Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 21 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 4-ое. День празднованія Казанской Богоматерней иконѣ.

(О любви Богоматери къ роду христіанскому и въ особенности къ православной Россіи).

I. Нынѣ, въ честь Богоматери, съ сего святаго мѣста, прилично побесѣдовать, братія, о неизмѣримой любви Ея къ міру христіанскому, или частнѣе, къ православному отечеству нашему. О, не даромъ святая православная церковь непрестанно взываетъ къ Ней: не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, развѣ Тебѣ, Владычице! Обращаться такъ можно только къ любви, никогда неистощимой, и къ милосердію, всегда готовому на помощь, на изліяніе дарованій, на проявленіе милости и благодѣяній.

II. Да, неизмѣримо велика Богоматерняя любовь къ намъ, грѣшнымъ!

Какъ море отъ берега до берега охватываетъ своею водною стихіею все необозримое, занимаемое имъ пространство, такъ и неистощимая любовь Ея отъ края до края наполняла и наполняетъ своими благодатными попеченіями все православное отечество наше.

а) Возведите окрестъ очи ваши, и вы увидите, что суша и вода, горы и юдолія въ православномъ отечествѣ нашемъ исполнены памятниковъ благодатныхъ Ея попеченій. Не грады только престольные и не тѣ грады историческіе, гдѣ созидалась судьба нашей церкви и государства, но и дебри и пустыни тщательно блюдутъ записи о Ея благодатныхъ посѣщеніяхъ, о Ея небесной промыслительной помощи, и изъ рода въ родъ передаютъ свидѣтельство, что сердцу Ея одинаково близки: и горе народное, и одиночный вздохъ бѣдняка, и мольба матери о страждущемъ дитяти, и вопль грѣшника, познавшаго свои заблужденія.

б) Возведите очи ваши и на другое, одинаково извѣстное и церкви и государству, умилительное зрѣлище: отъ Аракса до моря Бѣлаго, отъ Балтійскихъ водъ до громадныхъ льдовъ Сѣвернаго океана, въ отечествѣ нашемъ, тамъ и сямъ, на всемъ пространствѣ его, не только благолѣпно хранятся, но и благоговѣйно чтутся чудотворныя иконы Царицы небесной. Что означаетъ это явленіе? Конечно, это не историческіе только памятники бывшихъ уже промыслительныхъ попеченій Царипы небесной о общемъ или частномъ благѣ православнаго отечества нашего, или не знаменія только нѣкогда бывшихъ Ея небесныхъ вразумленій, утѣшеній и подкрѣпленій, хотя и это несомнѣнно такъ: нѣтъ, тутъ содержится много больше. Святыя чудотворныя иконы, это вмѣстѣ — и присно текущіе источники Божественной любви Ея и силы, это — видимое и какъ бы постоянно осязаемое присутствіе Ея среди насъ, какъ Матери посреди Своихъ дѣтей; ибо чудотворныя иконы Пресвятой Дѣвы не напоминаютъ только намъ о Ней, Святѣйшей, пречистымъ ликомъ Ея, но неоскудно, въ благопотребной мѣрѣ, источаютъ и доселѣ исцѣленія съ вѣрою приходящимъ къ нимъ, проявляя такимъ образомъ собою, какъ бы орудіемъ, силу своего первообраза.

И нечего удивляться этому. Если тѣнь св. апостоловъ Христовыхъ, въ силу сошедшаго на нихъ Духа Святаго, чудодѣйствовала; если чудодѣйствовала и милоть пророка Божія Иліи, освященная Божественнымъ призваніемъ Его на пророческое служеніе и вѣрностію его сему служенію предъ лицемъ Всемогущаго; если, наконецъ, даже потъ святыхъ, вызванный ихъ трудами и молитвенными воздыханіями, подавалъ нерѣдко исцѣленія: удивляться ли тому, что чудодѣйствуетъ святый ликъ Матери Христовой, — ликъ Той, въ Которой обитала не сила только Христова — благодатная, но Самъ Христосъ, источное начало всякой силы и благодати, Которая выше всѣхъ небесъ и чище всѣхъ свѣтлостей солнечныхъ и потому несравнима не только съ пророками, съ апостолами и всѣми святыми, но и съ первѣйшими чинами ангельскими? Удивляться ли и тому, если отечественныя лѣтописи наши представляютъ намъ неисчетное число случаевъ, бывшихъ въ нашемъ прошедшемъ, бывающихъ отъ времени до времени и въ нашемъ настоящемъ, когда, напримѣръ, у святой иконы Ея всѣмъ извѣстный слѣпой вдругъ прозрѣвалъ, всѣмъ извѣстный глухой сталъ слышать, хромой ходить, разслабленный всталъ и укрѣпился, прокаженный очистился? Все это по отношенію къ Богоматери такъ же должно быть естественно, какъ естественно силѣ производить дѣйствіе, соотвѣтственное величинѣ ея, или истинной любви раскрываться въ многообразномъ проявленіи милосердія и помощи для нуждающихся въ нихъ, въ мѣру широты ея, или, наконецъ, державной власти разрѣшить узника отъ узъ, личнымъ ли то присутствіемъ и повелѣніемъ, или письменною, чрезъ кого-либо другого, только хартіею, въ мѣру державства ея. Запиши это, Русь православная, запиши на сердцѣ своемъ и не вѣрь отрицателямъ, кощунствующимъ надъ святыми иконами.

в) Обратите ваше вниманіе и еще на зрѣлище: на наши отечественныя иноческія обители. Когда прочитаете со вниманіемъ лѣтописныя сказанія о нашихъ обителяхъ, васъ поразятъ особенно сказанія о томъ, какое близкое и какое теплое участіе принимала и принимаетъ Матерь Божія въ судьбахъ ихъ, по крайней мѣрѣ, главнѣйшихъ изъ нихъ. Всѣмъ извѣстно, что первосѣменемъ иноческой жизни и питомникомъ высшихъ образцовъ ея послужила унасъ св. Кіевопечерская лавра. Какъ солнце между звѣздами, такъ между всѣми обителями въ отечествѣ нашемъ красуется и сіяетъ она: сіяетъ и славою своей древности, какъ праматерь нашихъ иноческихъ обителей; сіяетъ и великимъ сонмомъ въ нетлѣніи почивающихъ въ ней святыхъ мужей, прославленныхъ за подвиги на небѣ и на землѣ; сіяетъ и внѣшнимъ благолѣпіемъ своимъ. Но кто, спрашивается, положилъ ей начало? Кто заботился о устроеніи ея? Кто поддерживалъ и поддерживаетъ въ ней духъ подвижническій? Кто, наконецъ, велъ и ведетъ ее отъ славы къ славѣ и донынѣ? На эти вопросы одинъ отвѣтъ, именно, что все это сдѣлала и дѣлаетъ Царица небесная, Матерь Божія. Отъ св. апостольскаго жребія своего, — съ горы Аѳонской, — въ уроченный свыше часъ, посылаетъ Она въ Кіевъ преподобнаго инока — Антонія, чтобы во градѣ семъ, а чрезъ него и во всей землѣ русской, гдѣ жизнь христіанская, вслѣдствіе недавняго озаренія страны свѣтомъ Христовымъ, колебалась еще, явилъ онъ въ себѣ примѣръ истиннаго христіанина и образъ инока, образъ искателя единаго на потребу, искателя царствія Божія и высшихъ духовныхъ совершенствъ. Въ потребный часъ Она же строила чудодѣйственно и первый, небеси подобный, храмъ печерскій. Она, наконецъ, и доселѣ пребываетъ въ св. лаврѣ, въ лицѣ чудотворной иконы Своей, обильно подающей и доднесь съ вѣрою приходящимъ къ ней блага духовныя и точащей исцѣленія. Что же? Неужели и теперь, послѣ столькихъ свидѣтельствъ Богоматернихъ попеченій о св. обители, спрашивать, подъ чьею рукою воспиталось въ ней и препрославлено столько великихъ подвижниковъ, имена которыхъ благоговѣйно и молитвенно призываетъ на помощь вся православная земля русская? Неужели спрашивать разъясненія и того, почему въ ней и доселѣ хранится еще иноческое благочестіе; есть пустыня и пустынники, есть схимничество и отшельничество, а временами бываетъ и затворничество? Для имѣющихъ очи видѣти ясно, какъ день, что судьбы великой обители хранились и хранятся въ крѣпкой рукѣ, пекущейся о ней, Царицы небесной. Запиши и это на сердцѣ твоемъ, Русь православная, и не вѣрь хулителямъ иноческихъ учрежденій: они подъ покровомъ Царицы небесной, какъ учредительницы въ землѣ нашей иноческаго житія. Вѣрь, несомнѣнно вѣрь, что среди ихъ пустынь, въ ихъ горахъ и вертепахъ есть и нынѣ такіе, ихъ же нѣстъ достоинъ весь міръ.

г) Вспомнимъ, наконецъ, и нынѣ празднуемый нами день въ честь Пресвятой Богородицы. Торжество настоящаго дня, какъ извѣстно, есть торжество всероссійское. Оно напоминаетъ намъ о помощи Царицы небесной не частнымъ какимъ лицамъ, или учрежденіямъ, а всему нашему государству и всей нашей православной церкви. Давно было это, это правда; но плодами этой помощи пользуется и доселѣ вся церковь и все государство. Было это въ самое тяжкое для насъ время, — во время междуцарствія. Родъ царскій въ землѣ русской тогда пресѣкся. Бояре раздѣлились на партіи и внутри государства шла страшная неурядица. Враги иноземные заняли Москву и мечтали: или поработить себѣ землю русскую, или же на престолъ русскій посадить своего царевича — иновѣрца. Не было у насъ тогда въ достаткѣ ни войска, ни денегъ. Въ довершеніе всего, и между воеводами не было согласія, а кипѣла вражда изъ-за первенства. Ни откуда не ожидалось тогда посторонней помощи!... Исчезала тогда всякая человѣческая надежда на спасеніе!... О, воистину, это было такое время, тяжелѣе котораго едва ли и переживала земля русская. Открыто ставился тогда грозный вопросъ: быть, или не быть государству русскому самостоятельнымъ? Рядомъ съ нимъ стоялъ и другой вопросъ, не менѣе роковой: быть, или не быть и нашей церкви православною? Кто же разрѣшилъ эти вопросы роковые ко благу церкви и государства? По общему признанію церкви и государства, разрѣшила ихъ Царица неба и земли, Пресвятая Дѣва Марія: «въ сей день празднуемъ мы пресвятѣй, пречистѣй и преблагословеннѣй Владычицѣ нашей Богородицѣ и Приснодѣвѣ Маріи, въ оньже избави царствующiй градъ Москву отъ Литвы чудотворныя ради иконы Своея, нарицаемыя Казанскія»: такъ написано въ нашихъ лѣтописяхъ церковныхъ и государственныхъ послѣ того, какъ нижегородское ополченіе, ради дома Владычицы положившее побѣдить или умереть, двинулось къ Москвѣ и, предводимое Царицею небесною въ лицѣ Казанской чудотворной иконы Ея, по соединеніи съ остатками воинства московскаго, поразило иноземныхъ враговъ и изгнало ихъ изъ отечества. Такимъ образомъ праздникъ настоящаго дня представляетъ намъ торжественное признаніе всею церковію и государствомъ явленной Царицею небесною чудодѣйственной помощи отцамъ нашимъ въ роковое для нихъ время. Это — первое.

Далѣе, праздникъ нынѣшняго дня внѣдряетъ вмѣстѣ съ симъ въ сознаніи нашемъ и ту, особенно дорогую и священную для насъ, мысль, что не только отечество наше спасло тогда политическое самостоятельное бытіе свое, избавившись, помощію Владычицы, отъ враговъ, что не только и церковь, Ея же заступленіемъ, спасла свое православіе, которому сильно угрожали унія и даже латинство, но что и избранъ былъ тогда и возсѣлъ на престолъ русскій единоплеменный и единовѣрный намъ Государь изъ дома Романовыхъ не безъ Ея же помощи, не безъ Ея же благоволенія къ благословенному Дому сему. Вѣдь, спасеніе отечества отъ враговъ и избраніе царя, это были тогда два неразрывныхъ событія.

III. Помни же, страна родная, помни, Русь православная, Кто — твоя Заступница, Кто — твоя помощь и надежда, и не порывай съ Нею союза твоею вѣрою, твоею жизнію и упованіемъ. Помышляя, что православные христіане составляютъ достояніе Сына Ея и пользуются особымъ покровительствомъ Ея, не забывай вмѣстѣ съ симъ и того, что истинное свойство православныхъ христіанъ въ томъ собственно и состоитъ, чтобы во всемъ послѣдовать Христу, какъ единственному верховному Законодателю, и безъ конца любить Его, какъ единственнаго нашего Спасителя. Воспряни, воспряни же, Русь святая, и не будь легкомысленна. Не вдавайся въ наученія странна, противныя евангелію, какія распространяютъ современные отрицатели. Не вступай на проповѣдуемый ими и широкій путь. На этомъ пути ты не найдешь ничего, кромѣ растраты твоихъ духовныхъ силъ и скотоподобія. Держись крѣпко того пути, какимъ шли твои православные предки, какимъ вела тебя твоя исторія, какой указалъ тебѣ I. Христосъ, какой указываетъ и св. церковь. Не улыбайся легкомысленно и не рукоплещи тому, что достойно горькихъ твоихъ слезъ, какъ враждебное истинному благу государственному и семейному, и какъ недостойное человѣка, созданнаго по образу Божію для жизни вѣчной. Учись, учись, Русь православная, всему полезному; почерпай полезныя знанія и изъ стихійныхъ источниковъ, но при этомъ не забывай никогда, что полезнѣе всѣхъ наукъ, это — евангеліе, и превыше всѣхъ учителей, это — I. Христосъ, какъ единый въ собственномъ смыслѣ Учитель нашъ и какъ Свѣтъ всему міру. Это — завѣтъ тебѣ и твоей исторіи и св. церкви православной. Не соблюдешь этого завѣта? Отступишь отъ него? Отступитъ отъ тебя и твоя Заступница, Царица небесная. Въ союзѣ со врагами Сына Своего, попирающими Его ученіе, Его заповѣди и кровь завѣтную, быть Она не можетъ, какъ и Христосъ, Сынъ Ея, не можетъ быть въ союзѣ съ веліаромъ. Аминь. (Извлеч. въ сокр. изъ «Словъ, бесѣдъ и рѣч.» прот. В. Розаліева).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 452-455.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0