Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Семнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Св. препод.-муч. Андрей критскій.

(Какъ мы относимся къ исполнению своихъ обязанностей?).

I. Въ день св. препод.-муч. Андрея критскаго, который изъ ревности къ славѣ Божіей и спасенію ближнихъ, обличалъ нечестиваго иконоборческаго императора Константина Копронима (жившаго въ 8 вѣкѣ) и за это подвергся самымъ жестокимъ мученіямъ и смерти на виду православныхъ, которыхъ онъ не переставалъ до послѣдняго издыханія научать истинѣ и послушанію св. матери церкви, прилично, возлюбленные мои братіе, побесѣдовать о томъ, такъ ли мы исполняемъ свои христіанскія обязанности, какъ исполнялъ ихъ св. Андрей критскій.

II. Христіане-братіе! На каждомъ изъ насъ лежитъ свой долгъ, своя обязанность, у каждаго есть свое дѣло, на которое онъ посланъ въ міръ сей по волѣ и распоряженію божественнаго промысла. Всѣ-ли мы смотримъ на обязанности, лежащія на насъ, такъ, какъ смотрѣлъ на Свои обязанности Начальникъ нашего спасенія? Такъ-ли уважаемъ свой долгъ, такъ-ли преданы своему дѣлу, чтобъ готовы были изъ-за него не доѣсть, не допить, не доспать, — чтобъ могли самое исполненіе своего долга считать своею пищею? Такъ ли мы ревнуемъ о славѣ Божіей и спасеніи души ближняго, какъ ревновалъ объ этомъ нынѣ ублажаемый св. Андрей критскій? Ахъ, нѣтъ и далеко нѣтъ!

а) Мы первѣе всего — члены семейства. Извѣстно всѣмъ и каждому, какія обязанности лежатъ на супругахъ въ отношеніи другъ къ другу. Но каждый-ли относится къ своей женѣ, какъ къ богодарованной ему помощницѣ и сотрудницѣ на пути жизни? Каждый ли уважаетъ ее настолько, насколько отъ нея требуетъ уваженія себѣ? Каждый-ли любитъ ее такъ, какъ самого себя? Развѣ нѣтъ у насъ такихъ супружествъ, гдѣ мужъ и жена являются почти совершенно чужими одинъ другому? Развѣ нѣтъ еще такихъ, гдѣ мужъ является самовластнымъ владыкою, свирѣпымъ тираномъ, а жена безгласною, безотвѣтною рабою? У мужа свои деньги, у жены свои; у мужа свои хлопоты, заботы, намѣренія и планы, у жены свои; мужъ отлучается по цѣлымъ недѣлямъ и мѣсяцамъ, жена не знаетъ, гдѣ онъ, куда и зачѣмъ отлучился, скоро-ли воротится и т. д. Иные мужья требуютъ отъ своихъ женъ рабскихъ услугъ, налагаютъ на нихъ непомѣрныя тяжести, вмѣсто того, чтобъ снисходить ихъ природной немощи, позволяютъ себѣ тѣшиться надъ ними, ругаться, иногда и оскорблять дѣйствіемъ. Есть и жены, которыя также не по-людски относятся къ своимъ слабымъ мужьямъ, — постоянно злятся на нихъ, бранятъ ихъ, стѣсняютъ во всѣхъ дѣлахъ ихъ, стыдятся показаться съ ними въ люди и т. п. Горе жить женѣ съ такимъ мужемъ, горе жить и мужу съ такою женою!

б) На супругахъ лежитъ еще священнѣйшій долгъ вскормить и вспоить своихъ дѣтей такъ, чтобы изъ нихъ вышли впослѣдствіи и добрые люди и добрые христіане. Но всѣ-ли родители исполняютъ этотъ долгъ? У многихъ родителей надзоръ за дѣтьми продолжается только два-три года: когда дитя начнетъ ужъ свободно бѣгать, его оставляютъ на произволъ судьбы, какъ будто отцу и матери нѣтъ и дѣла справляться, что тамъ зараждается, что тамъ накопляется въ молодой и воспріимчивой душѣ ихъ дитяти. Оно растетъ и развивается какъ былинка въ полѣ! Но этого мало: мы знаемъ, что иные родители, къ стыду человѣческому и къ глубокой скорби церкви Христовой, отдаютъ своихъ дѣтей въ ученики или въ наемники людямъ нечестнымъ по промыслу своему... И не бѣдность только заставляетъ ихъ такъ дѣлать, — нѣтъ, иногда и корыстолюбіе. Что выйдетъ изъ такихъ дѣтей? Родители будутъ ожидать, что дѣти станутъ покоить и призрѣвать ихъ въ старости. Напрасное ожиданіе! Не бывать изъ такихъ дѣтей поителей и кормителей для своихъ родителей, которые въ свое время не хотѣли знать, что такое воспитаніе дѣтей въ добрѣ, да въ страхѣ Божіемъ.

в) Къ семейству можно отнести еще нашу прислугу. По-христіански надлежало-бы быть такъ, чтобы ни прислуга не обижала хозяина, ни хозяинъ — прислугу. Но у насъ нерѣдко выходитъ такъ, что хозяинъ постоянно ссорится и бранится съ прислугой, налагаетъ на нее много работъ, а содержитъ скупо, подозрѣваетъ ее, не пускаетъ въ храмъ Божій, къ исповѣди и противится исполненію ею великихъ и необходимыхъ обязанностей христіанъ, и т. д.; прислуга, съ своей стороны, тѣмъ-же отплачиваетъ хозяину, — обманываетъ его, работаетъ не добросовѣстно, а какъ-нибудь, лишь бы кое-какъ прожить день до вечера, клевещетъ на хозяина, чернитъ его предъ людьми и проч. Хозяинъ въ концѣ срока не отдаетъ прислугѣ всей договорной платы, вычитаетъ уроны и убытки, которые онъ потерпѣлъ по недобросовѣстности прислуги, присчитываетъ большею частію къ нимъ и тѣ, въ которыхъ прислуга и не виновата, а виновата его собственная оплошность; прислуга жалуется, заводится ссора, тяжба... Такъ-то многіе изъ насъ исполняютъ, или — правильнѣе — искажаютъ свои семейныя обязанности!

г) Будучи членами семейства, всѣ мы въ то же время — члены общества, государства, и на каждомъ, какъ на гражданинѣ, какъ на членѣ общества, лежитъ тоже свой долгъ, своя обязанность. Не думайте, что общественныя обязанности лежатъ только на лицахъ должностныхъ, на разныхъ начальникахъ и властяхъ: нѣтъ, онѣ лежатъ на каждомъ изъ насъ. То правда, что чѣмъ выше стоитъ человѣкъ въ обществѣ, чѣмъ большую и высшую несетъ должность, тѣмъ больше ему открыто простора, дано возможности и средствъ дѣйствовать для общества. Но не надо забывать и того, что всякая высшая власть, когда дѣйствуетъ, то опирается на слѣдующей за нею низшей, эта опять — на слѣдующей низшей и т. д., пока дѣло дойдетъ не только до самой низшей власти, но и до простого ремесленника, до простого земледѣльца, не имѣющаго никакой общественной власти. Если эти послѣднія лица будутъ честно исполнять свое дѣло, то и власти, стоящей надъ ними, будетъ легче отправлять правильно свою должность, а если этой будетъ легче, то также будетъ легче и стоящей надъ нею высшей власти и т. д. Въ обществѣ человѣческомъ, — какъ въ тѣлѣ человѣческомъ. Когда тѣло бываетъ здорово? Тогда, когда всѣ члены его надлежащимъ образомъ исполняютъ свое назначеніе. Не такъ-ли въ обществѣ? Напримѣръ: не уменьшилось-ли бы въ обществѣ пьянства, бродяжничества, тунеядства и разныхъ общественныхъ пороковъ, если-бы всѣ родители и воспитатели со всѣмъ усердіемъ и ревностію исполняли лежащія на нихъ обязанности по отношенію къ своимъ дѣтямъ и питомцамъ, т.-е. учили ихъ и словомъ и собственнымъ примѣромъ страху Божію, трудолюбію, честности, ремесламъ, наукамъ, искусствамъ? А сколько уменьшилось-бы насилія, притѣсненій, открытыхъ и тайныхъ грабительствъ и разбоевъ, если-бъ каждый усердно занимался дѣлами своего званія, а приставленные наблюдать правосудіе нелицепріятно, не мздоимно, не подкупно исполняли возложенныя на нихъ обязанности — творить судъ и правду!... А какое будетъ добро въ обществѣ, если иные намѣренно злоупотребляютъ своимъ общественнымъ званіемъ? Вся бѣда въ томъ, что у насъ большею частію ложно принято смотрѣть на общественныя должности, какъ только на средства «наживаться». Понятно, что человѣкъ, такъ смотрящій на свою должность, не принесетъ на ней никакой пользы обществу; онъ только и будетъ думать о томъ, какъ-бы скорѣе и лучше поправить свои дѣла на счетъ общественныхъ. Оттого и выходитъ, что почти каждый должностной человѣкъ не бываетъ доволенъ тѣмъ мѣстомъ, которое занимаетъ въ обществѣ, а стремится подняться все выше и выше, часто вовсе не размышляя о томъ, способенъ ли онъ къ исполненію тѣхъ обязанностей, которыя требуются тѣмъ общественнымъ мѣстомъ, котораго достигнуть онъ такъ усиливается. До обязанностей ему какъ-будто и дѣла нѣтъ; его занимаетъ одно: «тамъ больше прибыли и доходовъ!» Такъ-то у насъ иногда извращаются наши общественныя обязанности.

д) Наконецъ, всѣ мы — члены общества духовнаго, небеснаго; всѣ мы — христіане. Какъ на христіанахъ, на насъ лежатъ также свои высокія обязанности. Мы въ этой жизни только готовимся, подъ руководствомъ церкви, къ иной жизни — къ жизни со Христомъ въ Бозѣ. Каждый день, каждый часъ мы должны помышлять о нашемъ высшемъ призваніи и назначеніи, и потому постоянно должны стараться о томъ, какъ-бы намъ сдѣлаться все лучше, добрѣе, святѣе, — какъ-бы намъ очистить свой умъ отъ помысловъ суетныхъ, свое сердце — отъ похотей лукавыхъ, свою жизнь отъ дурныхъ наклонностей, отъ преступныхъ привычекъ, отъ дѣлъ лукавыхъ и нечистыхъ, чтобъ явиться въ ту жизнь достойными наслѣдниками Богу и сонаслѣдниками Христу. И какъ хорошо было-бы на свѣтѣ, если-бъ мы постоянно, по крайней мѣрѣ, думали объ этихъ высшихъ нашихъ обязанностяхъ! Какъ легко было-бы намъ исполнять и наши семейныя и общественныя обязанности, сколько не стало-бы дурныхъ сторонъ въ нашей жизни, на которыя мы указывали вамъ, если-бъ мы непрестанно усиливались любить, какъ слѣдуетъ, Господа Бога и своихъ ближнихъ! Тогда мы меньше имѣли-бы нужды въ судахъ и расправахъ, потому что меньше было-бы обидъ и неправдъ между нами.

III. Господи Іисусе! Научи насъ смотрѣть на наши обязанности и дай силу совершать ихъ такъ, какъ смотрѣлъ на Свое великое дѣло и совершилъ его Ты, Человѣколюбче! Научи насъ творити волю Твою, какъ Ты сотворилъ волю пославшаго Тебя Отца. Научи насъ съ тою святою и пламенною ревностію заботиться о славѣ Твоей и спасеніи ближнихъ, какъ дѣлалъ это св. препод.-мученикъ Андрей критскій и всѣ др. святые. Аминь. (Сост. съ дополн. свящ. Гр. Д—ко по «Сборнику словъ, поучен. и бесѣд.», Августина, еписк. екатериносл.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 420-423.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0