелетаетъ изъ стѣнъ Кремля въ станъ русскихъ, пробѣгаетъ по всему войску и воодушевляетъ сердца воиновъ непреодолимымъ мужествомъ. Враги, не смотря на всю свою силу, не могутъ стоять на твердыняхъ, — и Кремль взятъ русскими.

II. Надежда на помощь свыше спасительна и совершенно необходима для каждаго изъ насъ, братіе. Угнетенный бѣдствіями былъ бы жалкою ихъ жертвою, если бы надежда на помощь свыше не придавала ему бодрости и силы. Грѣшникъ, уразумѣвшій свое гибельное положеніе, упалъ бы духомъ, дошелъ до отчаянія, если бы не ободряло его святое упованіе на милость Божію. Праведникъ, постоянно останавливаемый препятствіями на пути благочестія, непремѣнно ослабѣлъ бы и, можетъ быть, совсѣмъ палъ бы въ борьбѣ съ этими препятствіями, если бы его не укрѣпляла надежда на помощъ Божію. Надежда даетъ человѣку бодрость и силу; она — успокоеніе и счастіе человѣка. Благо есть уповати на Господа, говоритъ слово Божіе (Псал. 117, 9).

Но, братіе, кто сколько-нибудь слѣдилъ за движеніями и состояніями душевными, тотъ не могъ не замѣтить, что наша надежда на Бога нерѣдко остается напрасною и не увѣнчивается Божіею помощію намъ. Да какова наша надежда-то? Не въ ней ли большею частію и нужно искать причины неисполненія нашихъ прошеній?

а) Кто изъ насъ не знаетъ, что всѣ мы, по самой природѣ, болѣе склонны къ злу, нежели къ добру, — что часто наши желанія клонятся къ злу, а между тѣмъ мы и не подозрѣваемъ, что предметъ нашихъ желаній — зло? И рѣдко развѣ это мнимое добро составляетъ предметъ нашей молитвы къ Богу? Богатство, мірскія отличія, — вотъ, можно сказать, главные предметы, для которыхъ многіе живутъ и дѣятельно трудятся, о которыхъ такъ неутомимо заботятся. И развѣ рѣдко какіе-нибудь честолюбивые планы, корыстолюбивые разсчеты, сластолюбивыя предпріятія бываютъ предметомъ молитвы? «Господи, молится иной, помоги мнѣ поскорѣе умножить мое богатство! Господи, взываетъ другой, дай мнѣ поскорѣе достигнуть славы и отличій! Господи, говоритъ третій, заплати за обиды врагамъ моимъ». Такъ неблагоразумны и суетны бываютъ иногда наши молитвы. Таковы же, конечно, бываютъ и плоды нашей надежды на помощь Божію. Удивительно ли послѣ этого, что наша надежда на помощь свыше не доставляетъ намъ того мира и счастья, какіе даетъ надежда истинно христіанская?

б) Нерѣдко наша надежда, истекая изъ нечистаго источнина, не утверждается вѣрою. Вѣра есть основной камень, на которомъ зиждется наша надежда на Бога. И, кажется, все располагаетъ насъ къ этой вѣрѣ. Велія вѣра твоя, говоритъ Господь женѣ хананейской, буди тебѣ, якоже хощеши (Мате. 15, 28). Иди, вѣщаетъ Господь сотнику, и, якоже вѣровалъ еси, буди тебѣ (Матѳ. 8,13). Дерзай дщи, говоритъ онъ женѣ кровоточивой, вѣра твоя спасе тя (Лук. 8, 48). И каждому изъ насъ вѣщаетъ Его божественное слово: если вы просите и ожидаете, вѣрующе пріимите (Матѳ. 21, 22). Чтожъ нужно еще для того, чтобы убѣдить насъ соединять упованіе на Бога съ твердою вѣрою? Примѣры ясны и сильны, слова Божіи – непререкаемы. Но, не смотря на все это, въ насъ все еще обнаруживается и, къ сожалѣнію, весьма часто, недостатокъ твердой, несомнѣнной увѣренности, что мы получимъ ожидаемое. Хитрость, злоба и коварство людей вѣка сего дѣлаютъ нерѣдко то, что мы, привыкши съ недовѣрчивостью и сомнѣніемъ смотрѣть на всѣхъ, насъ окружающихъ, съ тѣми же сомнѣніями являемся и предъ Богомъ. Станетъ ли Богъ помогать намъ, бѣднымъ, думаемъ мы, забывъ, что Господь благъ всяческимъ (Псал. 144, 9), что сила Божія въ немощи совершается (2 Кор. 12, 9)? Вящшая вина наша, еже оставитися намъ (Быт. 4, 13), говоримъ мы иногда подобно Каину, забывъ, что нѣтъ грѣха, превышающаго Божіе милосердіе. Поможетъ ли Богъ такимъ маловѣрамъ? Сумняйся, уподобися волненію морскому, вѣтры возметаему и развѣваему. Да не мнитъ человѣкъ онь, яко пріиметъ что отъ Бога, отвѣчаетъ св. апостолъ Іаковъ (1, 6 и 7). Маловѣре, почто усумнился еси (Матѳ. 14, 37), какъ бы такъ укоряетъ насъ совѣсть, когда наши надежды остаются тщетными.

в) Та же совѣсть нерѣдко укоряетъ насъ и въ недостаткѣ любви къ Богу. Любовь — это подпора и укрѣпленіе нашихъ надеждъ на помощь Божію. Любы, по слову апостола, долготерпитъ (1 Кор. 13, 4). Но такова ли наша любовь, когда преслѣдуютъ насъ злоба и зависть, когда подвергаемся болѣзнямъ, нуждамъ, лишеніямъ? Обыкновенно, мы тотчасъ обращаемся къ Богу, просимъ и ожидаемъ отъ Него помощи; но пути Промысла непостижимы, — нерѣдко проходятъ дни, недѣли, даже мѣсяцы и годы, а помощи все нѣтъ, и вотъ мы, бѣдные, забывъ высочайшую премудрость и правду Божію, дерзаемъ возставать противъ суда Божія, какъ несправедливаго, порицаемъ медленность Божію, — лучъ живоносной надежды слабѣетъ въ душѣ нашей все болѣе и болѣе и, наконецъ, совсѣмъ угасаетъ, — мы впадаемъ въ отчаяніе. Такова-то бываетъ наша надежда на помощь Божію! Ей недостаетъ нерѣдко и твердаго основанія, и надежной подпоры и укрѣпленія.

III. Постараемся же, братіе, пріобрѣсть надежду на Бога благоразумную, твердую и постоянную, въ союзѣ вѣры и любви христіанской. Тогда никакія бѣдствія не возмутятъ и не нарушатъ нашего мира.

О, всепѣтая Мати, рождшая всѣхъ святыхъ святѣйшее Слово, — наша Помощнице усердная, Надеждо нанадежныхъ! помози намъ стяжать твердое и святое упованіе. Аминь. (Сост. по «Словамъ, поученіямъ и рѣчамъ» прот. Е. Мегорскаго).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 455-457.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0