Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 23 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 2-ое. День восшествія на престолъ Государя Императора Николая Александровича.

(Печальные плоды умственнаго образованія безъ религіозно-нравственнаго воспитанія).

Не престаю, благодаря о васъ, поминаніе о васъ творя въ молитвахъ моихъ: да Богъ Господа нашего Іисуса Христа, Отецъ славы, дастъ вамъ духа премудрости и откровенія въ познаніе Его: просвѣщенна очеса сердца вашего (Еф. 1, 16–18).

I. Въ нынѣшній торжественный день остановимъ наше вниманіе на этихъ словахъ св. апостола Павла, написанныхъ имъ въ посланіи къ ефесскимъ христіанамъ. Благожеланіе, высказанное св. апостоломъ ефесянамъ, важно для христіанъ всѣхъ временъ и народовъ, такъ какъ оно указываетъ, какія силы душевныя должны развивать въ себѣ христіане, стремящіеся къ высшему и высшему совершенству. Для нашего же времени приведенное благожеланіе апостольское имѣетъ особенно важное значеніе, такъ какъ направленіе нашей жизни и нашего образованія уклонилось отъ того пути, на который указываетъ святой апостолъ.

По мысли св. апостола, просвѣщеннымъ будетъ тотъ христіанинъ, который образовалъ и развилъ свой умъ всесторонне, направивши его на изученіе не только видимой природы, но и невидимаго Бога, познаваемаго въ мудрости творенія и въ откровеніи Его, — который притомъ просвѣтилъ свое сердце, пріучивши его къ добрымъ и чистымъ чувствамъ, чтобы благоговѣйно постигать все величіе благодѣяній Божіихъ для насъ и во всю жизнь возгрѣвать въ сердцѣ святой огонь любви къ Богу и искреннее благорасположеніе къ нашимъ братьямъ — ближнимъ. Здравый человѣческій умъ разсуждаетъ вполнѣ согласно съ ученіемъ св. апостола. Хорошо развитъ и образованъ тотъ человѣкъ, у котораго согласно развиты всѣ душевныя силы: умъ, воля, сердце, а не одна какая-нибудь въ ущербъ другой.

Кто же изъ насъ похвалитъ человѣка съ развитымъ умомъ, обладающаго разнообразными свѣдѣніями, но въ то же время безнравственнаго и безчестнаго, не заслуживающаго ни малѣйшаго довѣрія и уваженія по своимъ правиламъ и поведенію? Кто изъ насъ похвалитъ человѣка умнаго, но безсердечнаго и жестокаго, готоваго причинить своему ближнему всякое зло? Кто изъ насъ не знаетъ, что для мирнаго и счастливаго теченія жизни общественной имѣютъ болѣе значенія люди безукоризненной честности и скромности, неимовѣрной доброты и чистоты сердечной, чѣмъ люди только большого ума и широкихъ свѣдѣній? Кто не знаетъ, что одностороннее развитіе человѣка никогда и никѣмъ не одобрялось, а напротивъ люди всегда стояли за всестороннее развитіе и всегда выражали желаніе, чтобы во всякомъ человѣкѣ были съ одинаковою тщательностію развиваемы: и умъ, и воля, и сердце? Что же мы, однако, видимъ на дѣлѣ?

На дѣлѣ стремленіе къ умственному развитію человѣка заслонило собою развитіе другихъ душевныхъ его силъ, какъ будто въ человѣкѣ одна цѣнная сила умъ, а всѣ другія душевныя силы никакой цѣны не имѣютъ и потому никакихъ заботъ объ ихъ развитіи не требуютъ. Вездѣ наука стала предметомъ главной заботы при воспитаніи дѣтей. Не только въ школахъ, а даже и въ семействахъ обученіе дѣтей разнымъ наукамъ заняло первое мѣсто.

Что же касается развитія нравственнаго и религіознаго, то въ этомъ отношеніи многіе родители считаютъ за лучшее дать дѣтямъ полную свободу, какъ будто ихъ волю и не нужно упражнять и направлять, — она сама собою попадетъ на путь добра и правды, — и о религіозномъ развитіи считаютъ излишнимъ заботиться, потому что дѣти еще малы и ничего не понимаютъ. Въ человѣкѣ, говорятъ, умъ — вотъ та сила, которая растворяетъ предъ нимъ двери во святилище высшихъ наукъ, ведетъ его къ высшему образованію и болѣе широкому міровоззрѣнію, къ болѣе почетнымъ занятіямъ и должностямъ, даже къ славѣ и вѣчной памяти въ потомствѣ.

II. Дѣятельность человѣческаго ума дѣйствительно была бы весьма плодотворна, если бы она совершалась подъ знаменемъ вѣры христіанской и руководствомъ закона христіанскаго, — когда въ людяхъ было бы много не одного знанія, а и любви, и добра, и чести. Въ томъ и горе наше, что свѣтъ просвѣщенія широко льется на насъ, но онъ не грѣетъ насъ: онъ озаряетъ наши умы, возбуждаетъ ихъ, подвигаетъ иногда на усиленныя и изнурительныя работы, но не согрѣваетъ нашихъ сердецъ живительною теплотою любви къ премудрому Творцу и Промыслителю, участія и состраданія къ нашему ближнему, искренней дружбы и родственнаго расположенія. Нынѣ ума между людьми много, но сердца мало, — оно сухо й черство; ума много, а нравственность отъ того не только нисколько не стала выше и чище, — напротивъ, по общему признанію, нравственность, съ развитіемъ образованія, пришла въ большій упадокъ. Такъ и должно быть, когда всѣ наши усилія былй устремлены на развитіе ума въ человѣкѣ и оставлены въ пренебреженіи его воля и сердце, которымъ было предоставлено развиваться по вѣтру общаго теченія, по началамъ себялюбія, по требованіямъ страстей и похотей. Печальные плоды такого направленія отразились въ нашей жизни со всею ясностію.

а) Время наше не даромъ получило нелестное наименованіе вѣка всякой фальши. Куда ни обратитесь, вездѣ вы попадете часто на что-нибудь фальшивое. Пищу ли вы вкушаете, напитки разные пьете, вы знаете, что многое въ нихъ поддѣлано и отравлено не безвредными примѣсями, которыя должны причинятъ вредъ вашему здоровью. Одѣваетесь ли вы и тутъ бойтесь, что ваша одежда часто не такова, какою кажется. Возжигаете вы даже восковую свѣчу или лампаду предъ святыми иконами и знаете, что не всегда эта свѣча или это масло свободны отъ нечистыхъ примѣсей. А затѣмъ поддѣлка вездѣ и во всемъ, фальшивая монета, у иныхъ людей фальшивая наружность, а иногда даже и фальшивыя чувства и рѣчи преслѣдуютъ васъ на каждомъ шагу и постоянно твердятъ вамъ: берегись, не довѣряй, тебя обманываютъ; у людей нынѣ совѣсти совсѣмъ не стало. И въ самомъ дѣлѣ, если бы развиты были въ людяхъ воля добрая и сердце благородное, — если бы приложены были заботы о чистотѣ нравственности, развѣ возможно было бы такое широкое распространеніе между нами фальши и обмана?

б) Присмотритесь къ другимъ недугамъ нашего времени и они вамъ скажутъ объ одностороннемъ развитіи нашемъ. Сомнѣнія и безразличіе въ вѣрѣ, маловѣріе и даже невѣріе — вотъ болѣзни однихъ; этихъ болѣзней скрыть нельзя, такъ какъ существованіе ихъ среди насъ всѣмъ извѣстно. Кто у насъ въ обществѣ возстанетъ на защиту своей вѣры и церкви съ ея уставами и обрядами? Не скорѣе ли найдутся вездѣ такіе, которые готовы раздѣлить глумленіе надъ ними и осмѣяніе ихъ? Оттого смѣло приходи къ намъ всякій лжеучитель и проповѣдуй все, что угодно, противъ нашей вѣры, ея уставовъ и обрядовъ: охотники слушать лжеученіе и слѣдовать ему въ нашемъ обществѣ всегда найдутся. Значитъ, не утвердилось наше сердце во Господѣ и наша воля мало поучалась въ законѣ Его.

в) Другіе всѣми и всѣмъ недовольны, все у насъ осуждаютъ и порицаютъ. Не хороши будто бы порядки, заведенные у насъ; не хороши будто бы люди, поставленные начальствовать и управлять. Все у насъ нужно будто бы передѣлать по новому и измѣнить всѣ существующіе порядки. Недовольство такихъ людей доходитъ иногда до озлобленія и крайняго ожесточенія. Горделивое самообольщеніе доводитъ ихъ до того, что въ сердцахъ ихъ не оказывается ни снисхожденія, ни жалости къ людямъ. Окаменѣло сердце у такихъ людей.

г) Третьи въ жизни цѣнятъ только внѣшнія блага и чувственныя наслажденія. Ко всему на свѣтѣ эти люди равнодушны и холодны, кромѣ внѣшнихъ благъ и чувственныхъ удовольствій. Въ погонѣ за ними, эти люди готовы пожертвовать всѣмъ: и своею честью, и своею совѣстію, и родствомъ, и дружбою, и любовію. Стремленій высшихъ, духовныхъ у такихъ людей нѣтъ; все погибло въ омутѣ страстей и пороковъ. У такихъ людей все приносится въ жертву тельцу золотому, и беззавѣтное служеніе ему считается и современнымъ, и умнымъ, и нисколъко не позорнымъ для человѣка. Одебелѣло сердце людей этихъ и духовныя очи ихъ закрылись для высшаго духовнаго міра.

III. Такъ, братія, умственное развитіе въ нашемъ обществѣ растетъ и распространяется, но вмѣстѣ съ этимъ счастье и миръ уходятъ отъ людей куда-то дальше и дальше. Помыслимъ объ этомъ и постараемся врачевать болѣзнь, пока она еще не стала застарѣлою и неизлѣчимою. Обратимъ все вниманіе, все наше стараніе къ тому, чтобы наши дѣти получили не только здравое и полезное умственное развитіе, но и глубокое и основательное религіозно-нравственное воспитаніе, безъ котораго одно умственное образованіе не можетъ дать ни хорошихъ гражданъ для земли, ни сыновъ и наслѣдниковъ царствія Божія на небѣ. Аминь. (Сост. съ нѣкотор. дополн. по «Словамъ, поуч. и рѣчамъ», прот. о. Е. Мегорскаго, Спб.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 435-437.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0