Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 24 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Двадцатый день.

Св. великомуч. Артемій.

(Свойства гонимыхъ за правду Божію).

I. Св. Артемій, память коего совершается нынѣ, былъ префектомъ въ Египтѣ въ царствованіе Іуліана-отступника. Когда, отправляясь на войну противъ персовъ, Іуліанъ былъ въ Антіохіи, то Артемій, прибывъ туда-же съ войскомъ египетскимъ, былъ свидѣтелемъ возмутительнаго преслѣдованія христіанъ Іуліаномъ, который приписывалъ имъ сожженіе языческаго храма въ Дафнѣ, предмѣстьи Антіохіи. Въ озлобленіи на неповинныхъ въ этомъ дѣлѣ христіанъ богоотступникъ сжегъ ихъ церковь въ Антіохіи и разрушилъ и другую, находившуюся близь Аполлонова капища, и, вообще, жестоко преслѣдовалъ христіанъ, не щадя даже дѣтей. Вознегодовалъ тогда на гонителя ревностный христіанинъ Артемій, не могшій стерпѣть неправды, и безбоязненно, открыто изобличилъ его въ несправедливости. Раздраженный дерзновеніемъ Артемія властитель велѣлъ снять съ него воинскія одежды, обнажить его и мучить, пока онъ не принесетъ жертвы богамъ. Но обливая своей кровію землю, Артемій проповѣдывалъ I. Христа и великія чудеса Его. Перенесъ онъ и темничное заключеніе, гдѣ его томили голодомъ, и потомъ былъ подвергнутъ особенному испытанію: его положили на одну половину разсѣченнаго камня, другою половиною котораго, опустивъ ее съ высоты, раздробили члены мученику. Наконецъ отсѣкли ему голову мечемъ. Это было около 361-го г.

II. Мы слышали, братія-христіане, что св. великомуч. Артемій неправедно былъ гонимъ неистовымъ царемъ за правду, — за то, что, не могши равнодушно терпѣть жестокости царя, онъ безбоязненно и открыто обличилъ его въ несправедливости. Мы видѣли так-же, что никакія угрозы и мученія не могли поколебать св. ревнителя правды, который безропотно и мужественно перенесъ мученія и самую смерть. Такъ поступаютъ и всѣ гонимые за правду Божію истинные христіане, которымъ за то Господь обѣщаетъ даровать царствіе небесное: всѣ они отличаются постоянствомъ въ добродѣтели, мужествомъ въ перенесеніи самыхъ жестокихъ гоненій и терпѣніемъ въ перенесеніи бѣдствій гоненія. Разсмотримъ же ближе эти свойства гонимыхъ за правду.

а) Первое свойство, какъ мы сказали, которое являютъ всегда и неизмѣнно люди дѣйствительно гонимые за свои добродѣтели и правду, есть постоянство въ правдѣ. Кто искренно преданъ справедливости и любитъ добро, того нельзя ничѣмъ подкупить и заставить, чтобы онъ отступилъ отъ правды и покривилъ душею. Не могутъ обольстить его и отклонить отъ правды никакія обѣщанія земныхъ выгодъ, — богатства, славы, почестей. Не можетъ онъ увлечься къ измѣнѣ добродѣтели и справедливости ни дружбою, ни родствомъ, ни знакомствомъ; не устрашатъ его никакія бѣдствія и даже самая смерть. Отсюда истинные ратоборцы за правду всегда являютъ великое постоянство и твердость въ добродѣтели и истинѣ. Вотъ примѣръ, взятый изъ исторіи церкви. Когда греческій императоръ Констансъ II хотѣлъ склонить мужественнаго борца за православіе Максима исповѣдника къ отреченію отъ своей православной вѣры и принятію ереси монофелитской, то, призвавъ его, сказалъ: «мы желаемъ, чтобы Господь обратилъ къ намъ твое сердце. Мы съ любовію примемъ тебя, съ честію введемъ въ церковь, поставимъ тебя на первомъ мѣстѣ, и славенъ ты будешь по всей вселенной, только отрекись отъ своей вѣры и пристань къ намъ, ибо тогда всѣ соединятся съ нами. Теперь же, взирая на тебя, упорствуютъ». На это преподобный Максимъ отвѣчалъ царю: «всѣхъ насъ постигнетъ судъ Божій; я не могу сдѣлать того, чего ты желаешь, не могу измѣнить истинѣ и правдѣ». Тогда царь сталъ убѣждать его, чтобы онъ, по крайней мѣрѣ, молчалъ и не разглашалъ своего ученія. «Молчать объ истинѣ значитъ отвергать ее», — отвѣчалъ ему преподобный. — «Въ сердцѣ своемъ вѣруй, какъ хочешь, говорилъ ему царь, мы тебѣ не мѣшаемъ». — «Господь велитъ не однимъ сердцемъ вѣровать, но и исповѣдывать Его устами, — отвѣчалъ преподобный. Ибо Онъ предъ Отцемъ небеснымъ отвержется того, кто отрекся отъ Него предъ людьми».

б) Второе свойство, являемое людьми гонимыми за правду, есть мужество въ перенесеніи гоненій. Кто дѣйствительно стоитъ за правду и истину и всѣмъ сердцемъ преданъ ей, тотъ не страшится никакихъ угрозъ и мученій и терпитъ ихъ съ радостію и охотно, — не страшится даже самой смерти, потому что защищаетъ не свои интересы, а интересы самой истины и правды, какъ дѣло Божіе, и убѣжденъ въ своей правотѣ. Представимъ примѣръ: св. Мелетій избранъ былъ въ епископа антіохійскаго съ общаго согласія, какъ православныхъ, такъ и еретиковъ аріанъ, и избирательный листъ о семъ, подписанный какъ православными, такъ и аріанами, порученъ былъ на храненіе Евсевію, епископу самосатскому. Но когда Мелетій, какъ ревностный защитникъ православія, изгнанъ былъ аріанами изъ Антіохіи и осужденъ нечестивымъ императоромъ Констанціемъ на заточеніе, то аріане, опасаясь, чтобы онъ снова не возвратился, потребовали у Евсевія возвращенія имъ избирательнаго листа. Но Евсевій имъ рѣшительно отказалъ, потому что избраніе подписано было и вручено ему на храненіе какъ аріанами, такъ и православными. Тогда аріане упросили императора, чтобы онъ употребилъ надъ нимъ свою власть. Но Евсевій отказалъ и императору, сказавъ: «общаго суда, мнѣ ввѣреннаго, не отдамъ иначе, какъ когда всѣ ввѣрившіе, собравшись во едино, потребуютъ отъ меня возвращенія своего рѣшенія». Раздраженный императоръ вторично послалъ къ нему своего чиновника съ указомъ, повелѣвъ ему употребить угрозы. Чиновникъ, подавая Евсевію указъ, сказалъ, что въ случаѣ непослушанія онъ имѣетъ повелѣніе отрубить ему руку. — «Итакъ не нужно читать указа», отвѣчалъ ему Евсевій и, протянувъ ему обѣ руки, сказалъ: «ты можешь исполнить приказанное тебѣ, потому что неправаго повелѣнія царя я не исполню».

в) Третье, наконецъ, свойство, являемое людьми невинно гонимыми за правду, есть терпѣніе въ перенесеніи гоненій. Не тотъ гонится невинно, кто самъ подаетъ поводъ къ гоненію. Не тотъ и терпитъ за правду, страдаетъ невинно, кто, встрѣчая неправду со стороны другихъ людей, самъ ожесточается, ненавидитъ и старается мстить, если не дѣломъ, то злословіемъ и порицаніемъ. Это уже не есть терпѣніе, ибо кто мститъ, тотъ не терпитъ, и чрезъ это самое мщеніе онъ самъ дѣлается виновникомъ своего гоненія, а потому и гонится уже не невинно. Но тотъ дѣйствительно страдаетъ и терпитъ невинно, кто, не подавая самъ никакого повода къ гоненію, всякое гоненіе, всякое преслѣдованіе за то, что онъ не хочетъ измѣнить правдѣ, переноситъ безропотно и терпѣливо, безъ жалобъ, безъ озлобленія и мести, надѣясь единственно на правоту своего дѣла и на мздовоздаятеля всѣхъ Бога, Который разсудитъ всѣхъ по правдѣ и воздастъ каждому по дѣломъ его. Отсюда люди, гонимые невинно и за правду, бываютъ всегда смиренны, безропотны и покорны волѣ Провидѣнія.

III. Если Господу угодно будетъ послать намъ скорби за правое дѣло, то да сподобитъ Онъ насъ перенесть ихъ по примѣру св. угодниковъ Божіихъ съ постоянствомъ, мужествомъ и терпѣніемъ. (Сост. Г. Д—ко съ дополн. по проп., прилож. къ «Рук. для сел. паст.», за 1890 г. іюнь мѣс. стран. 375–380).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 432-434.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0