Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 24 iюня 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Пятнадцатый день.

Св. священномуч. Лукіанъ.

(О таинствѣ св. причащенія и нашей обязанности пріобщаться св. Христовыхъ таинъ).

I. Св. нынѣ прославляемый церковію священномученикъ Лукіанъ, оставшись сиротою на двѣнадцатомъ году жизни, роздалъ свое имущество бѣднымъ, а самъ сталъ учиться св. писанію подъ руководствомъ св. Макарія исповѣдника. За строгую жизнь и распространеніе христіанскаго просвѣщенія, св. Лукіанъ былъ посвященъ въ пресвитера. Въ этомъ священномъ санѣ Лукіанъ удвоилъ труды. Онъ оказалъ особенную услугу исправленіемъ текста св. писанія, изложивъ на трехъ столбцахъ для сравненія греческій, сирскій и еврейскій тексты. Многотрудную жизнь свою св. Лукіанъ закончилъ мученическою смертію. По приказанію императора Максиміана, его жестоко мучили, а потомъ заковали въ цѣпи, заключили въ темницу и морили голодомъ. Св. Лукіанъ отъ изнеможенія не могъ двинуться, но тѣмъ не менѣе, желая сподобиться пріобщенія тѣла и крови Христовыхъ, лежа спиною на острыхъ камняхъ темницы, совершилъ безкровную жертву въ праздникъ Богоявленія на своей груди, для приготовленія себя и другихъ узниковъ — христіанъ къ смерти; послѣ чего и скончался.

II. Теперь нѣтъ ни гоненій, ни преслѣдованій, однако нѣкоторые по своему нерадѣнію лишаютъ себя великаго счастія хотя одинъ разъ въ годъ пріобщиться св. таинъ Христовыхъ.

Такіе нерадивые христіане не знаютъ, вѣрнѣе же сказать, не хотятъ знать ни сущности таинства пріобщенія, ни своей прямой обязанности, пріобщаться св. Христовыхъ таинъ.

Для вразумленія таковыхъ побесѣдуемъ какъ о томъ, такъ и другомъ.

а) Хлѣбъ и вино, освящаемые при Божественной литургіи, претворяются: хлѣбъ — въ тѣло, а вино — въ кровь Христову. Это чудо совершается силою небесной благодати. Тотъ же I. Христосъ, Который претворилъ нѣкогда на бракѣ въ Канѣ галилейской воду въ вино, Тотъ же Христосъ, всемогуществомъ Своимъ, и нынѣ таинственно претворяетъ на алтаряхъ хлѣбъ — въ святое тѣло Свое, а вино — въ пречистую кровь Свою. Тотъ Самый Младенецъ — Богъ, Который лежалъ въ ясляхъ виѳлеемскихъ, Тотъ же Божественный Младенецъ и нынѣ возлежитъ на священныхъ жертвенникахъ, подъ видомъ хлѣба и вина. Нѣкоторые святые. а именно: Василій Великій, Григорій Богословъ и Іоаннъ Златоустъ и другіе видѣли эту великую тайну въ настоящемъ ея видѣ. Видѣли, подъ покровомъ хлѣба и вина, Предвѣчнаго Младенца, Господа I. Христа. Но не только святые, — и грѣшные, по Божію промыслу, видѣли эту тайну, безъ прикровенія. Кто читалъ отеческія церковныя книги, тотъ можетъ привесть на память многіе примѣры, подтверждающіе истину нами сказаннаго. Одинъ жидовинъ, какъ пишется въ житіи Василія Великаго, вошедши въ храмъ при божественной литургіи, совершаемой Василіемъ Великимъ, увидѣлъ, что сей святитель держалъ въ рукахъ отроча, раздроблялъ его и потомъ раздавалъ народу пріобщающемуся. Подошелъ къ принятію святыхъ таинъ и жидовинъ, взялъ часть отъ святыхъ таинъ, по тогдашнему обычаю, въ руку, принесъ въ домъ, и увидѣлъ, что принесенное имъ было истинное тѣло. Это жидовина поразило, и онъ содѣлался ревностнымъ христіаниномъ. Еще, нѣкоторый магометанинъ, житель Аравіи, бывши въ церкви христіанской, увидѣлъ, что священникъ во время литургіи закололъ младенца, кровь его источилъ въ чашу, и тѣло раздробилъ на блюдѣ. Потомъ христіане предстоявшіе тѣло младенца ѣли, а кровь пили. Невѣрный сарацинъ смотрѣлъ на сіе, какъ на дѣло жестокое, и послѣ литургіи сильно поносилъ священника. Но когда священникъ со смиреніемъ и уваженіемъ къ видѣвшему объяснилъ тайну, то магометанинъ, пораженный сею вещію, сдѣлался послѣдователемъ евангелія и мученикомъ за Христа. Есть и другіе примѣры, подобные симъ: но мы, для сокращенія времени, оставляемъ ихъ.

Послѣ сего, можетъ быть, спросите: почему же Богъ сокрываетъ отъ насъ видъ тѣла и крови въ тайнѣ святого причащенія? Отвѣчаютъ на сіе богоносные отцы церкви такъ: «естество человѣческое отвращается отъ употребленія сырого тѣла (мяса), и крови не можетъ, безъ отвращенія, пить. Посему Богъ въ тайнѣ причащенія прикрываетъ тѣло видомъ хлѣба, а кровь — видомъ вина». Положимъ, скажете, это вѣрно; но нельзя ли, для удостовѣренія, въ наши времена, намъ видѣть въ тайнѣ причащенія вмѣсто хлѣба — тѣло Господне, а вмѣсто вина — кровь Христову? О, безъ сомнѣнія, можно! Но мы должны разсудить, чего мы хочемъ? мы должны вспомнить слова Христовы: блажени не видѣвшіи, и вѣровавше. Такое видѣніе попущаетъ Богъ, большею частію, для невѣрующихъ, а намъ, вѣрующимъ и не сомнѣвающимся въ святости тайны причащенія, желать сего видѣнія излишне и грѣшно. По сему правила церкви повелѣваютъ, что если бы кому изъ священниковъ, литургисающихъ, т.-е. совершающихъ обѣдню, священный хлѣбъ представился въ видѣ тѣла и младенца, а вино въ видѣ крови, таковый священникъ не долженъ пріобщатьея, но долженъ повергнуться въ смиреніи духа предъ вездѣсущимъ Богомъ, винить себя въ маловѣріи и просить Господа, да явитъ ему таинство причащенія въ обыкновенномъ видѣ, въ какомъ оно преподается истинно вѣрующимъ христіанамъ.

б) Сказавши о томъ, что церковь, между прочимъ, предлагаетъ въ доказательство дѣйствительности тѣла и крови Христовой, скажемъ объ обязанности нашей пріобщаться сей тайнѣ. Всѣ мы, христіане, читаемъ между прочимъ въ сѵмволѣ вѣры такъ: вѣрую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь. Этимъ мы обязываемся, отъ самой купели святого крещенія, исполнять всѣ правила святыхъ вселенскихъ и помѣстныхъ соборовъ.

аа) Что же повелѣваютъ соборы относительно принятія святыхъ таинъ? «Да отлучени будутъ не причащающіеся», говоритъ 9-е правило святыхъ апостолъ.

«Отвращаяйся святаго причащенія, да будетъ отриновенъ», говоритъ правило 2-е святаго собора, бывшаго въ Антіохіи. Очевидно, что церковь всегда поставляла и поставляетъ въ обязанность всѣмъ, исповѣдающимъ православную вѣру, пріобщаться святыхъ таинъ; очевидно также, что она не признавала и не признаетъ тѣхъ своими вѣрными сынами, которые своевольно удалялись и удаляются отъ принятія тѣла и крови Христовой.

И такъ, кто хочетъ быть исполнителемъ заповѣдей матери своей — церкви, кто хочетъ быть истиннымъ ея сыномъ, кто дорожитъ своею душею, тотъ долженъ принимать святыя тайны. Но если бы святые соборы ничего не говорили объ обязанности нашей пріобщаться святыхъ таинъ: то должна побудить насъ къ исполненію этой священной обязанности воля Господа нашего I. Христа.

бб) Спаситель, отходя отъ міра сего, заповѣдалъ, въ лицѣ апостоловъ, всѣмъ православнымъ христіанамъ — вкушать тѣло Его, предлагаемое на святыхъ жертвенникахъ подъ видомъ хлѣба, и пить кровь Его, преподаваемую подъ видомъ вина. I. Христосъ, указывая на хлѣбъ, на тайной вечери предложенный, сказалъ: пріимите, ядите: сіе есть тѣло Мое, а подавая чашу съ виномъ, которую Онъ благословилъ, рекъ: пійте отъ нея вси: сія бо есть кровь Моя, сіе творите въ Мое воспоминаніе. Вотъ на чемъ, — на заповѣди Господа Іисуса, основывается наша священная обязанность пріобщаться святыхъ таинъ.

III. Да не уклонимся же мы отъ сей священной обязанности, если желаемъ быть христіанами не по имени только, но и по жизни. Да подражаемъ св. ревности сподобиться пріобщенія св. Христовыхъ безсмертныхъ и животворящихъ Таинъ нынѣ прославляемому св. священномученику Лукіану, который, лежа спиною на острыхъ камняхъ темницы, закованный въ желѣзныя цѣпи, совершилъ безкровную жертву для приготовленія себя и др. узниковъ къ смерти. (Сост. свящ. Г. Д-ко по поуч. Іакова, архіеп. нижегородскаго, ч. 1 и друг. источн.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 413-415.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0