Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 6-ое. Препод. Иларіонъ Великій.

(Жизнь есть духовная война).

I. День памяти препод. Иларіона Великаго, жившаго въ Палестинѣ въ IV вѣкѣ, всю жизнь боровшагося съ врагами нашего спасенія — діаволомъ, плотію и міромъ — молитвою, словомъ Божіимъ, постомъ и др. подвигами благочестія, невольно напоминаетъ намъ, братія, о той часто забываемой нами истинѣ, что жизнь есть духовная война.

Святитель Тихонъ задонскій такъ о семъ учитъ: «Жизнь наша есть духовная война съ невидимыми духами злобы и съ своей плотію».

II. а) «Люты и жестоки враги наши видимые: но еще болѣе люты, еще болѣе жестоки враги невидимые, то есть демоны. Нѣтъ злѣйшаго и хитрѣйшаго врага, какъ сатана и демоны его; а посему и брань съ ними весьма опасна для насъ. Когда люди противъ людей воюютъ, то иногда и отдыхъ имѣютъ отъ брани: но сатана и аггелы его злые никогда не спятъ, но всегда бодрствуютъ и тщатся насъ низложить. Брань, которая между людьми бываетъ, хотя и продолжается, однако перестанетъ, и миръ заключается: но у христіанъ непрестанная брань, даже до смерти, противъ враговъ своихъ, и только смертію кончится».

«Демоны имѣютъ свое оружіе, и христіане имѣютъ свое оружіе. Демоны борютъ насъ оружіемъ страстей и удовъ нашихъ; и столько у нихъ оружія, сколько въ плоти нашей страстей. А христіакское оружіе есть слово Божіе и молитва. Христіанинъ безъ молитвы и слова Божія, какъ воинъ безъ меча и ружья. Воины на брани всегда при себѣ имѣютъ мечъ и оружіе: такъ и христіане всегда должны быть вооружены духовнымъ мечемъ глагола Божія и оружіемъ молитвы. Ибо непрестанная у нихъ брань противу враговъ своихъ. Почему повелѣвается имъ: непрестанно молитеся» (1 Сол. 5, 17).

«Воины на брани бодрствуютъ и весьма осторожно поступаютъ ради окружающихъ враговъ: такъ и христіанамъ на брани своей должно бодрствовать и осторожно поступать всегда; ибо всегда окружаютъ враги ихъ. Посему и сказано: трезвитеся, бодрствуйте, зане супостатъ вашъ діаволъ, яко левъ рыкая, ходитъ, искій кого поглотити: емуже противитеся тверди вѣрою (1 Петр. 5, 8–9)».

«На брани имѣются начальники и полководцы, которые воиновъ научаютъ, наставляютъ и поощряютъ къ доброму подвигу противу врага: такъ и на брани христіанской есть начальники — пастыри и учители, которые христіанъ вооружаютъ словомъ Божіимъ противъ врага діавола, научаютъ и наставляютъ, какъ противъ его стоять и подвизаться; и никто такъ врагу сему не досаждаетъ, какъ пастыри и учители добрые. Посему злобный духъ ни на кого не гнѣвается и не свирѣпѣетъ такъ много, какъ на пастырей и учителей. Берегись же, христіанинъ, хотя и всякаго человѣка, а наипаче пастыря и учителя злословить, да не съ діаволомъ едино будешь мудрствовать. Смотри, христіанинъ, злобу, вражду и лютость противъ тебя врага твоего, и берегись его. Не злато, не сребро и прочее вещество тлѣнное, но вѣчное и нетлѣнное сокровище, спасеніе твое усиливается у тебя отнять врагъ твой. Береги же сіе не только паче имѣнія, но и паче живота твоего».

«А какъ слово Божіе и молитва служатъ оружіемъ, внимай. Діаволъ поощряетъ тебя ко грѣху, но ты въ сердцѣ твоемъ отвѣтствуй ему: не хочу, ибо сіе Богу противно, Богъ то запретилъ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ скверную и блудную мысль; ты отвѣщай ему: Богъ мой запретилъ сіе мнѣ. Діаволъ возбуждаетъ въ тебѣ гнѣвъ и злобу ко отмщенію; ты пресѣкай сію мысль, глаголя въ сердцѣ твоемъ: Богъ того не повелѣлъ. Указуетъ тебѣ діаволъ на чужую вещь, и подстрекаетъ сердце твое къ похищенію ея, а ты говори въ сердцѣ твоемъ: Богъ то запретилъ: не укради, не пожелай. Такъ и въ прочихъ мысляхъ, противныхъ закону Божію, возстающихъ въ сердцѣ твоемъ, поступай. Въ семъ примѣръ подалъ намъ Христосъ Спаситель нашъ, Который на всякое діавольское искушеніе отвѣтствовалъ искусителю: писано есть, писано есть (Матѳ. 4, 4. 7. 10). Приводитъ тебя сатана къ отчаянію, говоритъ тебѣ въ сердцѣ твоемъ: нѣтъ тебѣ спасенія, ты много согрѣшилъ. Ты отвѣщай ему: ты осужденный, а не судія; тебѣ нѣтъ спасенія, но уготованъ вѣчный огонь. Моя надежда и спасеніе Христосъ Богъ, Который пришелъ въ міръ грѣшники спасти.

Но вездѣ нужно и другое оружіе, то есть, молитва, безъ которой все наше тщаніе и сопротивленіе врагу безсильно. Во всякомъ искушеніи должно возводить очи свои ко Христу и молиться Ему: «Господи, помози мнѣ!»

Приведемъ здѣсь, братія, слѣдующій разсказъ изъ одной духовной книги, повѣствующей о подвигахъ св. отцевъ. Нѣкто изъ отцевъ, обитающихъ въ пустыни, однажды всталъ на молитву въ самую полночь, и вдругъ слышитъ звукъ воинской трубы, созывающей на битву. И подумалъ онъ: откуда въ такой безлюдной пустынѣ быть войскамъ и войнѣ? Тогда явился ему бѣсъ и сказалъ: «да, конечно — война, потому что ты стоишь на молитвѣ; ложись себѣ и спи, если хочешь, чтобы не воевали съ тобою! Мы воюемъ только съ тѣми, кто вооружается противъ насъ доброю молитвою, а съ лѣнивыми не боремся!» Слышишь ли, что говоритъ злокозненная сила? «съ лѣнивыми, говоритъ, мы не боремся!» Почему такъ? Да потому, что лѣнивый уже побѣжденъ, онъ уже упалъ на землю и лежитъ, попираемый вратомъ! Посему будемъ внимательны и осторожны на всякій часъ! (Древній патерикъ).

б) «Другой злѣйшій врагъ нашъ — плоть наша съ своими страстями. Плоть хочетъ гордиться и возноситься: но христіанину должно ее смиреніемъ Христовымъ усмирять. Плоть хочетъ въ мірѣ семъ богатѣть: но христіанину должно нищетою Христовою хотѣніе ея пресѣкать. Плоть хочетъ на человѣка гнѣваться, и за обиду ему мстить: но христіанину должно движеніе ея кротостію и тихостію Христовою укрощать. Плоть въ несчастіи волнуется, мятется, смущается, и хочетъ роптать: но христіанину должно силою и терпѣніемъ Христовымъ ее успокоивать. Плоть хочетъ враждующихъ ей ненавидѣть и злобиться: но христіанину должно благостію и любовію Христовсю ее побѣждать. Такъ и въ прочемъ христіанину должно силою и примѣромъ Христовымъ противъ плоти стоять и подвизаться, и ее побѣждать. — На видимой брани воинъ не противъ одного врага, но противъ всякаго стоитъ и подвизается: такъ должно и христіанину не противъ одной только страсти, но и противъ всѣхъ стоять и подвизаться. Что пользуетъ воину противъ одного врага стоять и подвизаться, а другимъ не противиться, но отъ нихъ побѣжденнымъ и умерщвленнымъ быть? Что пользуетъ и христіанину противъ одной нѣкоей страсти стоять и подвизаться, а другимъ покоряться и работать? Христіанинъ! какъ вооружился ты противъ одной какой страсти: такъ и противъ прочихъ вооружайся и не попускай себя отъ нихъ побѣжденнымъ быть. Какъ борешься съ блудною похотію, и не попускаешь ей одолѣть тебя, такъ борись и брань твори съ гордостію, борись съ высокоуміемъ, борись съ тщеславіемъ, борись съ гнѣвомъ, яростію и памятозлобіемъ, борись со сребролюбіемъ и скупостію, борись съ ненавистію и завистію. Какъ воздерживаешь чрево твое отъ объяденія и піянства, такъ воздерживай языкъ твой отъ клеветы и осужденія, празднословія, сквернословія и буесловія. Какъ удерживаешь руки твои отъ убійства, воровства, хищенія и грабленія: такъ удерживай и отъ ударенія и біенія. Какъ постишься отъ пищи и питія: такъ постися и отъ всякаго зла. Вотъ это есть христіанскій постъ! вотъ есть истинное воздержаніе это! Трудный сей подвигъ, но христіанскій долгъ сего требуетъ Многіе побѣждаютъ людей, государства и грады, но себя побѣждать не хотятъ. Вотъ это есть христіанская побѣда себя самого, то-есть, плоть свою побѣдить!..» (См. Сокровище духовн. святителя Тихона задонскаго).

III. Да поможетъ намъ Господь по молитвамъ преподобнаго Иларіона мужественно бороться противъ враговъ нашего спасенія и побѣждать ихъ тѣми средствами, какими и онъ побѣждалъ — преимущественно молитвою, постомъ и чтеніемъ слова Божія. (Свящ. Гр. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 445-447.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0