Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Девятнадцатый день.

Св. мученикъ Уаръ.

(О преданности Богу).

I. Когда св. мученикъ Уаръ, память коего совершается нынѣ, жившій въ царствованіе римскаго императора Максиміана въ Египтѣ, за исповѣданіе имени Христова среди ужаснѣйшихъ мученій преданъ былъ мучительной смерти и тѣло его было выброшено мучителями внѣ града на съѣденіе псамъ, то одна благочестивая вдова христіанка, по имени Клеопатра, съ преданными ей слугами ночью тайно взяла тѣло св. мученика и схоронила на время въ домѣ своемъ. Эта Клеопатра была родомъ изъ Палестины и недавно лишилась своего мужа, бывшаго военачальникомъ. Она питала такую вѣру къ св. мученику, что, возвращаясь на родину съ единороднымъ сыномъ своимъ Іоанномъ, она рѣшилась взять съ собою священные останки мученика, чтобы положить ихъ на родовомъ своемъ кладбищѣ. Клеопатра выпросила у правительства дозволеніе перенести тѣло мужа своего, но подъ видомъ его перевезла на родину тѣло св. мученика Уара. Такое усердіе и почтеніе блаженной Клеопатры къ памяти и священнымъ останкамъ страстотерпца привлекли на нее Божіе благословеніе: единородный сынъ ея благополучно приходилъ въ совершенный возрастъ, готовясь вступить на службу царскую. Блаж. Клеопатра рѣшилась устроить въ честь св. мученика Уара храмъ, въ который и были перенесены мощи св. мученика. Въ избыткѣ радости при исполненіи искренняго своего желанія, Клеопатра во время совершенія литургіи въ новоосвященномъ храмѣ особенно усердно молила у св. страстотерпца ходатайства предъ Богомъ за нее и сына ея, да устроитъ для нихъ Господь по Своей благой и совершенной волѣ то, что имъ благопотребно и полезно. По окончаніи литургіи Клеопатра сдѣлала угощеніе духовенству, народу, нищимъ и странникамъ и сама вмѣстѣ съ сыномъ служила при столѣ. Въ тотъ же день къ вечеру сынъ ея разболѣлся и къ полуночи скончался. Пораженная неутѣшнымъ горемъ мать побѣжала въ церковь св. мученика Уара и, припадши къ гробу его, вопіяла: «угодниче Божій! такую ли помощь оказалъ мнѣ за все мое усердіе къ тебѣ? Погибла надежда моя: кто въ старости меня пропитаетъ, кто предастъ гробу тѣло мое? Возврати мнѣ сына моего, какъ нѣкогда Елисей воскресилъ сына Соманитяныни, или же возьми теперь душу мою». Такъ вопія отъ тяжкой скорби, Клеопатра заснула. Предъ нею предсталъ св. мученикъ, держа въ рукахъ Іоанна: оба были въ блистающихъ драгоцѣнныхъ одеждахъ и опоясаніяхъ, имѣя вѣнцы на главахъ. Св. мученикъ говорилъ скорбящей матери: «зачѣмъ ты вопіешь ко мнѣ съ ропотомъ? я помню все благодѣяніе, оказанное моему тѣлу, и всегда молю Господа о родѣ твоемъ, среди котораго ты положила меня, — наконецъ я умолилъ Господа о сынѣ твоемъ, чтобы онъ былъ сопричисленъ къ лику святыхъ ангеловъ, и вотъ нынѣ онъ предстоитъ въ славѣ престолу Божію. Возьми сына своего и отдай на служеніе царю земному, если не хочешь, чтобы онъ былъ слугою Царю небесному и вѣчному». При этихъ словахъ отрокъ крѣпко обнялъ выю св. мученика и сказалъ ему: «нѣтъ, не отдавай меня опять въ міръ, полный неправдъ и всякихъ беззаконій, оставь меня навсегда въ сопребываніи святыхъ. А ты, родительница, если любишь меня, радуйся моему счастію и не отвлекай отъ небеснаго царства въ земное убожество...» Такъ чудесно утѣшена была блаж. Клеопатра въ своей тяжкой скорби! Исполненная радости и веселія, она торжественно похоронила тѣло сына своего при гробѣ мученика, проводивъ его въ могилу не какъ мертвеца, но какъ жениха въ чертогъ брачный. Остальное время жизни своей она провела въ уединенной келліи при храмѣ св. мученика Уара, посвятивъ себя всецѣло благотворительности. По блаженномъ успеніи своемъ она была погребена рядомъ съ сыномъ въ томъ же храмѣ.

II. Итакъ, братіе, во всѣхъ несчастіяхъ, постигающихъ насъ, подобныхъ несчастію, случившемуся съ блажен. Клеопатрою, мы должны не роптать на Бога, но укрѣплять себя полною преданностью въ волю Божію, зная, что Богъ все творитъ съ нами къ лучшему.

а) Слово Божіе учитъ насъ всегда предаваться Богу и весьма сильно обличаетъ неразуміе бороться съ опредѣленіемъ Божіимъ: предай Господу путь твой и уповай на Него. Покорись Господу (Пс. 36, 5, 7). Горе тому, кто препирается съ Создателемъ своимъ, черепокъ изъ черепковъ земныхъ! Скажетъ ли глина горшечнику: «что ты дѣлаешь?» и твое дѣло скажетъ ли о тебѣ: «у него нѣтъ рукъ?» (Ис. 45, 9). — Ты кто, человѣкъ, что споришь съ Богомъ? Издѣліе скажетъ ли сдѣлавшему его: зачѣмъ ты меня такъ сдѣлалъ? Не властенъ ли горшечникъ надъ глиною, чтобы изъ той же смѣси сдѣлать одинъ сосудъ для почетнаго употребленія, а другой для низкаго? (Рим. 9, 20—21). Наказанія Господня, сынъ мой, не отвергай, и не тяготись обличеніемъ Его; ибо кого любитъ Господь, того наказываетъ и благоволитъ къ тому, какъ отецъ къ сыну своему (Притч. 3, 11—12, Евр. 12, 5—6). Забудетъ ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалѣть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя, говоритъ Самъ Господь. (Ис. 49. 13. 15). — Господь послалъ горе, и помилуетъ по великой благодати Своей (Пл. Іер. 3, 32).

б) Свв. отцы и учители церкви также увѣщеваютъ насъ предать себя въ волю Божію. Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «какъ глина принимаетъ всякій видъ, какой только даютъ ей руки обдѣлывающаго ее: такъ и человѣку должно сообразоваться съ тѣмъ, что повелѣваетъ Богъ, и что Богъ посылаетъ, то и принимать съ благодарностію, нисколько не противорѣча и не дѣлая никакихъ изслѣдованій; потому что судьбы Божіи непостижимы не для однихъ насъ, но и для людей святыхъ и чудныхъ, которые жили прежде насъ». (Св. Іоанна Злат. слова т. 3, стр. 276 и 277. Спб. 1850 г.).

«Все управляется благостію Владыки, пишетъ св. Василій В. Что ни случается съ нами, мы не должны принимать сего за огорчительное, хотя бы въ настоящемъ и чувствительно трогало оно нашу немощь. Хотя не знаемъ законовъ, по которымъ все, что ни бываетъ съ нами, посылается намъ отъ Владыки во благо; однако же должны мы быть увѣрены въ томъ, что случившееся съ нами, безъ сомнѣнія, полезно или намъ самимъ по причинѣ награды за терпѣніе, или душѣ у насъ похищенной, (т.-е. чрезъ нашу смерть), чтобы она, замедливъ долѣе въ сей жизни, не заразилась порокомъ, водворившимся въ мірѣ» (Вас. В. въ русск. пер., т. 6, стр. 239).

«Мы не знаемъ путей промысла Божія, пишетъ св. авва Дороѳей, и потому должны предоставлять Ему устроять все, касающееся до насъ... Ибо если ты захочешь по человѣческимъ мыслямъ судить о случающемся, вмѣсто того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такіе помыслы лишь утрудятъ тебя... Изъ всего, что творитъ Богъ, нѣтъ ничего такого, чтобы не было благо, но все добро, и добро зѣло. Итакъ никому не должно скорбѣть о случающемся, но все возлагать на промыслъ Божій и успокоиваться... Въ чемъ Божій промыслъ, то вполнѣ хорошо, и служитъ къ пользѣ души, ибо все, что дѣлаетъ съ нами Богъ, дѣлаетъ Онъ для нашей пользы, любя и милуя насъ... Во всякомъ случаѣ мы должны взирать горѣ. Добро ли намъ кто-нибудь дѣлаетъ, или злое потерпимъ отъ кого-либо, мы должны взирать горѣ и благодарить Бога за все, случающееся съ нами, всегда укоряя самихъ себя и говоря, какъ сказали св. отцы, что если случится съ нами нѣчто доброе, то это дѣло Божія промысла, а если злое, то это за грѣхи наши, ибо по истинѣ все, что мы ни терпимъ, терпимъ за грѣхи наши». (Преп. Дороѳ. поуч. и посл., въ русск. пер. 1856 г., стр. 215, 143, 154, 98).

в) Приведемъ и нѣсколько примѣровъ всецѣлой преданности Богу. «Кто не слыхалъ о Іовѣ, котораго добродѣтель проповѣдывалъ Самъ Богъ предъ собраніемъ небесныхъ силъ? Но въ чемъ состоитъ сила его добродѣтели, если не въ преданности Богу, Котораго непостижимымъ судьбамъ съ благодарностію предалъ онъ себя, и дѣтей, и богатство, и здравіе, и чрезъ то содѣлалъ ничтожными всѣ усилія врага добродѣтели и блаженства человѣческаго? Господь даде, Господь отъятъ: буди имя Господне благословенно (Іов. I, 21). Такая преданность Богу есть безопасная ограда отъ всѣхъ искушеній».

«Посмотрите и на Моисея въ ужасную минуту, когда предъ нимъ море, а за нимъ войско египетское. Народъ вопіетъ къ Богу, ропщетъ на вождя: но что вождь? Онъ не приготовляетъ народъ къ брани, не ищетъ пути къ бѣгству, не воздвигаетъ чудодѣйственнаго жезла, не произноситъ даже ни одного молитвеннаго слова къ Богу.. Что это значитъ? — Онъ предался Богу, и вводитъ народъ въ эту преданность: Господь поборетъ по васъ, вы же умолкните (Исх. XIV, 14). Все умолкло: но молчаніе это громко раздалось на небесахъ, и подвигло чудодѣйственную силу Божію. И рече Господь Моисею: что вопіеши ко Мнѣ? рцы сыномъ израилевымъ, и да путешествуютъ;и да внидутъ сынове израилевы посредѣ моря по суху (Исх. XIV, 15, 16). Здѣсь видно, что преданность Богу есть самая крѣпкая и дѣйствительная молитва». (См. «Слово митр. моск. Филарета въ день Благовѣщенія пресв. Богородицы»).

III. Имѣя такіе примѣры преданности Богу, предадимъ и мы, возлюбленные братія, себя Богу и не дозволимъ себѣ роптать на всеблагій и премудрый Промыслъ Божій, присно о насъ пекущійся, хотя мы того не замѣчаемъ и хотя, замѣтивши, его не всегда понимаемъ. (Свящ. Григорій Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 430-432.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0