Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 29 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 22.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 5-ое. Препод. Иларіонъ Великій.

(Царствіе небесное достигается путемъ великихъ усилій и трудовъ).

I. Св. преподобный Иларіонъ Великій, память коего совершается нынѣ, родился въ Палестинѣ въ 291 г. Учась наукамъ въ Александріи, онъ узналъ христіанскую вѣру и крестился. Услышавъ о знаменитомъ подвижникѣ Антоніи великомъ, отправился къ нему и сдѣлался ученикомъ его. Въ это время св. Иларіону было 15 лѣтъ. Съ благословенія Антонія онъ возвратился на родину. Не заставъ родителей въ живыхъ, одну часть имѣнія отдалъ роднымъ, другую нищимъ и поселился въ пустынѣ, близъ палестинскаго города Маіюмы. Святой много боролся съ нечистыми помыслами, которые смущали умъ и распаляли тѣло его; но онъ изнурялъ тѣло свое строгимъ постомъ и трудомъ и отгонялъ помыслы молитвою и богомысліемъ. Страдалъ много и отъ бѣсовъ: такъ не разъ, стоя на молитвѣ, слышалъ представляемые бѣсами плачъ дѣтей, рыданіе женщинъ, ревъ львовъ и другихъ дикихъ звѣрей, ужасный шумъ и смятеніе. Но св. пустынникъ не страшился, а молился еще усерднѣе. Однажды напали на него разбойники, но онъ силою своего слова убѣдилъ ихъ оставить порокъ и вести жизнь добрую. Скоро слухъ о подвижникѣ разнесся по всей Палестинѣ, и многіе стали приходить къ нему для врачеванія тѣла и души, а иные пожелали спасать свою душу подъ его руководствомъ. И около св. Иларіона собралось много учениковъ, такъ что онъ сдѣлался такимъ же наставникомъ въ Палестинѣ, какъ Антоній великій въ Египтѣ. Съ его благословенія устроено было много монастырей въ Палестинѣ, и онъ, обходя монастыри, утверждалъ въ нихъ строгій подвижническій образъ жизни. Препод. Иларіонъ прожилъ всего въ пустынѣ болѣе 60 лѣтъ, терпя всякія лишенія ради достиженія царства небеснаго. Подъ конецъ своей жизни св. Иларіонъ странствовалъ по монастырямъ въ разныхъ мѣстахъ. Вездѣ онъ являлся какъ наставникъ христіанской мудрости и святости, какъ чудотворецъ и благодѣтель всѣхъ страждущихъ. Преставился онъ 80-ти лѣтъ отъ роду на островѣ Критѣ. Своему любимому ученику онъ оставилъ на память худую одежду и евангеліе, писанное его собственною рукою. Впослѣдствіи ученикъ его Исихій перенесъ его мощи въ Палестину, въ Маіюмскій монастырь, гдѣ впослѣдствіи погребенъ былъ и самъ Исихій.

При жизни и по смерти преп. Иларіонъ былъ прославленъ отъ Бога многими чудотвореніями.

II. Жизнь преподобнаго Иларіона великаго учитъ насъ достигать царствія небеснаго путемъ великихъ усилій и трудовъ. Какова была его жизнь? она преисполнена была великихъ и неисчетныхъ подвиговъ молитвы непрестанной, бдѣнія, пощенія, труда тѣлеснаго, и такъ же была тѣсна и узка, какъ тѣсна подземная келья, въ которой жилъ онъ, и узки пути въ св. пещерахъ, гдѣ онъ подвизался. Какъ совершалъ онъ путь свой къ царствію небесному? Съ глубокимъ смиреніемъ и самоуничиженіемъ, съ живымъ упованіемъ на всесильную благость Божію, и одушевляемый этимъ чувствомъ не поколебался, но мужественно устоялъ среди всѣхъ искушеній, какимъ подвергался онъ отъ злыхъ духовъ и злыхъ человѣковъ; совершалъ съ постоянною и со дня на день возраставшею ревностію и дѣятельностію. Тако тецыте, да постигнете. (1 Кор. 9, 24).

а) Тецыте, говоритъ апостолъ, да постигнете. Это значитъ, что царствіе небесное не дается даромъ, безъ труда, безъ усилія напряженнаго, безъ подвига постояннаго; не дается тѣмъ, кои живутъ спокойно и почиваютъ въ безпечности, или беззаботно стоятъ на одномъ мѣстѣ, даже тѣмъ, кои хотя идутъ, но медленно, а только тѣмъ, которые текутъ, т. е. бѣгутъ, гонятся, трудятся, не жалѣютъ силъ и подвиговъ и употребляютъ всѣ усилія, непрестанно нося въ сердцѣ своемъ заботу о своемъ спасеніи.

Тецыте, да постигнете. Почему же это такъ? Потому что природа наша, въ настоящемъ состояніи своемъ, неспособна иначе войти въ царствіе небесное. Въ него не войдетъ никакой порокъ, никакая скверна грѣховная, по слову Божію: но природа наша глубоко проникнута и заражена грѣхомъ. Можно ли очистить ее отъ всѣхъ грѣховныхъ привычекъ и наклонностей и совершенно совлечься ветхаго человѣка безъ насилія и труда, когда самые легкіе порочные навыки съ трудомъ и болѣзнію побѣждаются? Съ другой стороны для полученія царствія небеснаго необходимо стяжать всякую правду и святыню, ихъ же кромѣ нитоже узритъ Господа, по слову апостола (Евр. XII, 14). Но природа наша опять крайне слаба и безсильна къ добру и невозможно иначе пріучить ее къ нему и облечься въ человѣка новаго, созданнаго по Богу въ правдѣ и преподобіи истины, какъ только съ трудомъ и усиліемъ напряженнымъ, Кромѣ сего мы еще совнѣ окружены безчисленными препятствіями на пути къ царствію небесному. Міръ преграждаетъ намъ путь своими обольщеніями, соблазнами, мнѣніями, гоненіями; діаволъ силится совратить съ него своими кознями и умышленіями, — плоть наша противоборствуетъ духу и влечетъ человѣка къ землѣ.

Нужно побѣдить всѣхъ этихъ враговъ, и такъ сказать пробиться сквозь ихъ, дабы достигнуть небеснаго отечества: ибо только побѣждающему дамъ сѣсти со Мною на престолѣ Моемъ, говоритъ Господь Іисусъ Христосъ (Апок. III, 21). Возможно ли и сіе безъ труда и подвига? И вотъ почему еще праведный Іовъ назвалъ войною жизнь человѣка на землѣ (Іов. VII, I); Господь Іисусъ Христосъ рѣшительно учитъ, что узкія врата и тѣсный путь вводятъ вз жизнь вѣчную, хотя и не многіе входятъ ими, а пространныя врата и широкій путь вводятъ въ пагубу (Мѳ. VII, 13, 14), хотя и многіе идутъ ими; что царствіе небесное нудится, т. е. силою берется, и только усильные искатели восхищаютъ его (Мѳ. XI, 12).

б) Вотъ свойства подвига тѣхъ, которые усиленными трудами достигаютъ царствія Божія.

аа) Во-первыхъ, путь къ царствію небесному должны мы совершать постоянно съ чувствованіемъ глубокаго смиренія или нищеты духовной. Таковаго расположенія духа необходимо требуетъ самое существо дѣла. Ибо какъ потеряно человѣкомъ первобытное совершенство въ раю? Чрезъ гордость и надменную мысль быть яко бози. Слѣдовательно и возвращена можетъ быть сія потеря не иначе, какъ обратнымъ путемъ — чрезъ смиреніе. Посему-то Господь Іисусъ Христосъ первый источникъ блаженства указалъ именно въ нищетѣ духовной: блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное (Мѳ. V, 3). «Питай въ себѣ постоянно то чувство, что ты муравей и червь, говоритъ преподобный Ѳеогностъ, да содѣлаешься богосозданнымъ человѣкомъ... и сколько унизишь себя, столько возвысишься. Если ты, подобно псалмопѣвцу, почитаешь себя яко ничтоже предъ Богомъ: то изъ малаго дѣлаешься непримѣтно великимъ, и въ то время, когда думаешь, что не имѣешь и не значишь ничего, обогащаешься и дѣятельностію и вѣдѣніемъ достохвальнымъ о Господѣ».

бб) Но сколько съ одной стороны необходимо смиреніе въ подвигахъ на пути къ царствію небесному, столько же съ другой необходима и бодрость духа, происходящая отъ непоколебимой надежды и благодушнаго упованія на Бога. Господь просвѣщеніе мое и Спаситель мой: кого убоюся? Аще ополчится на мя полкъ, не убоится сердце мое: аще востанетъ на мя брань: на Него азъ уповаю (Пс. XXVI, 1, 3). «Долженъ христіанинъ, говоритъ св. Макарій великій, имѣть по вся дни надежду и радость и упованіе о будущемъ царствіи и говорить: если нынѣ я не освободился, завтра освобожуся. А безъ сего нельзя вытерпѣть напастей, ни понести бремени и провождать прискорбное житіе; представляемая надежда и радость заставляютъ человѣка трудиться, претерпѣвать напасти и тягость, и прискорбную сносить жизнь».

вв) Наконецъ, путь къ царствію небесному должно совершать съ постоянствомъ и постепенно возрастающею дѣятельностію.

Для сего непремѣнно требуется, во-первыхъ, начинать не иначе, какъ съ малаго и постепенно восходить къ великому, а не наоборотъ. Почему такъ? Потому что силы духовныя, какъ и тѣлесныя, возрастаютъ не вдругъ, а мало по малу, и преждевременное напряженіе ихъ чрезъ мѣру — можетъ ослабить и истощить ихъ: съ другой стороны, пренебреженныя малости всегда доводятъ до великихъ паденій. Желаніе браться за великое прежде малаго св. подвижники называютъ даже внушеніемъ діавола. «У діаволовъ есть обыкновеніе, говоритъ св. Ѳеодоръ едесскій, отклонять насъ отъ добродѣтелей легкихъ и совмѣстныхъ намъ, а влагать намъ сильное желаніе добродѣтелей трудныхъ и несовмѣстныхъ».

Во-вторыхъ, сдѣлавши шагъ къ совершенству духовному, т. е. начавши или истреблять въ себѣ какую-либо худую наклонность или пріобрѣтать навыкъ къ какой-либо добродѣтели, отнюдь не должно ни подаваться назадъ, ни даже останавливаться на одномъ мѣстѣ долго. «Душа человѣческая, учитъ св. Григорій вел., въ мірѣ семъ подобна кораблю, плывущему противъ стремленія волнъ: на одномъ мѣстѣ никакъ нельзя остановиться, и если она не употребитъ усилій простираться впередъ, то будетъ увлечена въ глубину».

III. Молитвами препод. Иларіона да поможетъ намъ Богъ итти въ царствіе Божіе, не смотря на всѣ препятствія. Аминь. (Сост. свящ. Г. Дьяченко по Воскр. чтен. за 1859 г. № 13-й).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 443-445.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0