Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 29 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Семнадцатый день.

Поуч. 3-ье. Воспоминаніе чудеснаго спасенія Государя Императора 1888 года 17 октября.

(Уроки изъ этого событія: а) необходимо благодарить Бога за чудесное спасеніе жизни Государя Императора, и б) обязанность наша питать чувства самой беззавѣтной преданности къ Государю).

I. 1888 г. 17 октября, вся Россія, какъ одинъ человѣкъ, содрогнулась «ужасомъ многимъ» при страшной вѣсти о той смертной опасности, отъ которой едва не погибла опора, надежда и счастіе всей русской земли — благочестивѣйшій и возлюбленнѣйшій Государь Россіи со всѣмъ своимъ августѣйшимъ семействомъ, но вслѣдъ за тѣмъ преисполнилась чувствами самой горячей благодарности къ Божественному промыслу и безпредѣльной радости, когда узнала, что среди обломковъ сокрушеннаго въ дребезги желѣзно-дорожнаго вагона, среди тысячи опасностей, отъ которыхъ погибли и пострадали многіе, ѣхавшіе съ царскимъ поѣздомъ, потерпѣвшимъ крушеніе, остался невредимъ лишь спасенный чудомъ всемогущества и милосердія Божія Государь Императоръ съ Его царственной семьей.

Этотъ великій Царь-Миротворецъ, 20 окт. 1894 г. въ Бозѣ почившій, оплаканный и оплакиваемый не только Россіей, но и всѣми друзьями мира во всѣхъ странахъ, теперь — твердо вѣруемъ — обитаетъ своей праведной душой, какъ праведна была вся его жизнь, послѣ истинно-христіанской кончины, въ небесныхъ чертогахъ и предстательствуетъ предъ Богомъ за любезную Ему Россію вмѣстѣ съ Тезоименитымъ Ему св. благовѣрнымъ княземъ Александромъ Невскимъ и др. царственными и Богомъ прославленными вождями Россіи.

II. Послѣдуя словамъ церковной молитвы, составленной по поводу чудеснаго избавленія Государя и Его августѣйшей семьи: «даждь убо намъ, Господи, память сего страшнаго Твоего посѣщенія тверду и непрестанну въ себѣ имѣти изъ рода въ родъ и не отстави милости Твоя отъ насъ», мы и побесѣдуемъ въ настоящее время объ этомъ чудномъ Божественномъ посѣщеніи насъ, грозномъ и славномъ, милостивомъ и всеблагомъ.

Да, только одно чудо всемогущества и милости Божіей спасло намъ нашу надежду — нашего возлюбленнаго Государя въ достопамятный день 17-го октября 1888 года. Въ этомъ сомнѣваться нельзя ни на одно мгновеніе. Въ самомъ дѣлѣ: возможно ли здѣсь объяснить спасеніе отъ неминуемой смерти «случаемъ»? Вагонъ, въ которомъ находился Государь и Его семья, распался весь, полъ и потолокъ провалился, стѣны сплющились, — но изъ всѣхъ этихъ обломковъ непостижимымъ образомъ составилось тѣсное и совершенно безопасное мѣсто для Государя и прочихъ членовъ царской фамиліи. Между тѣмъ опасность была столь велика, что стоявшій рядомъ съ Императоромъ служитель былъ убитъ на повалъ, а Богомъ хранимый Царь остался цѣлъ, и цѣлъ образъ нерукотвореннаго Спаса; мало того: лампада предъ нимъ не погасла и стеклянный кіотъ, въ которомъ онъ, по обычаю православной церкви, помѣщался — не разбился, — явное и на вѣки незабвенное для всѣхъ русскихъ знаменіе, что Спаситель міра, ликъ Коего изображенъ на иконѣ, сохранилъ намъ Царя и Его царственный домъ. Тодько одно подобное чудо со святой иконой знаетъ русская исторія. Во время занятія въ 1812 году Москвы французами, по плану Наполеона, весь Кремль долженъ былъ взлетѣть на воздухъ. Отъ пяти ужасныхъ взрывовъ дрожали стѣны зданій, трескались стекла, падали двери, — желѣзо, камни, бревна Никольской башни, арсенала и Кремлевской стѣны, какъ перья летѣли на воздухъ. Но на стѣнѣ той же Никольской башни образъ святителя Николая остался невредимъ, даже не оборвалась веревка, на которой висѣлъ фонарь со свѣчей. Хрупкое стекло кіота погнулось, но не разбилось. Не преувеличимъ, если скажемъ, что какъ въ бѣдственную годину нашествія на Россію французовъ и съ ними двадесяти языковъ, когда наше отечество находилось на краю гибели, спасеніе ему даровано было свыше: такъ и въ 1888 г. 17-го октября, когда Россія готова была лишиться своего вѣнценоснаго вождя, виновника своего внутренняго процвѣтанія и внѣшняго благоденствія, она была спасена отъ предстоящей ей страшной опасности тою же помощію Божіею.

Видно, что въ премудрыхъ планахъ Божественнаго Провидѣнія драгоцѣнная жизнь въ Бозѣ теперь почившаго Императора была весьма необходима для блага всей Россіи, и по сему не смотря на явную опасность, какой она подвергалась, была сохранена на нѣсколько лѣтъ. А когда пришло исполненіе времени, вѣдомое единому только Творцу и Міродержцу, чистая и непорочная душа великаго Миротворца Царя, денно и нощно трудившагося, не щадя своего здоровья, надъ созиданіемъ счастія Россіи, взята на небо по мановенію Источника жизни и безсмертія.

По истинѣ, великая милость Божія явлена намъ въ чудесномъ спасеніи Царя нашего. Мысль наша страшится даже одного вопроса: что было бы съ Россіей, что было бы со всѣми нами, еслибы мы лишились тогда своего Царя и всего Его августѣйшаго дома? Кто охранялъ бы тогда въ нашей землѣ судъ и правду и наблюдалъ бы за исполненіемъ государственныхъ законовъ, ибо историческими опытами дознано, что прекрасные законы оказываются мертвою буквою, если нѣтъ живой верховной власти, наблюдающей за ихъ исполненіемъ? Кто отражалъ бы тогда внѣшнихъ враговъ Россіи и подавлялъ бы внутреннихъ, препятствующихъ мирному развитію родной страны на поприщѣ наукъ, искусствъ, промышленности, торговли, нравственной жизни, словомъ, на поприщѣ ея духовнаго и физическаго развитія?

Итакъ, въ виду всего этого, мы должны отъ всего сердца возблагодарить Господа за столь великое чудо Его милости къ нашему Царю и чрезъ него ко всѣмъ намъ.

а) Чувство благодарности къ Богу, выражаемое и въ словахъ молитвы, и въ добрыхъ дѣлахъ — живыхъ памятникахъ о благодѣяніяхъ Божіихъ, есть естественная потребность нашего сердца. Памятованіе о благодѣяніяхъ Божіихъ сильно возбуждаетъ къ подвигамъ добродѣтели и располагаетъ человѣка всѣмъ сердцемъ прилѣпляться къ своему небесному Благодѣтелю и ежедневно высказывать живую любовь къ Нему. «Богъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, когда увидитъ кого благодарнымъ за прежнее, ниспосылаетъ ему еще большіе дары». Неблагодарность человѣка къ Богу есть наглядное свидѣтельство о развращеніи его сердца — этого главнаго органа нравственной жизни человѣка. Нѣкогда, въ ветхомъ завѣтѣ, Господь, чрезъ пророка Исаію обличая Свой народъ въ неблагодарности къ Себѣ, сказалъ: «волъ знаетъ хозяина своего, и оселъ ясли господина своего, а израиль Меня не знаетъ и народъ Мой не разумѣетъ». Дѣйствительно, люди, утратившіе чувство благодарности къ Богу, оказываются грубѣе безсловесныхъ, всегда старающихся такъ или иначе выразить свою признательность къ тѣмъ, кто имъ сдѣлалъ какое-либо добро. Левъ, котораго препод. Герасимъ, встрѣтивъ въ пустынѣ, избавилъ отъ болѣзненнаго страданія, вынувъ у него изъ раны занозу, ощутилъ къ своему благодѣтелю такую привязанность, что покорно служилъ ему, какъ самое послушное домашнее животное, во всю остальную жизнь его, и по его смерти отъ печали по немъ и умеръ на его могилѣ. Но къ великому прискорбію встрѣчаются между нами христіане, которые поступаютъ гораздо хуже безсловесныхъ по отношенію къ Богу. Довольно продолжительнаго благоденствія, здоровья, успѣховъ и ничѣмъ несмущаемой беззаботности, чтобы привести насъ къ забвенію того, что всѣ эти блага намъ дарованы Богомъ. Мы поступаемъ такимъ образомъ, какъ будто-бы Богъ обязанъ надѣлять насъ тѣмъ, чѣмъ надѣляетъ. Самая привычка къ Его многочисленнымъ и разнообразнымъ благодѣяніямъ отнимаетъ въ глазахъ большинства людей всю неизмѣримо-великую стоимость ихъ. Нужно насъ хоть на короткое время лишить этого, и только тогда мы поймемъ и оцѣнимъ всѣ милости Божественнаго, ежедневно, и даже гораздо болѣе — ежеминутно пекущагося о насъ промысла. Подобно тому, какъ, если бы постигла насъ тяжкая болѣзнь, мы узнали бы всю цѣну здоровья: такъ и тогда, когда вмѣсто мирнаго развитія и процвѣтанія жизни государственной наступила бы война, нестроеніе, смута или безначаліе, когда никто ни на одинъ часъ не увѣренъ былъ бы ни въ своей жизни, ни въ своей собственности, мы поняли бы и оцѣнили всю пользу мирной жизни, охраняемой закономъ и людьми порядка подъ верховною властію Самодержавнаго Государя нашего, сильнаго и грознаго врагамъ внѣшнимъ и внутреннимъ, милостиваго и кроткаго ко всѣмъ тѣмъ, кто желаетъ благоденствія и счастія нашему отечеству и кто самымъ дѣломъ содѣйствуетъ сему. Благослови (же), душе моя, Господа и не забывай всѣхъ воздаяній Его.

б) Но благодарность къ Царю царей за ниспосланную милость, явленную намъ въ чудесномъ спасеніи драгоцѣнной для насъ жизни нашего Государя, теперь уже въ Бозѣ почившаго, есть только одна половина добраго дѣла. Дабы выполнить весь нашъ нравственный долгъ по отношенію къ чудесному событію 17 октября, мы должны всегда питать въ себѣ и проявлять въ нашей дѣятельности чувства самой беззавѣтной преданности къ Государю, какъ самимъ небомъ хранимому Помазаннику Божію и какъ державному Вождю Россіи. И законность этого святого чувства находитъ самое прочное для себя обоснованіе какъ въ словѣ Божіемъ, такъ и въ наукѣ человѣческой.

аа) Слово Божіе учитъ: «всякая душа да будетъ покорна высшимъ властямъ; ибо нѣтъ власти не отъ Бога; существующія же власти отъ Бога установлены. Посему противящійся власти противится Божію установленію. А противящіеся сами навлекутъ на себя осужденіе» (Римл. XIII. 1–2). Но слово Божіе говоритъ не только о божественномъ происхожденіи царской власти и вытекающей отсюда покорности къ ней, но и о томъ, что чрезъ царя, поставляемаго Богомъ, осуществляется на землѣ правда Божія — необходимая основа истинной человѣческой жизни. «Мною цари царствуютъ и повелители узаконяютъ правду», говоритъ сама божественная премудрость (Притч. VIII. 15). Сердце царя — это тотъ органъ, чрезъ который царь получаетъ внушенія отъ Бога. «Сердце царя въ рукѣ Господа, какъ потоки водъ,куда захочетъ, Онъ направляетъ его» (Притч. XXI. 1). Получивъ въ священномъ мνропомазаніи, при восшествіи на престолъ, дары Св. Духа, царь является избранникомъ Божіимъ во всемъ блескѣ и силѣ своей осѣненной и проникнутой освященіемъ свыше власти, готовой служить орудіемъ истины, милости и правды Божіей на землѣ среди своего народа. «Вознесохъ избраннаго отъ людей Моихъ, говоритъ чрезъ царственнаго пророка Давида Господь, елеемъ святымъ помазахъ его; истина Моя и милость Моя съ нимъ» (Пс. 88. 20-21, 25). Имѣя столь возвышенное откровенное ученіе о царской власти, св. отцы церкви, настойчиво учили всѣ христіанскіе народы безусловному повиновенію царской власти. «Хотя бы ты былъ апостолъ, говоритъ св. Іоаннъ Златоустъ, хотя бы евангелистъ, хотя бы пророкъ, хотя бы другой кто, повинуйся... Уничтожъ судилища – и уничтожишь всякій порядокъ въ нашей жизни; удали съ корабля кормчаго — и потопишь судно; отними вождя у войска — и предашь воиновъ въ плѣнъ непріятелямъ... И такъ, должно возсылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судьи. Имѣя попеченіе о благоустройствѣ людей, чтобы многіе изъ нихъ не жили безсмысленнѣе звѣрей, Богъ учредилъ власть начальниковъ и царей, какъ бы бразды для управленія колесницею и кормила для управленія кораблемъ».

бб) Обращаясь затѣмъ къ свидѣтельству человѣческой науки о повиновеніи царской власти, мы находимъ, что она во всемъ подтверждаетъ ученіе слова Божія о томъ же предметѣ. И прежде всего исторія какъ нашего отечества, такъ и всемірная, не словами и туманными предположеніями, но грозно-убѣдительными для всякаго мыслящаго человѣка событіями говоритъ, что во всякой странѣ, гдѣ отсутствовала на время прочная самодержавная власть или гдѣ она была обезсилена, кромѣ смуты, безправія, угнетенія слабыхъ сильными, дикаго произвола, безпрестанной и гибельной для страны смѣны правительственныхъ лицъ, избираемыхъ и свергаемыхъ по увлеченію своекорыстія и личнаго расположенія, застоя умственной, промышленной и упадка основной все созидающей религіозно-нравственной жизни и государственнаго значенія ея среди другихъ народовъ, ничего никогда не было и не могло быть. И это понятно. Государство есть великое семейство. Какъ гибнетъ и распадается семья, гдѣ естественный глава ея — отецъ не обнаруживаетъ своей законной власти по отношенію къ прочимъ членамъ семьи или по враждебному сопротивленію ему нѣкоторыхъ членовъ, или по слабости, или по инымъ причинамъ, или гдѣ семья рано лишается его: такъ разлагается и клонится къ упадку жизнь государства безъ естественной главы своей — государя, или и при немъ, въ томъ случаѣ, когда власть его обезсилена неполнымъ или недостаточнымъ повиновеніемъ его подданныхъ, утратившихъ подъ ногами твердую почву для повиновенія всякой отъ Бога установленной власти — страхъ Божій и послушаніе св. матери — церкви, этой дивной и великой воспитательницы христіанскихъ душъ и для временной жизни и для вѣчной.

Обращая взоръ свой на многочисленные и благодѣтельные, исходящіе отъ верховной Власти мѣры и способы къ развитію и процвѣтанію нашего дорогого отечества, мы видимъ, что благочестивѣйшій и самодержавнѣйшій Государь нашъ, недавно въ Бозѣ почившій, былъ истинный отецъ русскаго государства, неусыпно пекшійся о счастіи и благоденствіи своихъ подданныхъ, денно — нощно трудившійся для блага его и чрезъ то разстроившій въ конецъ всѣ силы своего организма, употреблявшій и изыскивавшій всѣ мѣры къ тому, чтобъ драгоцѣнный миръ — это основное условіе развитія и процвѣтанія всякой человѣческой и христіанской жизни — не былъ въ его царствованіе нарушенъ, былъ истинная опора и надежда наша. Повиноваться Царю до готовности, въ случаѣ нужды, положить за него свой животъ, есть нашъ прямой долгъ, который мы должны исполнить не потому только, что этого требуютъ гражданскіе законы, что это есть доказательство истинной христіанской любви, но и потому, что этого требуетъ совѣсть человѣка, что это предписываетъ и одобряетъ разумъ его.

III. Вознесемъ же свои благодарственныя молитвы къ Царю царей за неизмѣримо великія благодѣянія, которыя мы получаемъ отъ Богомъ установленной у насъ царской власти, и помолимся отъ всей души и отъ всего нашего помышленія о сохраненіи на многіе и многіе годы драгоцѣнной жизни нынѣ благополучно царствующаго Государя Императора Николая Александровича. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко; см. наше слово на 17 окт. помѣщ. въ «М. Е. Вѣд.» за 1890 г. въ № 44).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 423-426.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0