Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Слово пастыря
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Русскіе проповѣдники

Указатель
А | Б | В | Г | Д | Е
-
З | И | І | К | Л | М
-
Н | О | П | Р | С | Т
-
Ф | Х | Ш | Ѳ | N
Біографіи

Слова и поученія

Въ день Святой Пасхи
-
На праздники Господскіе
-
На праздники Богородицы
-
На праздники святыхъ
-
На Четыредесятницу
-
На дни Цвѣтной тріоди
-
На воскресные дни
-
На Новый годъ (1/14 янв.)
-
На царскіе дни
-
Въ дни рукоположеній
-
Въ дни поминовеній
-
Военныя проповѣди

Святѣйшій Сѵнодъ

Грамоты и посланія

Проповѣди прот. Г. Дьяченко

Годичный кругъ поученій

Проп. архим. Пантелеимона

На всѣ воскресные дни года

Соборъ 1917-1918 гг.

Дѣянія Собора 1917-1918 гг.
-
Новые мученики Россійскіе

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 28 апрѣля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 17.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

Д

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Дьяченко Григорій Михайловичъ, протоіерей, духовный писатель, магистръ богословія. Сынъ діакона вит. губ. (род. въ 1850 г.), по окончаніи курса въ моск. дух. академіи (1877 г.), пройдя нѣсколько разныхъ должностей, принялъ свящ. санъ въ 1885 г., за сочиненіе «О приготовленіи рода человѣческаго къ принятію христіанства» получилъ степень магистра, въ 1899 г. возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ настоятелемъ церкви св. мученика Трифона въ Москвѣ. Протоіерей Д. въ русской богословской литературѣ извѣстенъ весьма многими трудами, преимущественно назидательнаго и проповѣдническаго характера. Кромѣ вышеупомянутой магистерской диссертаціи, перу его принадлежатъ многочисленныя статьи, помѣщенныя въ разныхъ періодическихъ изданіяхъ, и отдѣльные труды, какъ «Доброе слово», книга для классн. чтенія, выдерж. до 8 изд.; «Слова, поученія, бесѣды и рѣчи пастыря церкви на разные случаи», 550 поуч. (1898 г.): «Полный церковно-славянскій словарь», со внес. въ него важнѣйш. др.-русск. словъ и выраженій, всего до 30.000 словъ (1899); «Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года», 2 т., изд. 3-е 1901 г. и мн. др. далѣе>>

Поученія

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)
Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года.

Мѣсяцъ октябрь.
Четырнадцатый день.

Поуч. 2-ое. Святые мученики: Назарій, Гервасій, Протасій и Кельсій.

(Качества первыхъ христiанъ).

I. Воспоминаемые нынѣ святою церковью мученики Назарій, Гервасій, Протасій и Кельсій пострадали въ царствованіе Нерона (въ I вѣкѣ). Назарій родился въ Римѣ и получилъ благочестивое христіанское воспитаніе подъ руководствомъ своей матери, затѣмъ принялъ крещеніе отъ епископа Лина. По достиженіи совершеннолѣтія Назарій получилъ отъ родителей слѣдовавшую ему часть имѣнія и удалился въ Миланъ. Здѣсь онъ сталъ заниматься благотворительною дѣятельностью, раздавалъ милостыню нищимъ и оказывалъ разныя услуги христіанамъ, заключеннымъ въ темницѣ. Въ то время императоръ Неронъ воздвигъ гоненіе на христіанъ; въ числѣ подвергшихся преслѣдованію были святые братья Гервасій и Протасій. Родители Гервасія и Протасія были христіане и пострадали за вѣру; сыновья ихъ десять лѣтъ подвизались въ постѣ и молитвахъ, безбоязненно исповѣдали вѣру, подверглись преслѣдованію римскаго правительства и были заключены въ тюрьму въ Миланѣ. Назарій, часто навѣщавшій ихъ въ заключеніи, полюбилъ ихъ и утѣшалъ бесѣдою. Градоначальнику донесли о томъ, что Назарій посѣщаетъ узниковъ христіанъ, доступъ къ которымъ воспрещался. Назарій былъ отданъ подъ стражу и приведенъ на судъ градоначальника. За рѣшительный отказъ признать языческихъ боговъ и почтить ихъ жертвами и поклоненіемъ Назарій подвергся жестокимъ истязаніямъ и былъ изгнанъ изъ города. Изгнанникъ удалился въ Галлію (нынѣшняя Франція) и здѣсь проповѣдывалъ вѣру Христову, въ городѣ Кимелѣ крестилъ сына одной христіанки, по имени Кельсія, и наблюдалъ за его воспитаніемъ. Когда Кельсій достигъ совершенныхъ лѣтъ, онъ сдѣлался спутникомъ Назарія въ дѣлѣ проповѣди. Градоначальникъ Кимелы, ревностный язычникъ, заключилъ Кельсія и Назарія въ тюрьму и только по просьбѣ своей жены освободилъ ихъ. Изъ Кимелы Назарій и Кельсій отправились для проповѣди въ городъ Триръ и здѣсь обратили многихъ къ христіанству. Языческія власти, недовольныя успѣхомъ христіанской проповѣди, отослали святыхъ проповѣдниковъ въ Римъ на судъ императора. Кельсій и Назарій были отданы на съѣденіе дикимъ звѣрямъ, но тѣ до нихъ не дотронулись. Святыхъ ввергли въ море, но они не потонули и ходили по водамъ морскимъ какъ по сухому пути. Это чудо поразило язычниковъ, Христовой вѣрѣ пріобрѣло еще новыхъ послѣдователей, а святыхъ исповѣдниковъ избавило отъ дальнѣйшихъ мученій. Кельсій и Назарій были отпущены и снова удалились въ Миланъ. Но въ Миланѣ языческія власти снова подвергли ихъ истязаніямъ и заключили въ ту же темницу, гдѣ были заключены Гервасій и Протасій. Градоначальникъ письменно спрашивалъ Нерона, какъ ему поступить съ заключенными христіанами. Императоръ, узнавъ, что они еще живы, очень разгнѣвался и приказалъ немедленно казнить ихъ. Мощи всѣхъ четырехъ святыхъ мучениковъ хранились подъ спудомъ, пока епископъ Амвросій (ІѴ в.) не перенесъ ихъ въ церковь святыхъ апостоловъ. Когда мощи ихъ были вынуты изъ земли, многіе больные получили исцѣленіе; такъ слѣпецъ Севиръ, прикоснувшійся къ одеждамъ святыхъ мучениковъ, немедленно исцѣлился отъ своего недуга.

II. Жизнь и подвиги святыхъ нынѣ прославляемыхъ мучениковъ напоминаютъ намъ о жизни и подвигахъ всѣхъ вообще первенствующихъ христіанъ. Выяснимъ нѣсколько качества сердца ихъ: они весьма поучительны.

а) Первые, истинные христіане, всѣ почитали себя чадами Божіими; потому что Іисусъ Христосъ училъ всѣхъ Своихъ учениковъ молиться Господу Богу такъ:

Отче нашъ, Иже еси на небесѣхъ! И такъ какъ этими словами Іисусъ Христосъ училъ всѣхъ Своихъ учениковъ называть Бога своимъ Отцемъ; то они безъ малѣйшаго сомнѣнія и почитали Бога своимъ Отцемъ, а себя, посему самому, Его чадами. И какъ имъ было не почитать себя чадами Того, Кого называли своимъ Отцемъ? Но почитая Бога своимъ Отцемъ, а себя чадами Его, они, какъ и должно, старались любить Его, слушаться Его, исполнять святую волю Его; ибо иначе что за дѣти, ежели они не любятъ и не слушаютъ своего отца? Что за дѣти, ежели они не повинуются своему отцу, и не исполняютъ воли своего отца! Что за дѣти, ежели не слѣдуютъ установленному отцемъ порядку, и установляютъ свой порядокъ?

б) Всѣ первенствующіе христіане почитали себя братьями Іисуса Христа, братьями вѣчнаго Сына Божія, потому что всѣ помнили слова Христовы: иже аще сотворитъ волю Отца Моего, Иже есть на небесѣхъ, той братъ Мой и сестра Ми есть (Матѳ. 12, 49). Но такъ какъ они признавали Іисуса Христа своимъ братомъ, то и любили Его, какъ брата; а потомъ любили и другъ друга, другъ другу помогали, другъ друга защищали; ибо всѣ истинные братья любятъ другъ друга, помогаютъ другъ другу и защищаютъ другъ друга; потому что называться братомъ и — не любить брата, не помогать брату, не защищать брата есть нѣчто совершенно неестественное, по крайней мѣрѣ, весьма предосудительное.

в) Всѣ древніе христіане почитали себя наслѣдниками Божіими и сонаслѣдниками Христовыми, потому что твердо знали слово св. апостола: аще чада есмы Божія, то и наслѣдницы: наслѣдницы убо Богу, снаслѣдницы же Христу (Римл. 8, 17). Но почитая себя наслѣдниками Божіими и снаслѣдниками Христовыми, они всевозможно старались вести себя такъ, чтобъ можно было наслѣдовать царствіе небесное, — именно, провождали жизнь праведную; потому что неправедницы, говоритъ апостолъ, царствія небеснаго не наслѣдятъ (1 Кор. 6, 9).

г) Всѣ первые христіане слушали и читали одно — слово Божіе, и ученіе, заключающееся въ словѣ Божіемъ, поставляли единственнымъ, непремѣннымъ правиломъ своей жизни. Всѣ они больше всего любили Бога. Ибо всѣ твердо помнили заповѣдь Господа: возлюбиши Господа Бога твоего всѣмъ сердцемъ твоимъ, и всею душею твоею, и всею мыслію твоею, и всею крѣпостію твоею (Матѳ. 22, 37. Марк. 12, 30).

У всѣхъ нихъ была одна главная цѣль: не чести, не богатство, не сила въ обществѣ, не ученость и т. п., но спасеніе души.

Всѣ первые христіане употребляли одни средства ко спасенію и при томъ самыя надежныя: истинное покаяніе, сердечную молитву, св. причащеніе и жизнь по Христовымъ заповѣдямъ.

д) Наконецъ, всѣ первые христіане почитали себя на землѣ не дома. Странніи и пришельцы есмы на земли (Евр. 11, 13). Житіе наше на небесѣхъ есть, говорилъ св. апостолъ (Филип. 3, 20). А посему туда, на небеса, стремилось у первыхъ христіанъ и сердце. Для неба они жили на землѣ, и отнюдь не прилѣплялись къ земному всѣмъ сердцемъ; а пользовалиеь земнымъ и берегли земное, какъ такую вещь, которая имъ будетъ не нужна, можетъ быть, сего же дня къ вечеру. Они всѣмъ сердцемъ прилѣплялись къ благамъ, уготованнымъ для нихъ на небесахъ; а больше всего – къ Тому, Кто уготовалъ для нихъ тѣ блага. Они старались исправлять свое сердце и провождать жизнь святую, жить по волѣ Божіей, не своей; а больше всего старались усовершаться въ любви. Потому что св. апостолъ заповѣдывалъ надъ всѣми стяжавать не почести, не имущество, не веселости, не сладости житейскія, а любовь (Колос. 3, 14).

III. Вотъ что были истинные христіане! Вотъ что они дѣлали! Вотъ къ чему стремились!

Теперь пусть всякій войдетъ въ глубину своего сердца и спроситъ: таковъ ли онъ? То ли онъ дѣлаетъ? Къ тому ли стремится? — Кто найдетъ себя такимъ, тотъ блаженъ, и всѣ обѣтованія Божіи, сколько ихъ ни есть, для него суть ей и аминь (2 Кор 1, 20), т.-е. непремѣнно исполнятся. Но ежели кто не найдетъ себя такимъ, то тому должно стараться дѣлаться христіаниномъ истиннымъ немедленно, потому что Премудрый сказалъ: не вѣси, что породитъ находящій день (Притч. 3, 28).

Благодать Всесвятаго Духа да сотворитъ насъ всѣхъ христіанами такими, каковы были христіане первые — христіанами истинными! Аминь. (Сост. по «Слов. или бесѣд. на воскр. и праздн. дни» Григорія, архіеп. казанскаго, т. I, изд. 1849 г.).

Источникъ: Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года примѣнительно къ житіямъ святыхъ, праздникамъ и др. священ. событіямъ, воспоминаемымъ Церковію, и приспособленныхъ къ живому проповѣдническому слову (импровизаціи). Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Священникъ Григорій Дьяченко. Въ двухъ томахъ: Томъ второй. Второе полугодіе. (375 поученій). — Второе пересмотрѣнное и значительно дополненное изданіе. — М.: Изданіе книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. — С. 411-413.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0