Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 12 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 13.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Шестнадцатый день.

Св. муч. Лонгинъ.

(О честности).

I. Нынѣ празднуется память св. Лонгина сотника. Лонгинъ, язычникъ, по повелѣнію Пилата былъ приставленъ, какъ сотникъ, съ подчиненными ему воинами къ отправленію службы во время страданій I. Христа. И былъ онъ такъ пораженъ необычайнымъ событіемъ, происходившимъ на его глазахъ, что хотя и не имѣлъ до тѣхъ поръ никакого понятія ни о священномъ писаніи, ни о пророчествахъ о Христѣ, но внезапно уразумѣлъ истину, и отъ всей души увѣровалъ въ Божество Спасителя... (какъ свидѣтельствуютъ о немъ евангелисты Матѳей: XXVII, 54, Маркъ: XV, 39 и Лука: XXIII, 47):

«Сотникъ же и тѣ, которые съ нимъ сторожили Іисуса, видя землетрясеніе и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Онъ былъ Сынъ Божій».

«Сотникъ же, видя происходившее, прославилъ Бога и сказалъ: истинно, Человѣкъ этотъ былъ праведникъ».

Преданіе церковное къ этому свидѣтельству прибавляетъ, что Лонгинъ былъ и въ числѣ стражей, приставленныхъ ко гробу Спасителя, и бывъ свидѣтелемъ чудеснаго воскресенія Христова, окончательно вмѣстѣ съ двумя другими воинами увѣровалъ во I. Христа, пришелъ къ Пилату и архіереямъ и разсказалъ имъ обо всемъ. Когда же они предложили ему золото, чтобы онъ утаилъ видѣнное имъ и воинами воскресеніе Христа и чтобы разсказывалъ всѣмъ, что ученики Христовы украли тѣло Его въ то время, какъ уснули стерегущіе Его, то Лонгинъ отвергнулъ ихъ предложеніе и, напротивъ того, какъ самовидецъ, свидѣтельствовалъ народу о воскресеніи Христовомъ и называлъ Его истиннымъ Богомъ. За это онъ подвергся ненависти и гоненію со стороны враговъ Христа, которые стали изыскивать причину погубить его, но, не находя за нимъ вины, не рѣшались на то, потому что Лонгинъ былъ старѣйшій изъ воиновъ, человѣкъ честный и извѣстный самому кесарю. Тогда Лонгинъ, уклоняясь отъ злобы преслѣдователей, оставилъ свой воинскій санъ и, принявъ крещеніе отъ апостоловъ, удалился въ свое отечество — Каппадокію и тамъ повсюду засвидѣтельствовалъ объ истинѣ воскресенія Христова. Слухъ объ этомъ дошелъ до іудейскихъ начальниковъ, и архіереи со старцами умолили Пилата оклеветать Лонгина передъ императоромъ Тиверіемъ въ возмущеніи народа. Такимъ образомъ они достигли того, что проповѣднику Христа былъ подписанъ смертный приговоръ. Посланные въ Каппадокію воины обезглавили Лонгина и двухъ воиновъ, друзей его; голову же его, въ доказатедьство его смерти, принесли въ Іерусалимъ, гдѣ Пилатъ и іудеи велѣли выбросить ее за городомъ, въ мѣсто, гдѣ были свалены всякія нечистоты. Черезъ нѣкоторое время она была, однакоже, извлечена оттуда чуднымъ образомъ въ прославленіе угодника Божія.

II. Св. муч. Лонгинъ сотникъ можетъ для всѣхъ насъ служить образцемъ честности, т. е. правдивости, неподкупности и вообще строгой любви къ истинѣ. О честности и побесѣдуемъ нынѣ.

а) Что же есть честность?

Говоримъ очень коротко, когда о комъ-нибудь говоримъ: «онъ человѣкъ честный» но этою краткостью выражаемъ все, что только можемъ сказать о человѣкѣ, достойномъ уваженія, довѣренности и любви. Честность есть благородная твердость, съ какою человѣкъ, безъ всякихъ постороннихъ видовъ и безъ мудрованій, слѣдуетъ своему сердечному убѣжденію — своей чистой совѣсти. Эта твердость составляетъ какъ бы душу его, которая обнаруживается во всемъ образѣ его мышленія и дѣйствованія, во всѣхъ его словахъ и дѣлахъ, во всѣхъ его чувствованіяхъ и тѣлодвиженіяхъ, при всякомъ его трудѣ и отдыхѣ, во всей частной и общественной жизни. Честный никогда не говоритъ и не показываетъ ничего иного, кромѣ того, что у него на умѣ и на сердцѣ. Честность есть врагъ всякой лжи, всякаго притворства, всякой хитрости, всякаго лукавства, обмана, нерадѣнія и вѣроломства. Честность ненавидитъ всякую кривую дорогу, всѣ тайные проходы лжи, все двусмысленное, лукавое, хитрое и коварное. Честность никогда, какъ говорятъ, не бьетъ на обѣ руки, не ласкательствуетъ, называетъ всякую вещь своимъ именемъ, особливо не хвалитъ того, что презираетъ въ своемъ сердцѣ. Не впадая въ порокъ безразсуднаго хуленія, которое осуждаетъ всѣхъ мыслящихъ и дѣйствующихъ не такъ, какъ она, честность обнаруживаетъ свое мнѣніе только тогда, когда спрашиваютъ у ней мнѣнія, но обнаруживаетъ откровенно, не смотря ни на что и ни на кого. Честность правдива, вѣрно держитъ свое данное слово, хотя получаетъ отъ того большія невыгоды; — молчалива, а особенно чтитъ и хранитъ повѣренную тайну.

Честность никогда не своекорыстна и не подозрительна, никогда не мыслитъ злого и не терпитъ зла, а все направляетъ къ добру. Кратко, истинная честность есть то же, что правда, какъ описалъ ее премудрый (Притч. 11, 30, 12, 28), и тоже, что любовь, какъ описалъ ее апостолъ Павелъ (1 Коринѳ. 13, 1— 8). Посему въ путехъ правды животъ, говоритъ Духъ Божій (Притч. 12, 28).

б) Къ честности побуждаетъ и природа наша.

Всякій любитъ называться и называетъ себя человѣкомъ честнымъ, хотя бы онъ былъ совершенно недостоинъ этого имени. Даже безчестнѣйшій человѣкъ, явный лецемѣръ и безстыднѣйшій обманщикъ, любятъ называть себя людьми честными, носятъ маску человѣка честнаго, и внѣ своего круга нигдѣ не хотятъ показаться бездѣльниками, лицемѣрами и обманщиками. А это явно показываетъ, что самая наша природа побуждаетъ насъ быть честными, т. е. всегда поступать по своему внутреннему убѣжденію, вездѣ показывать себя такими, каковы мы въ самомъ дѣлѣ, и вести себя во всѣхъ положеніяхъ и отношеніяхъ жизни такъ, какъ должно вести себя передъ Богомъ и передъ своею совѣстью.

в) Къ честности побуждаетъ и собственное благоразуміе.

Нечестный человѣкъ никогда не будетъ имѣть внутренняго мира. Онъ постоянно чувствуетъ угрызеніе совѣсти, постоянно находится въ тревогѣ и страхѣ, какъ бы не обличились его лукавство и нечестность, какъ бы не подвергнуться ему безчестію отъ людей и наказанію по закону. Такія опасенія большею частію сбываются. Лукавство и недобросовѣстность скоро обличаются. Тогда человѣкъ нечестный лишается всякаго уваженія и довѣрія отъ ближнихъ. Всѣ имъ гнушаются и никто не станетъ съ нимъ вести дѣло. Нечестный человѣкъ, если не подпадаетъ суду, остается среди людей одинокимъ, безпомощнымъ. Злѣ пріобрѣтенное имъ, злѣ и погибаетъ. Неправедное стяжаніе, внесенное въ домъ, становится огнемъ, поядающимъ и то, что въ немъ и прежде было пріобрѣтено. Но судъ человѣческій еще не такъ страшенъ, какъ страшенъ судъ Божій, карающій всякое попраніе правды и честности. Нечестный человѣкъ, обижая своимъ хищеніемъ и лукавствомъ ближнихъ, оскорбляетъ чрезъ то Самого Бога. «Какъ добро, творимое христіанамъ, Себѣ вмѣняетъ Господь, по реченному: понеже сотвористе единому сихъ братій Моихъ меньшихъ, Мнѣ сотвористе (Мѳ. 25, 46), такъ и обиду творимую христіанамъ, Себѣ вмѣняетъ Господь. Посему кто человѣку обиду творитъ, тотъ и Господу творитъ, кто человѣку досаждаетъ, тотъ и Господу досаждаетъ», говоритъ св. Тихонъ задонскій. Никто и ничто отъ всевидящаго ока Господня не утаится. Богъ вездѣ присутствуетъ и все видитъ, и въ книгѣ Своей записываетъ, а въ послѣдній день во всемъ томъ предъ всѣмъ міромъ обличитъ человѣка какъ Самъ сказалъ: «обличу тя и представлю предъ лицемъ твоимъ грѣхи твоя». (Пс. 49, 21). Нечестный человѣкъ, обманывающій и обижающій ближняго, прямо показываетъ, что онъ не имѣетъ въ сердцѣ своемъ страха Божія, не боится суда Господня и ада, — а кто не имѣетъ страха Божія, тотъ человѣкъ погибшій, у того нѣтъ спасительной узды, могущей сдерживать неистовые порывы страстей.

г) Къ честности побуждаетъ и слово Божіе. Всѣ общества, живущія въ мирѣ, тишинѣ, спокойствіи, довольствѣ и радости, живущія какъ великое семейство Божіе, таковы только потому, что въ нихъ большинство членовъ суть люди честные. Во благихъ праведныхъ исправится градъ (Притч. 11, 10). Источникъ жизни въ руцѣ праведнаго (Притч. 10, 11). Съ праведными пребываетъ веселіе (Притч. 10, 28). Благословеніе Господне на главѣ праведнаго (Притч. 10, 22). Правда возвышаетъ языкъ (Притч. 14, 34). Лучше единъ праведникъ, нежели тысяща грѣшникъ (Сирах. 16, 3). Вотъ что говоритъ Духъ Божій!

III. Итакъ, братія, къ честности побуждаетъ насъ не только слово Божіе, но и самая наша природа и собственная наша польза. Быть честнымъ весьма благородно и похвально. Честность пріобрѣтаетъ намъ у Бога любовь Божію, у людей — уваженіе и довѣренность. Будемъ усердно молиться Господу Богу, чтобъ Онъ благоволилъ поддержать честность въ силѣ тамъ, гдѣ она есть, умножить тамъ, гдѣ ея мало, и насадить тамъ, гдѣ ея нѣтъ. (Составл. свящ. Гр. Д—ко по проп. Григорія, архіеп. казанскаго и друт. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 415-417.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0