Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 iюля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцать первый день.

Поуч. 1-ое. День восшествія на престолъ Его Величества Императора Николая Александровича.

(Съ нами Богъ!).

I. Съ нами Богъ, разумѣйте языцы и покоряйтеся (Исаіи 8, 9)! Благословенъ Богъ, оправдавый надъ нами царствовати Благочестивѣйшаго, Самодержавнѣйшаго, Великаго Государя Императора Николая Александровича. Вѣрная Богу и Помазанникамъ Его, царелюбивая Россія, если когда, то особенно нынѣ, — въ день свѣтлаго сего отечественнаго торжества, изъ тысячи и тысячей сердецъ составивъ единое вѣрноподданническое сердце, вознесетъ усердную молебную пѣснь хвалы и благодаренія къ всевышнему Царю царей, даровавшему ей царя по сердцу Своему.

II. Единъ есть, братія, верховный источникъ и сего, и всѣхъ другихъ благословеній, подъ осѣненіемъ которыхъ православное отечество наше стоитъ непоколебимо; единъ источникъ благоденствія, могущества и славы нашей — съ нами Богъ!

Остановимъ благоговѣйное вниманіе, для назиданія и утѣшенія нашего, на сей свѣтлой и вожделѣнной для насъ истинѣ.

а) Когда возрастаетъ вѣра, возрастаегь и царство, преуспѣваетъ и просвѣщеніе въ народѣ, не лжеименное просвѣщеніе мудрствователей, закрывающихъ глаза свои отъ Солнца правды (Мал. 4, 2) — I. Христа и ищущихъ свѣта во тьмѣ противорѣчивыхъ измышленій, но просвѣщеніе истинное, исходящее свыше отъ Отца свѣтовъ (Іак. 1, 17) и основанное на премудрости (1 Кор. 2, 7), открытой намъ въ евангеліи. Тверда вѣра, твердо царство; колеблется вѣра, колеблется царство; ослабѣваетъ вѣра, ослабѣваетъ царство; изсякаетъ вѣра, изсякаетъ благоденствіе народа; исчезаетъ вѣра, исчезаетъ и царство. Законъ сей неизмѣненъ, какъ непремѣнна правда Божія. То только благоденствіе народа твердо, неизмѣнно, которое основано на благочестіи, на смиренной вѣрѣ въ Бога.

Изъ чистаго источника истинной вѣры въ Бога, естественно, проистекаетъ непоколебимая вѣрность, любовь и благоговѣніе къ Царю, Помазаннику Господню. Одно съ другимъ соединено неразрывнымъ союзомъ, одно безъ другого быть не можетъ. Невѣрность Царю есть исчадіе невѣрія въ Бога. Такъ, истинная вѣра въ Бога и святая вѣрность Царю, Помазаннику Господню, составляетъ краеугольный камень, единое твердое основаніе, на которомъ зиждется благоденствіе народа. И гдѣ очевиднѣе сія истина, какъ не въ нашемъ благословенномъ отечествѣ?

б) Обратимъ взоръ свой на судьбы отечества нашего со временъ древнихъ до настоящаго. Краеугольнымъ камнемъ, на которомъ утверждалось наше царство въ тяжкую годину испытаній, всегда служила православная вѣра, наслѣдованная нами отъ православной Греціи. Угодно было Богу посѣтить Россію страшнымъ нашествіемъ монголовъ, по-видимому, въ конецъ разрушившихъ ея благоденствіе. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра, — и вѣрная Богу Россія, съ единою помощію Его свергнувъ тяжкое иго враговъ, еще съ большею крѣпостію утверждалась на камени православія и единодержавія.

Угодно было Богу испытать Россію смутами, угрожавшими ей потерею всего самаго дорогого — вѣры, народности и самостоятельности государственной. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра, — и Господь Богъ за вѣру и вѣрность отцевъ нашихъ, избавивъ насъ отъ козней враговъ нашихъ, даровалъ Россіи Родоначальника Царствующаго Дома, въ которомъ утвердилъ благословенное самодержавіе.

Угодно было Богу попустить нашествіе завоевателя, слывшаго непобѣдимымъ и мнившаго подавить насъ силами соединенной Европы. Но съ нами Богъ, съ нами православная вѣра и вѣрность Помазаннику Господню, — и непобѣдимый побѣжденъ, неисчислимыя полчища его разсѣяны.

в) Вѣруемъ и уповаемъ, яко съ нами Богъ — и нынѣ. Пусть многочисленные враги наши — и вмѣстѣ враги мира — покрываютъ моря и сушу, пусть предпринимаютъ всякія ухищренія противъ величія христолюбивой Россіи, мы вѣруемъ и уповаемъ, что Тотъ, Кто изрекъ: созижду церковь Мою, и врата адова не одолѣютъ ей (Матѳ. 16, 18), — Самъ и нынѣ ратуетъ за святую церковь Свою, и защититъ и упасетъ ю. Вѣруемъ и уповаемъ, что, установляя и предѣлы царства русскаго въ мѣсто селенія святой Своей церкви, Самъ возлагаетъ Свой судъ о всѣхъ сосудѣхъ лукавыхъ, прикасающихся наслѣдію Его (Іер. 12, 14), а вѣрное ему царство русское воспрославитъ новою славою и превознесетъ предъ лицемъ міра.

Вѣруемъ и уповаемъ, что омраченіе, объявшее въ наше время умы нѣкоторыхъ, иже отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ (1 Іоан. 2, 19), принадлежащихъ отечеству только по мѣсту рожденія, но вполнѣ чуждыхъ ему по вреднымъ убѣжденіямъ и пагубнымъ стремленіямъ, — что омраченіе, объявшее этихъ сыновъ погибельныхъ (Іоан. 17, 12), разсѣется, яко дымъ (Пс. 67, 3), и отечество наше будетъ, по прежнему, твердо и непоколебимо доблестію истинныхъ сыновъ своихъ, вѣрующихъ въ Бога и чтущихъ Помазанника Его.

III. Такъ, братія, Господь выну будетъ съ нами, будетъ охранять и спасать насъ, постоянно возводя отечество наше отъ силы въ силу и отъ славы въ славу, если мы будемъ соединять съ православною вѣрою въ Бога непоколебимую вѣрность и нелицемѣрную любовь власти предержащей, которой отечество наше такъ много обязано своимъ настоящимъ величіемъ. (Извлеч. въ сокращеніи изъ «Словъ и рѣч.» Палладія, епископа рязанск. и зарайск., нынѣ митрополита с.-петербургскаго, стр. 181—184).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 434-435.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0