Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 27 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 16.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Семнадцатый день.

Поуч. 1-ое. Св. препод. муч. Андрей критскій.

(О заповѣдяхъ блаженства).

I. Нынѣ прославляемый св. препод. муч. Андрей критскій жилъ въ 8 вѣкѣ во время иконоборческаго императора Константина Копронима, преслѣдовавшаго св. иконы; онъ жилъ на островѣ Критѣ какъ пустынникъ, котораго очень уважали за святую жизнь. До него дошелъ слухъ о поруганіи святыхъ иконъ и о страданіяхъ вѣрныхъ служителей Іисуса Христа, и онъ рѣшился отправиться въ Царьградъ, чтобы, если возможно, отклонить царя отъ его нечестивыхъ дѣйствій. Все, что онъ видѣлъ по пути, еще болѣе воспламеняло ревность его: самые уважаемые епископы терпѣли заточеніе, темницы были полны узниковъ, вездѣ истязанія, ежедневныя казни. Сердце Андрея возгорѣлось негодованіемъ; прибывъ въ Константинополь, онъ тотчасъ же пошелъ въ церковь святаго Маманта, гдѣ тогда былъ царь. Протѣснившись сквозь толпу, онъ предсталъ предъ самого царя и началъ смѣло укорять его за его преступныя дѣйствія. «За что называешься христіаниномъ, говорилъ онъ, и служителемъ Христовымъ, если ругаешься надъ изображеніями I. Христа и угнетаешь Его рабовъ?» Воины схватили пустынника и стали его бить, но царь остановилъ ихъ и велѣлъ привести Андрея къ себѣ во дворецъ.

— «Какъ ты рѣшился такъ дерзко злословить меня? спросилъ царь, — отъ безумія ли, или отъ желанія сдѣлаться извѣстнымъ мнѣ?»

— «Ни отъ того, ни отъ другого, отвѣчалъ Андрей, но отъ ревности къ Богу. Я слышалъ о злой ереси, попирающей святыя иконы, слышалъ, что ты преслѣдуешь вѣрныхъ служителей Христовыхъ, и пришелъ издалека, чтобы убѣдить тебя или умереть за Христа».

Царь сталъ называть идолопоклонствомъ честь воздаваемую иконамъ. Андрей безбоязненно возражалъ ему, доказывая, что честь, воздаваемая иконѣ, относится къ тому, кто на ней изображенъ. «Почему же казните смертію того, кто не оказываетъ должнаго уваженія статуямъ и изображеніямъ царскимъ? — говорилъ онъ. Вы хотите быть почтены въ изображеніяхъ вашихъ, а запрещаете почитать I. Христа въ изображеніяхъ Его!»

Царь разгнѣвался и велѣлъ жестоко бить Андрея. Онъ грозилъ ему самыми жестокими истязаніями и самою смертію, если не согласится отстать отъ почитанія святыхъ иконъ; но Андрей воскликнулъ: «не дай того Богъ, чтобы я отвергся Христа въ изображеніяхъ Его. Перестань лучше ты, царь, вооружаться противъ церкви и преслѣдовать вѣрныхъ служителей Христовыхъ».

Жестоко замучили пустынника. Вывели его на площадь и метали въ него каменьями, потомъ, едва живого, заключили его въ темницу. Тамъ вокругъ него собрались православные, уважавшіе мужественнаго страдальца за истину. Онъ наставлялъ и утверждалъ ихъ въ благочестіи. Это дошло до царя, который повелѣлъ снова мучить его; повели св. Андрея чрезъ городъ къ мѣсту казни, метали въ него каменьями, и наконецъ одинъ изъ еретиковъ бросился на него съ топоромъ и умертвилъ его. Подвижникъ съ молитвою предалъ душу Богу.

Иконоборство было осуждено седьмымъ вселенскимъ соборомъ, бывшимъ въ городѣ Никеѣ въ 787-мъ году. Въ первое воскресенье послѣ 2-го октября церковь чествуетъ святыхъ отцевъ, бывшихъ на этомъ соборѣ.

II. Братіе христіане! мы не погрѣшимъ, если скажемъ, что препод. муч. Андрей изъ ревности къ славѣ Божіей и спасенію души ближнихъ пожертвовавшій своею жизнію, достигъ вѣчнаго блаженства въ вышнихъ обителяхъ небеснаго царства. Какъ же намъ достигнуть хотя бы послѣдняго мѣста въ царствіи небесномъ? Терпѣніемъ въ мученіяхъ? Но ихъ, слава Богу, теперь нѣтъ мы можемъ получить спасеніе усерднымъ исполненіемъ заповѣдей, ведущихъ къ достиженію блаженства, которыхъ девять. Остановимъ на нихъ свое вниманіе.

а) Блажени нищіи духомъ, яко тѣхъ есть царствіе небесное. Вотъ первая заповѣдь блаженства. Нищіе или бѣдные духомъ — это смиренные люди, чувствующіе свое недостоинство предъ Богомъ и безсиліе въ дѣлѣ спасенія. «Такъ какъ Адамъ палъ отъ гордости, возмечтавъ быть Богомъ, то I. Христосъ возставляетъ насъ посредствомъ смиренія», полагая его какъ-бы основаніемъ (Блаж. Ѳеофилактъ, благовѣстн. ч. 1. стр. 92). Нищетѣ духовной принадлежитъ царетво, возвѣщаемое Христомъ, со всѣми благами его и неоскудѣваемымъ богатствомъ благодати. Какое это было радостное благовѣстіе нищимъ (Ис. 61, 1) и какъ оно противоположно мечтательнымъ представленіямъ іудеевъ о земномъ могуществѣ царства Христова.

б) Вторая заповѣдь блаженства читается такъ: блажени плачущіи, яко тіи утѣшатся, плачущіе, т. е. о грѣхахъ, а не о чемъ-либо житейскомъ, при томъ не о своихъ только грѣхахъ, но и о грѣхахъ ближнихъ. Но чтобы эта глубокая печаль плачущихъ не простиралась до отчаянія, имъ обѣщано утѣшеніе благодатное, состоящее въ прощеніи грѣховъ и мирѣ совѣсти. Это и есть то утѣшеніе, которое подаетъ облагодатствованнымъ душамъ Утѣшитель Духъ Святый (Іоан. 14, 16. 26); оно служитъ удѣломъ ихъ не только въ настоящей жизни, но и въ будущей: здѣсь они утѣшаются надеждою получить прощеніе грѣховъ, а тамъ будутъ непрестанно радоваться, получивъ жизнь вѣчную. (Бл. Ѳеофилактъ, благовѣст. ч. 1. стр. 92).

в) Блажени кротцыи, яко тіи наслѣдятъ землю. Такова, бр., третья заповѣдь блаженства. Терпѣливое перенесеніе скорбей, неизбѣжныхъ въ жизни, тихое и незлобивое обхожденіе со всѣми, чуждое гнѣвливости, — вообще такое расположеніе духа, чтобы не раздражать никого и не раздражаться ничѣмъ, вотъ тѣ свойства, которыя пріобрѣтаютъ послѣдователямъ евангелія не только благословеніе Божіе въ жизни временной, миръ и благоденствіе (Псал. 36, 11), но и приводятъ ихъ къ наслѣдію земли живыхъ (Псал. 26, 3), «земля рая» (выраженіе св. Ефрема Сирина. Твор. его. М. 1858 г., ч. 1, стр. 16), т. е. вѣчнаго блаженства.

г) Блажени алчущіи и жаждущіи правды, яко тіи насытятся, гласитъ четвертая заповѣдь блаженства. Съ томительнымъ чувствомъ голода и жажды, требующимъ удовлетворенія, здѣсь сравнивается сильное желаніе духовнаго блага, а именно — всякой добродѣтели, которая должна быть вожделѣнна христіанину, какъ пища и питіе, особенно же той правды Божіей (Римл. 3, 22), которая состоитъ въ оправданіи человѣка предъ Богомъ — посредствомъ благодати и вѣры въ I. Христа. И какъ насыщеніе тѣлесное, прекращая чувство голода и жажды, возстановляетъ и укрѣпляетъ силы, такъ насыщеніе духовное вноситъ миръ и покой въ душу помилованнаго грѣшника и дѣлаетъ его способнымъ къ добру. Впрочемъ, совершенное насыщеніе людей праведныхъ послѣдуетъ въ жизни будущей, когда они, просвѣщенные свѣтомъ солнца правды (Матѳ. 13. 43. Мал. 4, 2), омытые и убѣленные кровію Агнца (Апок. 7, 14), наслѣдуютъ царство небесное.

д) Блажени милостивіи, яко тіи помиловани будутъ. Такова, братіе мои, пятая великая заповѣдь, исполненіе которой можетъ дать намъ вѣчное блаженство. По замѣчанію св. Іоанна Златоустаго, «различные бываютъ виды милосердія, и заповѣдь эта обширна» (Бесѣд. на еванг. Матѳ. ч. I. стр. 275): она обнимаетъ не однѣ тѣлесныя нужды удрученныхъ бѣдствіями, но и духовныя. Добрый совѣтъ ближнему, утѣшеніе несчастнаго, молитва за него, прощеніе обидъ, — все это дѣла милосердія духовнаго; они столь же цѣнны въ очахъ Божіихъ, какъ и вещественная помощь нуждающемуся отъ своихъ стяжаній. Милостивые «получаютъ милость и здѣсь отъ людей» (Блаж. Ѳеофилактъ, благовѣстн. ч. I, стр. 94), и тамъ, въ день праведнаго воздаянія на страшномъ судѣ, Господь помилуетъ ихъ и приметъ въ Свое вѣчное царство (Матѳ. 25, 34—40).

е) Шестая заповѣдь блаженства говоритъ: блажени чистіи сердцемъ, яко тіи Бога узрятъ. Чистота сердца, о которой говоритъ Господь, не состоитъ только въ простосердечіи, правдивости и искренности, но также въ устраненіи отъ всякаго незаконнаго желанія, отъ всякаго чрезмѣрнаго пристрастія къ земнымъ предметамъ, и въ непрестанномъ памятованіи о Богѣ. Чистые, по толкованію св. I. Златоуста, люди тѣ, которые «пріобрѣли всецѣлую добродѣтель и не сознаютъ за собою никакого лукавства: видѣніе же здѣсь разумѣется такое, такое только возможно для человѣка». (Св. Іоан. Злат. Бесѣд. на еванг. Матѳ., ч. I, стр. 276).

Достигнувъ «очищенія и освященія сердца причастіемъ совершеннаго и Божія Духа» (св. Ефремъ Сир. Твор. его. М. 1859 г., ч. 3, стр. 514), они узрятъ Бога — и «въ собственной лѣпотѣ своей» (св. Аѳанасій александр. Творен. св. отцевъ. М. 1854 г., т. 22, стр. 478), какъ свободные отъ всякаго страстнаго влеченія, и въ божественномъ откровеніи, потому что, по выраженію блаж. Ѳеофилакта, «какъ зеркало тогда отражаетъ образы, когда чисто, такъ можетъ созерцать Бога и разумѣть писаніе только чистая душа» (Благовѣстн. ч. I., стр. 94). Но, подобно другимъ блаженствамъ, начинающимся на землѣ и завершающимся на небѣ, лицезрѣніе Бога, усвояемое чистымъ, за предѣлами земного міра будетъ еще полнѣе и яснѣе, въ непосредственномъ созерцаніи лицемъ къ лицу (1 Кор. 13, 12. Фил. 1, 23).

ж) Блажени миротворцы, яко тіи сынове Божіи нарекутся, учитъ седьмая заповѣдь блаженства. Послѣдователи Христовы, пребывающіе, по выраженію св. Исидора Пелусіота, «въ мирѣ съ самими собою и не воздвигающіе мятежа, но прекращающіе внутреннюю брань тѣмъ, что тѣло покоряютъ духу» (Твор. св. отц. М. 1860 г., т. 36, стр. 86), водворяютъ миръ и въ другихъ, живущихъ въ раздорѣ и съ самими собою, и другъ съ другомъ. Поступая со всѣми дружелюбно, и не подавая причины къ несогласію, они примиряютъ враждующихъ, утишаютъ распри и раздоры. И хотя всѣ вѣрующіе, по благодати искупленія, называются чадами Божіими (Іоан. 1, 12. Римл. 8, 16. Гал. 4, 5. 6), но это наименованіе и соотвѣтственная ему степень блаженства особенно принадлежатъ миротворцамъ, уподобляющимся Сыну Божію, Который пришелъ на землю «примирити всяческая къ Себѣ, умиротворивъ кровію креста Его, чрезъ него, аще земная, аще ли небесная» (Кол. 1, 20). (Св. Іоан. Злат. Бесѣд. на еванг. Мѳ., ч. I, стр. 277, св. Исидоръ Пелусіот. Твор. св. отц., т. 36, стр. 87. Блаж. Ѳеофил. Благов. ч. I, стр. 95).

з) Въ восьмой заповѣди блаженства, Господь нашъ предписываетъ намъ, братіе, такъ любить правду и благочестіе, чтобы быть готовыми на всякія бѣдствія ради нихъ. Блажени изгнани правды ради, яко тѣхъ есть царство небесное. Въ этихъ словахъ Господь открылъ будущую судьбу Своихъ послѣдователей: Онъ возвѣстилъ имъ не славу и богатство, не пріобрѣтенія и удовольствія, но — вопреки мечтательнымъ ожиданіямъ іудеевъ славнаго царства Мессіи Христа — бѣдность, безславіе, преслѣдованіе, изгнаніе. Они будутъ гонимы за правду, т. е., по объясненію св. Іоанна Златоуста, за добродѣтель и благочестіе (св. Іоаннъ Злат. Бесѣд. на еванг. Мѳ. ч. I, стр. 277), а посему имъ заповѣданы постоянство и твердость въ добродѣтели, мужество и терпѣніе среди соблазновъ и опасностей, угрожающихъ вѣрѣ. За потерю земныхъ выгодъ и покоя они будутъ вознаграждены въ небесномъ царствѣ наслѣдіемъ нетлѣннымъ, несквернымъ, неувядаемымъ (1 Петр. 1, 4).

и) Наконецъ Господь, обращая рѣчь къ апостоламъ, показалъ, что терпѣть поношенія особенно свойственно учителямъ: блажени есте, егда поносятъ вамъ и ижденутъ, и рекутъ всякъ золъ глаголъ на вы лжуще, Мене ради, пронесутъ имя ваше, яко зло Сына человѣческаго ради, радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесѣхъ: тако бо изгнаша пророки, еже (бѣша) прежде васъ. Не всякій поносимый достигаетъ этой высокой степени блаженства, но «только тотъ, кто терпитъ поношеніе для Христа и ложно». (Блаж. Ѳеофилактъ. Благовѣстн. ч. 1, стр. 95). Это злословіе, переносимое за Христа въ смиреніи духа, пріобрѣтаетъ подвижнику великую награду на небесахъ, — «сугубое возмездіе, и одно увѣнчиваетъ его за самое дѣло, а другое за клевету» (Препод. Нилъ синайскій. «Твор. св. отц.» М. 1858 г. т. 31, стр. 107).

Въ противоположность этимъ блаженствамъ, принадлежащимъ истиннымъ ученикамъ евангелія, Господь возвѣстилъ горе людямъ горделивымъ и тщеславнымъ, поставляющимъ богатство и чувственныя удовольствія исключительнымъ предметомъ своихъ желаній, цѣлію всей своей дѣятельности: горе вамъ, богатымъ, яко отстоите утѣшенія вашего; горе вамъ, насыщенніи нынѣ, яко взалчете; горе вамъ, смѣющимся нынѣ, яко возрыдаете и восплачете; горе, егда добре рекутъ вамъ вси человѣцы.

III. Братіе христіане! Будемъ молить Господа, да подастъ намъ силы исполнять заповѣди, которыя суть единственные пути, вводящіе насъ въ животъ вѣчный, и по которымъ прошелъ нынѣ прославляемый св. преподобномученикъ Андрей критскій и всѣ проч. святые (Сост. съ нѣкоторыми дополн. по кн. «Евангельская исторія о Богѣ-Словѣ»... прот. П. Матвѣевскаго, Спб. 1890 г.. стр. 325–329).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 417-420.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0