Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 17 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Восемнадцатый день.

Св. ап. и евангел. Лука.

(Опроверженіе предразсудковъ, по коимъ не хотятъ лѣчиться у врачей).

I. Св. церковь нынѣ въ своихъ пѣснопѣніяхъ прославляетъ св. Луку, память коего совершается нынѣ, какъ евангелиста и писателя «Дѣяній апостольскихъ», и какъ врача. — Св. Лука родился въ Антіохіи и считался въ числѣ 70 апостоловъ, избранныхъ Самимъ Господомъ. Во время страданій Господа, послѣ пораженія Пастыря, разсыпались овцы стада и св. Лука оставилъ Господа. Когда вѣсть о воскресеніи Спасителя дошла до Луки, то онъ не вѣровалъ отъ радости и удивлялся. Изъ такого смутнаго состоянія вывелъ его Самъ Господь, явившись ему на пути въ Эммаусъ. Спаситель шелъ съ Лукою и Клеопой до Эммауса не узнанный и убѣждалъ ихъ въ истинѣ Своего воскресенія словами св. писанія. Затѣмъ Онъ объявилъ имъ Себя во время преломленія хлѣба и сталъ невидимымъ. По сошествіи Св. Духа на апостоловъ св. Лука въ санѣ епископа былъ сотрудникомъ св. апостоловъ Петра и Павла въ распространеніи вѣры Христовой.

Св. Лука былъ свѣдущъ не только во врачебномъ искусствѣ, но и въ живописи. Имъ написаны изображенія Божіей Матери, которымъ Она сообщила особенную благодать, и св. апостоловъ Петра и Павла. Св. Лука скончался мученическою смертію, бывъ повѣшенъ въ Ахаіи на оливковомъ деревѣ, около 95 года по Р. Христовомъ.

II. Св. апостолъ и евангелистъ Лука, бывшій врачомъ и слѣдовательно считавшій вполнѣ возможнымъ соединеніе обязанностей врача съ высокимъ званіемъ св. апостола и евангелиста, обличаетъ тѣхъ христіанъ, которые считаютъ за грѣхъ лѣчиться у врачей. Такіе люди заражены весьма сильными предразсудками, несостоятельность коихъ не трудно показать.

а) Есть люди, которые въ оправданіе отвращенія своего отъ врачей и ихъ искусства говорятъ: «врачи не спасутъ, когда не спасетъ Богъ». Правда, безъ Божіей помощи не дѣйствительно пособіе самыхъ опытныхъ врачей; но изъ этого слѣдуетъ не то, что не нужно и грѣшно прибѣгать во время болѣзни ко врачамъ, а то, что болящій долженъ прибѣгать не къ однимъ врачамъ, а вмѣстѣ и первѣе всего ко Господу Богу. Посему и Сирахъ, давая совѣты болящему, говоритъ ему: въ болѣзни твоей не презирай, но молися Господеви, и Той тя исцѣлитъ, отступи отъ прегрѣшенія, и направи руцѣ твои и отъ всякаго грѣха очисти сердце твое. Потомъ Сирахъ продолжаетъ: даждь мѣсто врачу: Господь бо его созда, и да не отступитъ отъ тебе: благотребенъ бо ти есть (Сир. 38, 9, 12).

б) Иные потому почитаютъ грѣхомъ обращаться къ врачамъ и исполнять ихъ предписанія, что руководствуются въ своихъ сужденіяхъ объ этомъ слѣпою вѣрою въ судьбу. «Кому суждено отъ Бога въ извѣстное время умереть, говорятъ они, тотъ умретъ при всѣхъ пособіяхъ врачебнаго искусства и при соблюденіи всѣхъ правилъ осторожности, а кому выздоровѣть, тому нечего бояться смерти, хотя бы онъ совсѣмъ не лѣчился». Но такія понятія о судьбѣ не согласны съ христіанскимъ ученіемъ, которое требуетъ, чтобы мы въ нуждахъ нашихъ обращались къ Богу съ молитвой о помощи и трудились; въ частности требуетъ, чтобы мы въ болѣзняхъ искали исцѣленія также въ молитвахъ и таинствѣ елеопомазанія (Іак. 5, 14), и въ лицѣ ап. Павла, заботившагося о здоровьи ученика своего Тимоѳея (1 Тим. 5, 25), указываетъ образецъ для нашего подражанія. Къ чему же всѣ подобныя внушенія слова Божія, если признать справедливымъ мнѣніе, будто Богъ опредѣляетъ нашу судьбу, совершенно не обращая вниманія на наше поведеніе, совершенно не требуя отъ насъ собственныхъ нашихъ усилій въ дѣлѣ устроенія нашей участи?

Тѣ, которые почитаютъ грѣхомъ лѣчиться какъ по слѣпой вѣрѣ въ судьбу, или безусловному предопредѣленію Божію о своей судьбѣ, такъ и по другимъ какимъ-либо причинамъ, находятся въ опасности впасть, вмѣсто этого мнимаго грѣха, въ грѣхъ дѣйствительный, самый тяжкій: своею безпечностію о возстановленіи здоровья они могутъ ускорить свою смерть, а черезъ то сдѣлаться виновниками въ грѣхѣ самоубійства (о чемъ страшно подумать).

Пусть такіе люди припомнятъ слѣдующія слова св. отца церкви, Григорія Богослова: «если я рѣшусь истомить свое тѣло, — говоритъ св. Григорій Богословъ, — то некого мнѣ будетъ употребить въ сотрудники въ добрыхъ дѣлахъ; а я знаю, для чего я приведенъ въ бытіе, — знаю что мнѣ должно восходить къ Богу посредствомъ дѣлъ... Итакъ мы обязаны заботиться о тѣлѣ — семъ сродникѣ и сослужителѣ души; ибо хотя и виню его какъ врага за то, что терплю отъ него; но я же люблю его какъ друга, ради Того, Кто соединилъ меня съ нимъ.» (Изъ твореній св. Григорія Богослова, ч. II, стр. 7—8).

в) Нѣкоторые во время болѣзней отказываются отъ лѣченія, между прочимъ, потому, что врачи предписываютъ имъ употребленіе скоромной пищи въ постные дни. Они рѣшаются лучше остаться больными, лишиться жизни, чѣмъ нарушить постъ, оскоромиться. Это безъ сомнѣнія прекрасно, если они чувствуютъ себя довольно здоровыми, если ихъ здоровью не грозитъ серьезная болѣзнь и опасный упадокъ силъ. Не только врачей, но и никого не должно слушать, когда совѣтуютъ нарушать посты въ угоду плоти, въ потворство чувственности, безъ всякой настоятельной потребности. Но тѣмъ не менѣе — въ крайность впадать и здѣсь нельзя: благоразумное указаніе «благочестиваго» врача на серъезную опасность для здоровья отъ излишняго поста и предписаніе укрѣпляющей пищи должно быть принято во вниманіе. Отказываться отъ подобныхъ совѣтовъ всегда и во всѣхъ случаяхъ нельзя. Благоразумно ли это? Умѣстна ли подобная ревность? Постъ установленъ св. церковію для того, чтобъ обуздать страсти человѣка, но онъ не долженъ простираться до изнуренія силъ. Больной изнуренъ, обезсилѣлъ, врачъ находитъ нужнымъ дать ему пищу болѣе питательную и здоровую, — онъ можетъ послѣдовать его совѣту безъ всякаго сомнѣнія и смущенія. Святая церковь требуетъ строгаго соблюденія постовъ отъ людей здоровыхъ, а больнымъ и слабымъ всегда оказываетъ снисхожденіе. Такъ апостольское 69-е правило говоритъ: «аще кто епископъ, или пресвитеръ, или νподіаконъ, или чтецъ, или пѣвецъ, не постится въ святую четыредесятницу предъ пасхою, или въ среду или въ пятокъ, кромѣ препятствія отъ немощи тѣлесныя, да будетъ изверженъ. Аще же мірянинъ: да будетъ отлученъ». Здѣсь предписанъ строгій постъ всѣмъ вѣрующимъ, но сдѣлано исключеніе для немощныхъ и болящихъ. Такое же правило даетъ и св. Тимоѳей александрійскій: «больному, говоритъ онъ, по причинѣ изнеможенія его, можетъ быть разрѣшено употребленіе пищи и питія, смотря по тому, что от можетъ понести, — даже въ великую четыредесятницу, предъ наступленіемъ пасхи. Также разрѣшается и женамъ находящимся въ это время въ болѣзняхъ рожденія» (Прав. 6). Особенно ясно говоритъ объ употребленіи пищи св. Василій Великій: ,,по достоинству для насъ всякая пища равна, а въ разсужденіи пользы мы различаемъ во всякой пищѣ вредное отъ здраваго и полезнаго: ядущій что-либо по нуждѣ не дѣлаетъ беззаконія». (Прав. 86). Всѣ эти правила внесены въ канонъ церковный, какъ положительное узаконеніе церкви. Такимъ образомъ совѣсть больного, вкушающаго въ постные дни скоромную пищу, должна быть вполнѣ спокойна. Онъ не дѣлаетъ беззаконія, если вкушаетъ по нуждѣ, по совѣту вѣрующаго врача, для возстановленія здоровья.

Итакъ здоровье нужно беречь, какъ драгоцѣнный даръ Божій. Въ случаѣ же болѣзни, послѣ прилежной молитвы Богу, дозволительно найти искуснаго врача — христіанина (къ иновѣрцу, напр. еврею, язычнику по правиламъ церкви не слѣдуетъ обращаться за врачебною помощію) и съ молитвою къ Создателю, подающему врачеваніе, пользоваться врачебными пособіями.

г) Нѣкоторые отказываются отъ врачебной помощи на томъ основаніи, что будто святые не одобряли лѣчить болѣзни и не лѣчились сами. Неосновательность этого предразсудка не трудно обнаружить:

аа) Святые сами подавали врачебную помощь всѣмъ; многіе изъ нихъ прибѣгали ко врачамъ или домашнимъ врачебнымъ средствамъ. Такъ св. Сампсонъ страннопріимецъ былъ вмѣстѣ и врачъ. Онъ, какъ сказано въ житіи его, «отъ враческаго художества своего подаваше исцѣленіе» (Ч.-М. жит. св. Сампсона, іюня 27 д.).

бб) Преподобные Киръ и Іоаннъ, святые Косьма и Даміанъ — были также врачами; также св. евангелистъ Лука былъ врачъ, какъ мы уже говорили.

вв) Св. Ѳеофилактъ устроялъ и больницы. (Ч.-М. жит. св. Ѳеофил., марта 8 д.).

гг) Святые также прибѣгали и къ врачамъ. Такъ въ житіи преп. Зосимы финикійскаго пишется, что когда у одного знаменитаго мужа, именемъ Аркесилая, ненарочито жена ранила себѣ спицею око, то св. епископъ Іоаннъ Хозевитъ поспѣшно пришелъ въ домъ того патриція и, увидѣвъ жену его люто страждущею отъ недуга, повелѣлъ тотчасъ врачу, тутъ бывшему, лѣчить больную врачеваніями (тамъ же, жит. Зосимы финик., іюня 8 д.).

дд) Святые не считади грѣхомъ пользоваться и домашними лѣченіями. Такъ, въ житіи св. Аѳанасія аѳонскаго сообщается, что когда онъ съ ученикомъ своимъ Антоніемъ возвращался въ св. гору аѳонскую, то отъ труднаго и продолжительнаго пути у Антонія до того заболѣли ноги, что на нихъ появился отекъ и сильное воспаленіе, и онъ не могъ даже продолжать пути. Преподобный Аѳанасій, взявши горсть травы, по которой они шли, растеръ ее въ рукѣ своей и, обложивъ листьями древесными, обвязалъ больныя мѣста св. Антонія платкомъ — и облегчилась болѣзнь Антонія (Аѳонск. патер. жит. св. Аѳанасія аѳонск., іюля 5 дня).

Въ житіи преподобной Евпраксіи дѣвицы также пишется, что когда она разсѣкла себѣ, вмѣсто дерева, собственную свою ногу, игуменія того монастыря, въ которомъ жила св. Евпраксія, приводила ее въ чувство, возливая холодную воду на лицо ея: а въ другой разъ, когда Евпраксія, зацѣпивъ за собственную свою одежду, упала съ высоты зданія и отъ ушиба истекла кровію, то игуменія прикладывала ей елей и соль къ больному мѣсту. (Ч.-М. жит. Евпраксіи, іюля 25 д.). (Душ. чт. за 1865 г.).

III. Итакъ, отвергнувъ вредные предразсудки, будемъ въ необходимыхъ случаяхъ обращаться къ врачебной помощи, помня, что главный источникъ исцѣленій есть Господь, къ Которому прежде всего и нужно обратиться за помощію; она и будетъ подана, если мы благодатными средствами уврачуемъ свою душу отъ грѣховъ, въ большинствѣ случаевъ главныхъ причинъ всѣхъ нашихъ болѣзней; а за симъ не возбранно будемъ искать помощи у врачей, которыхъ Господь можетъ послѣ нашего покаянія умудрить намъ во спасеніе. (Свящ. Г. Дьяченко).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 427-430.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0