Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 27 мая 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 24.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать второй день.

Поуч. 2-ое. Празднованіе въ честь Казанскія иконы Пресвятыя Богородицы.

(Крѣпость русскаго царства зависитъ отъ беззавѣтной преданности народа своему царю).

I. Въ исторіи отечества нашего были такія мрачныя времена, когда общественныя бѣдствія подобно грозной тучѣ надвигались на него, готовыя разрѣшиться сокрушительными ударами, и когда внезапно возсіявала милость Божія, спасавшая Россію отъ неминуемой погибели. Таково и воспоминаемое нынѣ церковію событіе избавленія отечества нашего отъ иноземнаго порабощенія заступленіемъ Пресвятой Богородицы. Вотъ уже прошло два съ половиною столѣтія съ тѣхъ поръ, какъ оно совершилось; но церковь никогда не престанетъ съ благодарнымъ чувствомъ воспоминать объ этомъ событіи...

II. Страшное, бр., было то время для царства русскаго. На престолѣ русскомъ пресѣкся рядъ царей Владимірова рода! Престолъ оставался незанятымъ... Правда, пробовали было всходить на престолъ русскій нѣкоторые изъ соотечественниковъ нашихъ, но это продолжалось недолго. Явились самозванцы, которые выдавали себя за потомковъ послѣдняго царя русскаго и потрясли престолъ русскій до послѣднихъ основаній. Внутри государства отъ безначалія господствовали нестроенія, распри и междоусобія. Врагамъ отечества нашего только этого и хотѣлось. Съ одной стороны шведы, а съ другой поляки вторглись въ царство русское, опустошая города и села; послѣдніе даже вошли въ Москву, тогдашнюю столицу русскаго царства, и старались возвести на престолъ русскій польскаго королевича Владислава.

Уже полъ-Россіи было за ними, уже въ нѣкоторыхъ храмахъ возглашали имя Владислава, какъ царя русскаго... Но иноземной ли, насильствевенно поставленной, главѣ быть въ мирѣ съ русскимъ сердцемъ? Разновѣрцу ли возсѣсть на престолѣ русскомъ? Нѣтъ; явились истинные сыны церкви православной и отечества, которые и возстали на защиту порабощеннаго отечества. Такъ изъ обители препод. Сергія раздался голосъ инока Авраамія Палицына по всей землѣ русской, призывавшій русскихъ людей къ избавленію отечества отъ иноземнаго порабощенія. На зовъ его откликнулся истинный сынъ отечества, нижегородскій гражданинъ Косма Мининъ, который, собравъ народъ, сказалъ ему: «станемъ за св. Русь, за домъ Пресвятой Богородицы, за чудотворцевъ Петра, Алексѣя и Филиппа; заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ отечество!» Эти слова, какъ раскаты грома, пробудили умы и сердца малодушныхъ. Собралась цѣлая рать, рать священная, которой подобной не оыло ни прежде, ни послѣ, и отправилась спасать отечество подъ начальствомъ князя Пожарскаго. Рать эта должна была избавить отечество отъ иноземнаго порабощенія; но между тѣмъ у этой рати не было ни средствъ къ своему существованію, ни оружія, а что всего важнѣе, недоставало единодушія въ воинахъ и вождяхъ. Вотъ истощены уже послѣднія средства къ содержанію, которыя доставляла обитель преп. Сергія, вотъ значительная часть рати, волнуемая кознями славолюбцевъ, уже оставила станъ отечественный и готова стать за враговъ!.. Духъ мужества, воспламенявшій воиновъ православныхъ, упадаетъ... Самое время начинаетъ помогать врагамъ: наступаютъ осеннія непогоды столь неблагопріятныя для осаждающихъ. Еще одинъ неудачный приступъ, одинъ междоусобный споръ, и первая вьюга разсѣетъ остатки рати священной. Прости тогда свобода отечества! Ради нея все было принесено въ жертву, но видно, не угодно было Господу Богу принять этой жертвы... Такъ думалъ не одинъ добрый сынъ отечества.

Что же спасло землю русскую отъ погибели? Не обинуясь скажемъ, что ее спасла вѣра православныхъ и молитвы св. угодниковъ.

Какъ же это случилось? Когда человѣческими силами нельзя было прогнать враговъ отечества, то всѣ истинные сыны церкви и отечества, по внушенію вѣры, возложили на себя трехдневный постъ и молитву къ Богоматери предъ чудотворнымъ Ея образомъ, принесеннымъ изъ г. Казани и находившемся въ Казанскомъ ополченіи, и св. угодникамъ россійскимъ, да ходатайствуютъ они предъ Богомъ о дарованіи воинамъ русскимъ побѣды надъ врагами. И что же? Молитва ихъ была услышана. Въ слѣдующую ночь преп. Сергій явился митрополиту Арсенію, томившемуся въ тяжкомъ плѣну въ темницѣ у поляковъ, и сказалъ ему: «ваша и наша молитва услышана! По ходатайству Пречистой Матери Божіей и св. чудотворцевъ московскихъ, Господь преложилъ гнѣвъ Свой на милость. Завтра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Какъ бы въ подтвержденіе пророчества этого возвращено было св. старцу здравіе и крѣпость силъ. Эта радостная вѣсть скоро разнеслась по всему войску русскому, которое мужественнымъ нападеніемъ на враговъ принудило ихъ сдаться и удалиться изъ Москвы. Этимъ церковь и отечество спаслись отъ иноземнаго порабощенія. Благоговѣя предъ небесною Помощницею, благодарное русское воинство въ слѣдующій воскресный день совершило молебное пѣніе ко Пресвятой Богородицѣ, спасшей царство русское, и вошло въ освобожденную столицу. Чтобы память спасительнаго заступленія Пресвятыя Богородицы надъ отечествомъ не ослабѣла отъ времени, положено единодушно совершать ежегодно тержественное воспоминаніе его въ настоящій день.

Возблагодаримъ же, бр., Господа и Пречистую Его Матерь за столь великія благодѣянія, явленныя къ утвержденію и возвеличенію отечества нашего, приведеннаго къ своей славѣ путемъ тяжкаго испытанія единственно десницею Божей.

Но, благодаря Господа Бога, спросимъ себя братіе: что довело тогдашнихъ нашихъ соотечественниковъ до такого несчастія? Безначаліе, лишеніе законнаго царя и затѣмъ междоусобія и крамолы. Какой же, послѣ сего, поучительный урокъ представляетъ для насъ это событіе? Тотъ, что крѣпость русскаго царства зависитъ отъ беззавѣтной преданности русскому Царю всѣхъ его подданиыхъ, которые единодушно должны признаватъ въ немъ истиннаго Богомъ даннаго Отца отечества и съ любовію повиноваться его волѣ и издаваемымъ Имъ ко благу всѣхъ законамъ. Нынѣ между нами на почвѣ царства русскаго находятся изверги человѣчества, правда ничтожные числомъ, но полные безумія и сатанинской гордости, которые, подъ видомъ попеченія о благѣ и счастіи царства русскаго, проповѣдуютъ безначаліе, какое-то равенство, возстаютъ противъ правительства и всякаго порядка, отвергаютъ всякую собственность, пріобрѣтаемую усиленнымъ трудомъ и заботами, извергаютъ хулы на Божію церковь и ея служителей, не признаютъ существованія жизни духовной, готовы даже поднять руки на самого Помазанника Божія, что сдѣлали уже съ въ Бозѣ почившимъ Царемъ-Освободителемъ, Императоромъ Александромъ Николаевичемъ. (См. проп. прилож. къ Руков. для с. паст. за 1886 г. окт.).

III. Страшныя бѣдствія предковъ нашихъ, доведенныхъ до края погибели подобными людьми, да научатъ насъ, бр., быть благоразумными, да побудятъ они насъ удаляться этихъ волковъ, прикрывающихъ свою злобу овечьею кожею, и да вразумятъ они насъ съ любовью христіанскою тѣснѣе н тѣснѣе сближаться во едино для защиты церкви и отечества. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по указ. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 449-451.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0