Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 3-ье. День восшествія на престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича [1].

(О почтеніи дѣтей къ своимъ родителямъ и о почитаніи Царской власти).

I. Въ нынѣшній высокоторжественный день восшествія на прародительскій престолъ Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, истиннаго Отца отечества, котораго всѣ его вѣрноподданные, какъ послушныя и любящія дѣти, должны почитать и которому должны во всемъ оказывать покорность, какъ требуетъ того слово Божіе, св. церковь, совѣсть, здравый разумъ, личная польза каждаго и благо государственное, умѣстно будетъ, братіе мои, побесѣдовать о почтеніи дѣтей къ родителямъ.

Если дѣти научатся почитать родителей, то они будутъ не только истинными гражданами земного царства, но и доблестными гражданами царства небеснаго.

II. Родители должны быть нѣкоею неприкосновенною святынею, къ которой дѣти не смѣли бы касаться ни дѣломъ, ни словомъ, ни даже помысломъ сколько-нибудь непочтительнымъ.

а) Этого требуетъ, во-первыхъ, высочайшая важность сана родительскаго.

Откуда въ людяхъ званіе родительское? Апостолъ Павелъ отвѣчаетъ, что отъ Бога получаетъ имя всякое отечество, какъ на небесахъ, такъ и на землѣ (Еф. 3, 15), т. е. первый Отецъ и ангеловъ и человѣковъ есть Богъ. Итакъ въ отношеніи къ людямъ хотя дѣти раждаются отъ родителей, но первый и высшій отецъ ихъ есть Самъ Богъ, Отецъ всяческихъ. Въ самомъ дѣлѣ, сами-ли собою родители рождаютъ дѣтей? Если сами собою: то почему-жъ иные хотѣли бы имѣть дѣтей, но не рождаютъ, иные желали бы сократить число дѣтей, но рождаютъ; третьи, послѣ долговременнаго безплодія, просятъ дѣтей у Бога и выпрашиваютъ; четвертые и долго просятъ и во всю жизнь не получаютъ? Нѣтъ, не родители сами собою рождаютъ дѣтей, но Самъ Господь чрезъ родителей, какъ чрезъ живыя орудія промыслительнаго Своего творчества, ихъ создаетъ и рождаетъ, какъ и исповѣдали къ Богу Іовъ и Давидъ: руцѣ Твои сотвористѣ мя и создастѣ мя (Іов. 10, 8; псал. 118, 73), такъ что Отецъ человѣковъ въ смыслѣ прямомъ и собственномъ есть Богъ, какъ преимущественно называлъ Его Самъ I. Христосъ; а люди называются ихъ отцами и матерями, только какъ дѣйствующія въ десницѣ Божіей орудія ихъ созданія и рожденія.

Понимаете-ли, послѣ сего, дѣти, что значатъ для васъ ваши родители, и какъ высокъ родительскій санъ для вашего дѣтскаго уваженія? Они въ отношеніи къ вамъ суть живые образы и представители Самого Бога, Создателя и Отца всяческихъ и вашего, и если Самъ Богъ есть вашъ Отецъ, если санъ отеческій по этому имѣетъ важность самую божественную, ибо Самъ Богъ его носитъ; если сей санъ Богъ возложилъ на вашихъ родителей, какъ-бы подѣлился имъ съ ними для васъ: то можете-ли вы и помыслить, чтобы ваши родители отъ васъ не заслуживали всего вашего уваженія, и вы не были къ тому непреложно обязаны? Иначе для васъ ничто не уважительно. Отъ сей-то важности отеческаго сана и происходятъ тѣ величественныя выраженія гнѣва Божія, коими писаніе ограждаетъ честь и безопасность родителей со стороны дѣтей. Иже злословитъ отца своего или матерь свою, смертію да умретъ (Исх. 21, 16). Человѣкъ аще зло речетъ отцу своему или матери своей, смертію да умретъ (Лев. 20, 9). Проклятъ безчестяй отца своего или матерь свою (Второз. 27, 16). Безчестяй отца и отрѣваяй матерь свою, срамоту пріиметъ и поношеніе (Притч. 19, 26). Злословящему отца или матерь угаснетъ свѣтильникъ, зѣницы же очесъ его узрятъ тьму (20, 20), т. е. такому угрожаетъ самое крайнее бѣдствіе. Иже отвергаетъ отца или мать, и мнится не согрѣшати, сей сопричастникъ есть мужу нечестиву (28, 24), или есть человѣкъ самый нечестивый. Око ругающееся отцу и досаждающее старости матерни, да исторгнутъ е вранове отъ дебрія и да снѣдятъ е птенцы орли (39, 17), какъ у преступниковъ, не стоющихъ погребенія и могилы. Таковы проклятія на непочтительныхъ дѣтей; но вотъ и благословенія на дѣтей почтительныхъ. Господь прослави отца на чадѣхъ, и судъ матери утверди на сынѣхъ. Чтый отца очиститъ грѣхи: и яко сокровиществуяй, прославляяй матерь свою. Чтый отца возвеселится о чадѣхъ, и въ день мольбы своея услышанъ будетъ. Прославляяй отца долгоденствовати будетъ, и послушаяй Господа упокоитъ матерь свою. Бояйся Господа почтитъ отца и яко владыкамъ послужитъ родившимъ его. Дѣломъ и словомъ чти отца твоего и матерь, да найдетъ ти благословеніе отъ нихъ. Чадо, заступи въ старости отца твоего и не оскорби его въ животѣ его: аще и разумомъ оскудѣваетъ, прощеніе имѣй, и не обезчести его всею крѣпостію твоею. Милость бо отца не забвенна будетъ и противо грѣховъ присозиждется тебѣ. Чадо, всѣмъ сердцемъ твоимъ прославляй отца твоего и матернихъ болѣзней не забуди. ІІомяни яко тѣма рожденъ еси, и что има воздаси, якоже они тебѣ (Сирах. 3, 2—8, 12—14, 7, 29, 30)? Если вы оказываете все должное вашимъ родителямъ, уваженіе и почтеніе: то вы совершаете нѣкоторый родъ богослуженія: въ лицѣ родителей вы воздаете честь Самому Отцу небесному. Но если вы, поправъ святѣйшія правила вѣры, подавивъ нѣжнѣйшія чувствованія природы, презрѣвъ всякія понятія и сужденія здраваго смысла, непочтительны къ своимъ родителямъ; то мало объ васъ сказать, что вы неблагодарны, нѣтъ, ваше оскорбительное обхожденіе съ родителями дѣлаетъ васъ нечестивцами, ваши дерзкія слова противъ родителей суть родъ богохульства, ваше похищеніе у нихъ должнаго уваженія есть святотатство; по всему этому такія дѣти изверги.

б) Во-вторыхъ, сколько высокъ санъ родительскій, столько же важна и власть родителей для дѣтей. Ибо Самъ же Богъ, сообщая отъ Себя родителямъ санъ отеческій, сообщаетъ имъ отъ Себя и власть родительскую надъ дѣтьми; и дѣти уже рождаются подвластными своимъ родителямъ. Хотя въ гражданскомъ отношеніи и полагаются родительской надъ дѣтьми власти извѣстные предѣлы, и она вообще не простирается на жизнь дѣтей и на противозакокные поступки; при всемъ томъ она есть самой высшей важности, потому что есть часть власти Самого Отца небеснаго, отъ Коего она и удѣляется родителямъ. Самое первенство ея уже открывается не только изъ того, что мы подлежимъ ей съ первой минуты нашего бытія, но и изъ того, что она есть образецъ всякой другой власти, коей мы подчиняемся въ нашей жизни, такъ что прочія власти даже называются именемъ отцевъ, какъ-то пастыри церковные (1 Кор. 4, 14), начальства гражданскія (4 Цар. 5, 13), учители и руководители (4 Цар. 13, 14), самые старцы, коихъ апостолъ заповѣдуетъ чтить, какъ отцевъ (1 Тим. 5, 1). Посему-то въ десятословіи, какъ сокращенномъ образцѣ закона Божія, представляется заповѣдь преимущественно о почитаніи родителей: чти отца твоего и матерь твою (Исх. 20, 12. Втор. 5, 16); — почтеніе же ко всѣмъ прочимъ властямъ хотя также требуется закономъ Божіимъ, но не выражается отдѣльно, а разумѣется подъ заповѣдью о почтеніи къ родителямъ.

Столь высокая важность родительской власти въ отношеніи къ дѣтямъ имѣетъ въ священномъ писаніи самыя сильныя выраженія: чада, послушайте своихъ родителей о Господѣ: сіе бо есть праведно (Еф. 6. 1). Чада, послушайте родителей своихъ во всемъ: сіе бо угодно есть Господеви (Кол. 3, 20). Слыши, сыне, наказаніе отца твоего и не отрини совѣтовъ матери твоея: вѣнецъ бо благодатей пріимеши на твоемъ версѣ, и гривну злату о твоей выи (Притч. 18, 9). Да жива будетъ душа твоя, и благодать будетъ на твоей выи: будетъ исцѣленіе плотемъ твоимъ и уврачеваніе костемъ твоимъ: да ходити надѣяся въ мирѣ во всѣхъ путехъ твоихъ, нога же твоя не поткнется. Аще бо сядеши безбоязненъ будеши, аще же поспиши, сладостію поспиши. И не убоишися страха нашедшаго, ниже устремленія нечестивыхъ находящаго. Господь бо будетъ на всѣхъ путехъ твоихъ, и утвердитъ ногу твою, да не поползнешися (3, 22-26). Слушай, сыне, отца родившаго тя, и не презирай, егда состарѣется мати твоя. Да веселится отецъ и мати о тебѣ, и да радуется рождшая тя (23, 32, 25). Послѣ такихъ изображеній можно-ли что представить прекраснѣе, благочестивѣе и благословеннѣе дѣтей почтительныхъ и покорныхъ?

Но еще яснѣе и поразительнѣе выражается важность власти родительской съ противной стороны, когда т.-е. изображается судъ на дѣтей непокорныхъ и строптивыхъ.

Сынъ благоразумный послушливъ отцу, говоритъ писаніе: сынъ, же непокорливый въ ѣогибель (Притч. 13, 2), и вотъ самый судъ закона противъ такого сына: аще кому будетъ сынъ непокоривъ и грубитель, не послушаяй гласа отца своего и гласа матере своея, и накажутъ его и не послушаетъ ихъ: да возмутъ его отецъ его и мати его, и да изведутъ его предъ старѣйшины града своего и предъ врата мѣста своего, и да рекутъ къ мужемъ града своего: сынъ нашъ сей непокоривъ есть и грубитель, и не слушаетъ рѣчи нашея, сластолюбствуя пьянствуетъ, и да побіютъ его мужи града того каменіемъ, и да умретъ: и измите злое отъ себе самихъ, да и прочіи слышавше убоятся (Второз. 21, 18 — 21). Не страшно ли такое прещеніе закона, не велика-ли вина, на которую оно устремляется, и не важно-ли то, противъ чего сія вина совершается?

Итакъ, несчастный сынъ или несчастная дочь, вы, которые вмѣсто того, чтобы своею покорностію радовать своихъ родителей, услаждать ихъ жизнь, дѣлать пріятною самую ихъ старость, огорчаете ихъ душу, омрачаете ихъ дни, влечете ихъ старость въ могилу вашимъ непокорствомъ, преслушаніемъ, безумными и дерзкими противорѣчіями всякой ихъ волѣ, всякому ихъ слову, совѣту, приказанію и за тѣмъ — это уже необходимо — безнравственнымъ поведеніемъ, вы были бы публично побиты каменіемъ, если бы жили подъ закономъ Моисеевымъ. Хотя же по нынѣшнему устройству гражданскому вы и не подвергаетесь буквально такому наказанію: но не остается-ли тѣмъ не менѣе ваша вина виною, а вы сами — преступниками противъ самой первой для васъ на землѣ власти съ неба на землю нисходящей? Если здѣсь вы избѣгаете заслуженнаго наказанія: то не избѣгнете его въ жизни будущей, гдѣ Самъ Отецъ небесный, въ лицѣ вашихъ родителей, вашею непокорностію оскорбленныхъ, будетъ мстителемъ вамъ за Свои собственныя права, вами въ родителяхъ поруганныя. Убойтесь же суда и отмщенія Господня; троньтесь благословеніями дѣтямъ покорнымъ; послушайте родителей вашихъ во всемъ о Господѣ: сіе бо есть праведно и угодно Господеви.

в) Въ третьихъ, чтобы еще съ большею силою внушить дѣтямъ и высокость сана отеческаго и важность власти родительской, и тѣмъ лучше расположить ихъ къ почтенію своихъ родителей, обращаю ваше вниманіе на истину вамъ извѣстную, что Богъ предоставилъ всю важность благословенію и проклятію родителей въ отношеніи къ своимъ дѣтямъ, такъ что одно слово отца или матери, благословляющее или проклинающее дѣтей, дѣлаетъ сихъ послѣднихъ, иногда со всѣмъ ихъ потомствомъ, самымъ отдаленнымъ, или вѣчно счастливыми, или вѣчно несчастными. Эту важность родительскаго благословенія и проклятія св. писаніе выражаетъ въ слѣдующихъ словахъ: благословеніе отчее утверждаетъ домы чадъ; клятва же матерня искореняетъ до основанія (Сир. 3, 9).

Откуда столь страшная сила въ словахъ подобныхъ намъ человѣковъ, хотя нашихъ родителей? Конечно, не отъ самыхъ родителей, какъ человѣковъ. Имѣетъ, правда, нѣкую, иногда очень великую силу и слово человѣческое, особенно когда произносится и пріемлется всею силою души: но такое слово, обыкновенно, свое дѣйствіе оказываетъ только на слушающаго, и не имѣетъ силы располагать обстоятельствами, судьбою и участью родовъ послѣдующихъ, или благословенія потомства, какую силу между тѣмъ имѣли благословенія и клятвы родительскія. Обратимся къ св. писанію, которое свои догматы объясняетъ примѣрами самыми точными. Патріархъ Ной, послѣ всемірнаго потопа, новый родоначальникъ человѣчества, имѣлъ неосторожность испытать силу вина до забвенія и обнаженія себя. Хаму, меньшему изъ трехъ сыновей его, первому случилось увидѣть отца въ такомъ неблагопристойномъ положеніи, и онъ тотчасъ пошелъ, сказалъ о томъ старшимъ своимъ братьямъ Симу и Іафету. Братья, будучи скромнѣе и благоразумнѣе, главное же, почтительнѣе къ отцу, поспѣшили притти къ нему съ одеждою, и отвернувшись, чтобы не видѣть обнаженія, прикрыли его. Проснувшись, Ной узналъ, какъ поступилъ Хамъ, и что сдѣлали прочіе сыновья, изрекъ на перваго съ его потомствомъ проклятіе, а на послѣднихъ благословеніе. И рече: проклятъ Ханаанъ отрокъ, т.-е. сынъХамовъ; рабъ будетъ братьямъ своимъ. Благословенъ Господь Богъ Симовъ, и будетъ Ханаанъ отрокъ рабъ ему. Да распространитъ Богъ Іафета, и да вселится въ селеніяхъ Симовыхъ, и да будетп Ханаанъ рабъ ему (Быт. 20, 27). Короче и яснѣе, благословеніе состояло въ томъ, что потомство Сима и Іафета распространится, будетъ благоденствовать и господствовать надъ потомствомъ Хама, которое, въ силу проклятія, будетъ бѣдствовать, изнуряться и порабощаться первымъ. Такое благословеніе и проклятіе исполнилось буквально: потомки Хама, извѣстные въ исторіи подъ именемъ народовъ ханаанскихъ, во всѣ времена были поражаемы, истребляемы и порабощаемы потомствомъ Сима и Іафета. Откуда же такая сила въ словахъ Ноя, который въ семъ случаѣ представляется даже человѣкомъ, впавшимъ въ слабость? Оттуда, что слова его были не просто слова человѣка, но благословеніе и проклятіе родителя.

Знайте, дѣти меня слушающія, что вообще благословеніе родителей не есть простое доброжелательное ихъ слово, равно какъ и проклятіе родителей не есть одно зложелательное ихъ слово. Но благословеніе родительское есть доброжелательное слово отца или матери къ сыну или дочери, произносимое по праву, особенно родителямъ надъ дѣтьми Самимъ Богомъ, Отцемъ всяческихъ, усвоенному, и потому исполненное всегда нѣкоею таинственною силою, такъ что, бывъ произнесено, оно непремѣнно исполняется на дѣлѣ, какъ и слово Самого Бога, которое, исшедши изъ устъ Божіихъ, не возвращается уже тощимъ (Ис. 55, 10. 11). Это всемогущее слово Самого Бога, въ устахъ родителей, опредѣляющее или рѣшающее судьбу дѣтей. Не ищите въ этомъ словѣ силы естественной — она тутъ сверхъестественная, изъ Бога исходящая и Богомъ влагаемая. Таково же понятіе и проклятія, только съ противной стороны; именно оно есть зложелательное, карательное слово родителей къ дѣтямъ, произносимое по особенному праву, Богомъ данному, и всегда полное силы сверхъестественной, такъ что, бывъ произнесено, оно непремѣнно производитъ гибельное свое дѣйствіе на виновныхъ дѣтяхъ. Столь великую силу родительскаго благословенія и проклятія древніе лучше нашего разумѣли, отъ того-то они такъ дорожили благословеніемъ. Дѣйствительно, для дѣтей ничего нѣтъ важнѣе благословенія и проклятія отца или матери; ибо это благословенія и проклятія Отца небеснаго изъ устъ земныхъ родителей. Благословеніе отчее утверждаетъ домы чадъ: клятва же матерня искореняетъ до основанія.

III. Итакъ, чадо, послушай родителей твоихъ о Господѣ во всемъ; сіе бо и праведно и угодно Господеви и благо ти будетъ и долголѣтенъ будеши на земли. Взвѣсь, ты сынъ и ты дочь, и всю для тебя важность благословенія и проклятія родительскаго: какъ бы ты ни былъ уменъ, богатъ и счастливъ; но если поразитъ тебя клятва отца или матери, все это исчезнетъ какъ тѣнь, какъ дымъ, какъ сонъ; но если на главѣ твоей почіетъ благословеніе отца или матери, тогда счастіе польется на тебя рѣкою и возвысится и укрѣпится, какъ горы вѣчныя. Воображая сіе, дѣломъ и словомъ чти отца твоего и матерь, да найдетъ ти благословеніе отъ нихъ; и благословеніе отчее утвердитъ твой домъ, твое потомство, твое благосостояніе, такъ какъ въ противномъ случаѣ клятва матерня искоренитъ тебя до основанія.

Братія-христіане! Мы видѣли, что слово Божіе ясно и непреложно учитъ дѣтей оказывать всякое послушаніе и почитаніе власти родительской. Но ни на одну минуту не забудемъ, что оно же также ясно и непреложно учитъ почитать, царскую власть и повиноваться ей, какъ власти богоустановленной, и царя почитать, какъ отца великаго семейства — государства.

Слово Божіе возвѣщаетъ христіанамъ, — а въ лицѣ ихъ — и всѣмъ народамъ, — всему человѣчеству: нѣсть власть, аще не отъ Бога; сущія же власти отъ Бога учинены суть (Рим. 13, 1).

Благоговѣйному и безпристрастному изыскателю не трудно дознать и уразумѣть, какимъ образомъ власть, по ученію слова Божія, происходитъ отъ Бога.

Откуда это множество людей, соединенныхъ религіею, закономъ, языкомъ, обычаями, которое называютъ народомъ? Очевидно, что множество это народилось отъ нѣкоего меньшаго племени, а племя произошло отъ семейства. Итакъ въ семействѣ, собственно такъ называемомъ, — лежатъ сѣмена всего, что потомъ раскрылось и возрасло въ великомъ семействѣ, которое называютъ государствомъ. — Слѣдовательно, въ семействѣ должно искать начатковъ и перваго образца власти и подчиненія, раскрывшихся потомъ въ большомъ семействѣ — государствѣ. Именно: отецъ, который по естественному дару Божію имѣетъ возможность дать жизнь сыну и образовать его способности, есть первый властитель; сынъ, который ни способностей своихъ образовать, ни самой жизни своей сохранить не можетъ безъ повиновенія родителямъ и воспитателямъ, — есть природно подвластный. Но какъ власть отца несотворена самимъ отцемъ и не дарована ему сыномъ, — а произошла вмѣстѣ съ человѣкомъ отъ Того, Кто сотворилъ человѣка: то и открывается, что глубочайшій источникъ и высочайшее начало первой власти, а слѣдственно и всякой послѣдующей между человѣками власти, есть въ Богѣ. Изъ Него, во первыхъ, — по слову Божію, всяко отечество на небесѣхъ и на земли именуется (Ефѳс. 3,15); потомъ, когда сыны сыновъ разродились въ народъ и въ народы, и изъ семейства возросло государство, необъятное для естественной власти отца, Богъ далъ этой власти новый искусственный образъ — и новое имя въ лицѣ царя, и такимъ образомъ Его премудростію царіе царствуютъ (Притч. 8, 15); и далѣе, сколько бы ни размножались народы, какъ бы ни измѣнялись государства, всегда посредствомъ вседѣйствующаго промысла владѣетъ Вышній царствомъ человѣческимъ (Дан. 4, 22). Итакъ, царь есть отецъ великой семьи — государства, а слѣд. его даже гораздо болѣе каждый долженъ почитать чѣмъ отца семейства. Аминь. (Сост. свящ. Г. Д—ко по «Словамъ и рѣч.» Николая, еписк. Тамб. стр. 289—300, и проповѣд. Филарета, митр. моск.).

Примѣчаніе:
[1] Это поученіе можетъ быть раздѣлено на три поуч. по букв. а) б) и в).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 438-442.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0